Конспект на тему «Сказочное царство слов». 5класс
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Цель: способствовать обогащению обучающихся знанием русского языка, борьбе за его чистоту и смысловую точность.
Задачи:
Формировать развитие речи;
Обогащение словарного запаса;
Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи;
Воспитывать любовь и уважение, интереса к родному русскому языку;
Формировать навыки речевого общения;
Совершенствовать грамматический строй речи.
Умение выделять главное, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе, умение слушать и слышать, вести диалог.
расширение представления о русском языке, его силе и возможностях, использования выразительных средств языка;
способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, развитию эстетического чувства, воспитанию чувства любви к Отечеству.
Оборудование: Раздаточный материал, мел, доска, презентация. Поощрительные призы.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Приветствие, подготовка к учебному занятию, организация внимания детей.
2. Беседа.
- Ребята, а вы знаете, в какой стране мы живем? Правильно, в России, мы – россияне. Россия – большая страна, и ее населяет много народов, но большинство говорит на русском языке.
- Мы, на каком языке говорим? (На русском.)
- Красив, богат и могуч наш русский язык, об этом мы сейчас с вами поговорим. Величайшее богатство народа – это язык!
- Насколько богат наш русский язык? Приведу сейчас пример. Богатая речь – та, в которой используются разнообразные предложения, слова и словосочетания. Например: 1 вариант – простой: Однажды я заметил, как морозом прихватило траву и лужи. 2 вариант - непростой: Я был свидетелем рождения мороза; как он подсушил и побелил старую пожухлую траву и покрыл лужицы тончайшим стеклом. Казалось бы смысл двух вариантов одинаковый, но насколько мы можем так красиво написать или сказать устно. В этом ценность нашего русского языка.
- У вас же есть урок английского языка? Давайте сравним. В чем разница между английским и русским языком.
Английский язык | Русский язык |
Нет окончаний: Beautiful ; Home | Есть окончания: Красивый, Красивая, Красивой, Красивые; Дом, Дома, Дому, Домом. |
Одно отрицание:I will never tell anybody. | Несколько отрицаний: Я никогда никому не скажу. |
Порядок слов строгий: Подлежащее сказуемое второстепенные члены предложения. ( Мы читаем наши книги учителю каждый день.) | Порядок слов свободный: Мы читаем наши книги учителю каждый день. Каждый день мы читаем наши книги учителю. Мы читаем каждый день учителю наши книги. |
Предложение глагол всегда есть: we are musicians. | Глагола может не быть: Мы музыканты. |
- И многое другое, я привела самые важные и наиболее частые. Вот почему иностранцы когда изучают наш русский язык испытывают трудности.
- В древние времена, когда русские люди еще не знали букв (то есть их еще не придумали, а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та – своей. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным. К устному народному творчеству относятся: сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, прибаутки, загадки, колыбельные.
- Сегодня у нас будет конкурс на пословицы и поговорки.
- Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались еще до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают ее живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.
3. Разминка
Задание – продолжить пословицы и поговорки:
Что посеешь… (то и пожнешь).
Без труда… (не выловить и рыбку из пруда).
Сделал дело… (гуляй смело).
В гостях хорошо… (а дома лучше).
С кем поведешься… (от того и наберешься).
Как аукнется… (так и откликнется).
Один в поле ... (не воин).
Ученье — свет ... (а неученье — тьма).
Терпение и труд ... (все перетрут).
Дело мастера ... (боится).
За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь).
4. Конкурс
1 этап:
Задание – вспомнить пословицы о труде. (Кто не работает, тот не ест. Любишь кататься – люби и санки возить. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. И др.
- У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.
2 этап:
На карточках разного цвета написаны пословицы: на одной – начало, на другой – окончание.
Задание – сочинить новую пословицу, то есть соединить по – новому. Например:
Слово не воробей, в лес не убежит.
Любишь кататься – имей сто друзей.
Предложенные пословицы:
Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
Работа не волк, в лес не убежит.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Баба с возу – кобыле легче.
3 этап:
Задание «Путанница» - Слова в них стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны. Все должны вернуть буквы на свои места и правильно прочесть поговорку или пословицу.
Маыд бзе ногя ен тыбеав.
Вырепй нилб момко.
У сахарт залга екилив.
Шепсошипь - ейдюл шешимьсан.
Ответы:
Дыма без огня не бывает.
Первый блин комом.
У страха глаза велики
Поспешишь - людей насмешишь.
4этап:
«ПОДБЕРИ ПОСЛОВИЦУ» Задание – выбрать из правого ряда пословицы, аналогичные по смыслу пословице левого ряда. (можно изменить задание - выбрать противоположные по смыслу.)
| Большое дело не бывает без потерь |
| Одного поля ягоды |
Куй железо, пока горячо | За деревьями не видно леса |
| Ржавое железо не блестит |
| Делай все вовремя |
| Трудно и дереву одинокому расти |
| Чистое золото ценится дорого |
Один в поле не воин | Теперь обувь шьют и без шила |
| О книге не суди по переплету |
| Из угольного мешка не выходит белой пыли |
| Как аукнется, так и откликнется |
| Сытый голодного не разумеет |
Не все то золото, что блестит | Не по виду суди, а по делам гляди |
| Не сделавши дела — не хвались |
| Рука руку моет |
Что посеешь, то и пожнешь | Не говори гоп, пока не перескочишь |
Не дивись на человека, а дивись на его дело |
Что делаешь, то и имеешь |
5 этап:
Задание вспомнить поговорки, пословицы на «Труд», «Магические числа», «Ученье».
Ответы: Ученье
Век живи, век учись.
Знание - сила.
Ученье свет, а неученье – тьма.
Труд.
Труд человека кормит, а лень - портит.
Без дела жить - только небо коптить.
Без труда не выловишь рубку из пруда.
Умение и труд все перетрут.
Сделал дело – гуляй смело.
Магические числа.
Семеро одного не ждут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Один в поле не воин.
Заключительный этап.
Подведение итогов. Прощание с учащимися.