Конспект беседы по теме: «Путешествие в Рыбье Царство» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: пополнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, среде обитания, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах;
Задачи: развивать у детей связную речь логическое мышление, обогащать словарь ребёнка; вызвать у дошкольников желание больше узнать о рыбахк изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле.
Словарная работа: плавники, мальки, чешуя, аквариум, камбала, жабры, сом, щука, карась, ёрш, акула, икра.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением разных видов рыб, наблюдение за рыбками в аквариуме, беседы о рыбах, о бережном отношении к жителям водоёмов.
Оборудование: рыбки — жетоны, иллюстрации с изображением Русалочки, кораблика, краба, лягушки, энциклопедия с иллюстрациями рыб, запись звуков «Журчание ручья», «Шум моря»).
Ход беседы:
Организационный момент.
Воспитатель: Посмотрите на картинки: кто лишний и почему?
Воспитатель: Уберем воробья. Назовите рыб: карась, щука, сом, окунь. Вы видели этих рыб, где? (Дети рассказывают). Например, Это толстая, усатая, немного похожая на кита рыба-сом. А это хищная, длинная рыба- щука. И.т.д.
Воспитатель: А какая рыба самая большая, маленькая, красивая?
Воспитатель: Рыбы такие разные, так не похожи друг на друга. А почему же их называют рыбой?
Дети: Все они живут в воде, плавают, и молчат, потому что у них нет ушей и они не слышат, поэтому и не знают, как это - говорить и что вообще это можно делать. Рыбы молчат потому, что Бог возможно подумал, что именно они должны молчать и создал их такими.
Воспитатель: Кто из вас любит приключения? Мы отправляемся в увлекательное путешествие, а на чём, вы узнаете, отгадав загадку:
Ходит город — великан на работу в океан. (Корабль).
Воспитатель: Отправляемся на красивом сказочном корабле. У нас в гостях сегодня Русалочка. Она покажет нам дорогу в страну интересных созданий.
Воспитатель:
Кто живёт в этой стране, вы узнаете, отгадав загадку:
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Кто живёт в этой стране? (Рыбки).
Отправляемся в путь. Дорога наша трудна и опасна, поэтому мы должны сидеть тихо и слушать очень внимательно.
А кораблик наш тем временем подплывает к первой остановке.
1 остановка «Встреча с умным крабом».
Крабик нам расскажет всё, что знает о своих соседях — рыбах.
Рыбы очень хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки.
А каких рыб вы знаете? (Ответы детей).
У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.
Кто может ответить, как передвигаются рыбы? Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые.
Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.
Как и люди, рыбы могут дышать. Когда рыба глотает воду, вода проходит через жабры. Жабры поглощают кислород и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз.
Рыбе легче плавать, если её тело имеет продолговатую форму, но иногда встречаются такие интересные рыбы, что их и описать сложно. У рыбы — меч верхняя челюсть похожа на меч. Тело рыбы — сабли напоминает саблю, а у нож — рыбы, как вы думаете, что? Верно, нож. Нож рыба умеет плавать хвостом вперёд.
Рыба — ёж покрыта длинными иголками. А рыба — землекоп любит покопаться в земле.
А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет!)
Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго.
2 остановка «Встреча с лягушкой».
Воспитатель: Лягушка приготовила для вас несколько заданий (за правильные ответы выдаются жетончики).
- Назовите все места, где обитают рыбы. (Море, океан, озеро, река, речей, пруд, аквариум).
- Назовите самую хищную рыбу. (Акула).
- Из чего выводятся мальки — детёныши рыб? (Из икры).
- Чем покрыта поверхность тела рыб? (Чешуёй).
Молодцы, справились с заданиями, а наш кораблик плывёт всё дальше, за Русалочкой.
А сейчас немного отдохнём.
Физминутка:
Море очень широко( разводят руки в стороны)
Море очень глубоко(приседают)
Рыбки там живут, друзья(выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить нельзя!(разводят руки в стороны, приподняв плечи)
3 остановка «Золотая рыбка».
Воспитатель: Её задание: отгадать сложные — сложные загадки.
1. В озере большая злюка,
Эта зубастая и хищная (Щука)
2. В омуте речном живет,
У него огромный рот,
Вы слыхали о таком?
Ну конечно, это… (Сом)
3. От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл …
(Карась)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Вы хорошо справились со всеми заданиями. За это Русалка дарит вам медальонки-красивые рыбки. Возвращаемся в садик.