Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Доргелинская СОШ №1»
Конспект урока
Класс: 7
Предмет: русский язык
Тема: «Повторение изученного о деепричастии»
Образовательная технология: развивающая технология, здоровьесберегающиие технологии, игровые технологии.
Учитель: Батырмурзаева Сийли Магомедовна
Тема: «Повторение изученного о деепричастии»
Цели:
Образовательная:
закрепление навыков правильного написания деепричастий, расстановки знаков препинания при деепричастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать деепричастия от других частей речи.
Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка, выработка личных качеств: организованности, самоконтроля и самооценки.
Развивающая: развитие у детей творческого воображения, логического мышления, внимания.
Оборудование: экран, компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки.
Тип урока: систематизация изученного.
Ход урока:
Организационный момент.
Целеполагание.
На протяжении многих уроков мы изучали с вами особую форму глагола- деепричастие. Сегодня мы должны обобщить изученный нами материал.
Запишите число, тему урока: «Урок-закрепление по теме: «Деепричастие».
Цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в деепричастиях, пунктуацию при деепричастном обороте.
Слайд №1
Словарный диктант
Нести улыбаясь, ухватившись крепко, выскочив с места, пойти пешком, взять напрокат, держа кувшин, оскорбить сгоряча, сидеть не шевелясь, глядя по сторонам, не замечая в темноте, закрыв двери, увидев друга, покидая гнезда, вырастив птенцов, встретившись с другом.
Проверка теоретических знаний учащихся.
Слайд №2
Что называется деепричастием?
Какие виды деепричастий вы знаете?
Какие суффиксы имеют деепричастия несовершенного вида?
Учащиеся отвечают и подтверждают примерами.
Какие суффиксы имеют деепричастия совершенного вида?
Учащиеся отвечают и подтверждают примерами.
Что называется деепричастным оборотом?
Учащиеся отвечают и подтверждают примерами.
Какие позиции занимает деепричастие в предложении?
Учащиеся отвечают и подтверждают примерами.
Чем отличается деепричастие от наречия?
Учащиеся отвечают.
Слайд №3
Это упражнение поможет узнать. Как дети усвоили теоретические сведения о деепричастии.
Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения.
Верите ли вы, что деепричастие изменяемая часть речи
Деепричастия своим внешним видом похожи на наречия?
Деепричастия не связаны с глаголом?
Деепричастие в предложении выполняет роль обстоятельства?
Деепричастия с НЕ всегда пишутся раздельно?
Слайды № 4-7
Анализ текста.
Слайд № 8
Ребята, обратите внимание на текст. (Спроецирован на доске, если нет возможности, раздаточный материал). Выразительное чтение учителем:
Прочитайте текст и выполните задания.
Упражнение 1
И точно — кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг нее, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, как в бесшабашной пляске, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.
Маслята были вполовину чайного блюдца, желтые и светло-желтые, а не то чтобы темно-коричневые и с белой пленочкой с нижней стороны. Но, к нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем нетронутые червяком.
В. Солоухин
6) Найдите предложение с деепричастием, запишите его.
7) Определите, какого вида деепричастие и как оно образовано.
8) Сделайте морфемный разбор деепричастия.
Слайд № 9
Упражнение 2.
Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.
1. Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.
2. Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом.
Упражнение 3.
От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:
Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.
С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.
Упражнение 4.
От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.
Построить, увидеть
Упражнение 5.
Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.
.Это полезно знать.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.
Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.
Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.
Тест по теме "Деепричастие"
1. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.
А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
Г) Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.
А) Мама сидела, откинувшись в кресле.
Б) Я открыл окно и залюбовался видом.
В) Разложив игры, дети сели в кружок.
Г) Уставшая, она не хотела идти домой.
3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?
А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;
Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;
В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;
Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.
4. Сколько деепричастий в предложении?
Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
А) 2;
Б) 3;
В) 4;
Г) 5.
5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
А) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;
Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;
В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;
Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.
Рефлексия.
Что интересного мы узнали на уроке?
Понравился ли вам урок и чем же?
В каком месте вы затруднялись отвечать или выполнять задания?
Домашнее задание. упр.418, синт разбор двух предложений.