Готовимся к
по обществознанию
2.2 Наука в жизни современного общества. Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Наука:
Систематизированные взгляды на действительность
Система специфических организаций с работающими в них людьми (например, НИИ)
Особый вид деятельности, система научных исследований.
Наука как социальный институт включает:
ученых с их знаниями, способностями и опытом - представители науки, осуществляющие осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества;
научные учреждения (РАН, научные центры, государственные институты и др.) и организации (ЮНЕСКО, ИЮПАК, международный астрономический союз и др.;
специальное оборудование (лабораторные установки, космические станции и др.);
методы научно-исследовательской работы (наблюдение, эксперимент и т. д.);
особый язык (знаки, символы, формулы, уравнения и пр.).
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.
Функции науки:
познавательно-объяснительная; наука помогает человеку понять мир, объяснить его закономерности;
культурно-мировоззренческая— помогает формированию научного мировоззрения, способствует культурному развитию;
практически –деятельностная – непосредственно участвует в практической деятельности людей
социальная – научные знания помогают создавать наиболее благоприятные условия для развития человека, для формирования его личности; научные исследования способствуют изменению социальных процессов.
прогностическая— составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов.
Система научных знаний:
научные факты
законы
теории
методы получения научных знаний (наблюдение, эксперимент, расчёты, доказательства и др.)
особый научный язык (в математике – числа, в химии – условные знаки и т.д.)
специальная терминология
Классификация наук:
1. по предмету познания
естественные – изучают природу химия, биология, экология)
точные – изучают числа и количественные отношения (математика)
общественные – изучают общество (социология, экономика, обществознание)
гуманитарные — дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)
технические — служат практическим целям, изучают действия законов физики и химии в технических устройствах (радиоэлектроника, физика, химия полимеров)
2. по ориентации на практику
фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику
прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем
Этические нормы науки:
социальная ответственность учёного (клонирование)
бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
общечеловеческие требования и запреты (плагиат)
Черты современной науки:
всеохватность — не ограничена временем, пространством, объёмом
незавершённость
дифференцированность— различные направления и школы
интегрированность— синтез знаний, комплексный анализ
Инновация — нововведение.
Критерии научных знаний:
объективность –предметы явления должны быть познаны такими , какие они есть, без посторонних привнесений (взглядов, собственного мнения
рациональность – опора на мышление, максимальное исключение эмоций
системность – упорядоченность знаний по каким-либо признакам
проверяемость (верифицируемость)- знания должны быть проверены на практике или с помощью законов логики.
Наличие особой системы методов исследования
Необходимость особой подготовки для занятия научной деятельностью
Тенденции развития науки в современной России
Усиление внимания органов государственной власти к научно-технической и инновационной сфере
Возрастание роли науки как производительной силы общества
Усиление практической направленности научных знаний
Использование научных знаний для решения политических, экономических, военных, экологических, энергетических и других проблем.
Признаки возрастания значимости науки для современного общества
Если раньше научные исследования стимулировались прежде всего стремлением к знанию, то теперь их результаты востребованы обществом, они представляют большой промышленный и военный интерес.
Дифференциация (от лат. differentia — разделение, расчленение) науки (идёт процесс специализации знания, дробления областей исследования), появление новых научных дисциплин (психофизиология, биофизика, психолингвистика, этнопсихология и т. д.).
Постоянный рост количества научной информации.
Повышение значимости образования, в том числе высшего.
Если раньше наукой занимались только энтузиасты, поскольку наука не являлась работой, которая могла бы обеспечить жизнь учёного, то в современных условиях существует особая категория людей — научные работники, которые зарабатывают себе на жизнь только исследовательской работой → изменение статуса учёного.
ЗНАЕШЬ –
ЗНАЧИТ,
СДАШЬ!