СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по теме "Информационное общество"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по теме "Информационное общество"

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме "Информационное общество"»

Организационный момент. Приветствие учащихся

Актуализация знаний.

Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Мы с вами тоже причастны к этому процессу. Вот поэтому, мы приступаем к изучению главы, которая называется «Информационная деятельность человека».

Сегодня мы рассмотрим два вопроса: «Информатизация общества» и «Информационная культура».

Изучение новой темы.

  1. Запишем определение Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, высшей ее формы – знаний.

  2. Всю свою жизнь человечество накапливает знания, накапливает информацию. По подсчетам ученых с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, почти два тысячелетия. Второе удвоение произошло в 1900 году (примерно за 250 лет), а третье – к 1950 году, то есть уже за 50 лет. По этим подсчетам видно что информатизация общества происходит большими темпами. Причем эта тенденция все более усиливается. Это явление получило название «информационный взрыв», указывая на быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний и превышение материальных затрат на хранение, передачу и обработку информации в сравнении с расходами на энергетику.

  3. Рассмотрим характерные черты информационного общества (на слайде) не записываем


  1. Этапы становления информационного общества.

На заре цивилизации (десятки тысяч лет назад до н.э.) люди научились изготавливать простые орудия труда и охоты. В первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществах деятельность была направлена на овладении веществом. Хватало элементарных знаний и первобытных навыков, но постепенно объем информации увеличивался и люди почувствовали недостаток индивидуальных знаний. Потребовалось научиться обобщать знания и опыт, которые способствовали правильной обработке информации и принятию необходимых решений.

В истории человечества несколько раз происходили настолько радикальные изменения в информационной области, что их можно назвать информационными революциями.

Записываем в тетрадях таблицу «Информационные революции»

Информационные революции

Изобретение








Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. Как вы думаете когда произошло изобретение письменности?

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Кто изобрел радио? Русский физик Александр Степанович Попов. 7 мая 1895 г. Попов выступил с демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

  • •переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

  • •миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

  • •создание программно-управляемых устройств и процессов.


  1. Как можно охарактеризовать современное общество?
    Понятие "информационное общество" появилось в середине 60-х годов XX века в Японии и США. Смысл его заключался в том, что большая часть населения развитых стран будет заниматься информационной деятельностью, а главным продуктом производства и основным товаром станет информация.

  2. Признаки информационного общества в тетрадь:

  • Приоритетность информации перед другими продуктом деятельности человека.

  • Информация является предметом купли – продажи.

  • Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

  • Безопасность информационного общества, информации.

  • Защита интеллектуальной собственности.

  • Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.


В информационном обществе каждый человек, в какой бы точке земного шара он не находился, будет иметь реальную возможность легко связаться с другим человеком или организацией, передать и получить любую необходимую информацию - деловую и бытовую.

  1. Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информации. Для того чтобы в этом море «не утонуть», необходимо обладать информационной культурой.

  2. Чем определяется культура человека? Какой человек считается культурным? На слайде

А в чем проявляется информационная культура человека?

Чтобы ответить на этот вопрос мы к образу культурного человека будем добавлять элементы, иллюстрирующие черты информационной культуры человека. 



Современное общество принято называть информационным, поэтому человек должен обладать такими качествами, которые позволили бы ему адаптироваться и хорошо существовать в IT-насыщенной среде.


Черты информационной культуры человека

Во-первых, в информационном обществе человек должен владеть различными техническими устройствами – от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей.

Во-вторых, он должен владеть информационными технологиями.

В-третьих, он должен уметь извлекать информацию как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.

В-четвертых, он должен уметь представить информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.

В-пятых, он должен знать различные методы обработки информации.

В-шестых, он должен уметь работать с разными видами информации.

Таким образом, мы получили человека, владеющего информационной культурой.

Ответьте на вопрос: “В какой степени вы соответствуете образу человека, владеющего информационной культурой, полученной нами на экране?”.

Для этого заполните таблицу, полученную вами в раздаточных материалах, и определите процент соответствия.

Оценивайте по

10-бальной шкале

Черты информационной культуры человека

Итого

1

2

3

4

5

6


 

 

 

 

 

 

 



Пояснение: ученик должен аргументировать свой ответ. Так как вероятность того, что процент соответствия образу информационно-культурного человека будет невысока, после ответов учащихся необходимо им сообщить, что на уроках информатики они как раз и будут формировать и повышать уровень информационной культуры.

А теперь подведем итоги и сформулируем определение понятия “информационная культура”.

Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. 

Заключение: «Мы живем в XXI веке – значит, мы живем в информационном
обществе. Каким оно будет – это зависит от нас!»