СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока для детей с ОВЗ по теме: Глагол как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для детей с ОВЗ по теме: Глагол как часть речи»

Конспект урока для детей с ОВЗ по теме: Глагол как часть речи


Тема: Глагол как часть речи

Цель урока: познакомить школьников с частью речи - глаголом, его отличительными признаками.

Задачи, направленные на формирование УУД:

Предметные:

- научатся видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами;

- сделают богаче свою речь, употребляя глаголы;

- выработают навыки грамотного письма.

Личностные:

– воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма;

– развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;

– уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.                      

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

-учиться видеть глаголы в речи;

-составлять предложения с глаголами;

-анализировать, делать выводы, сравнивать;

-учить работать со справочной литературой.

Регулятивные УУД:

-понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

-определять и формулировать цель своей деятельности;

-оценивать свои достижения;

-учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

-участие в диалоге;

-обсуждать, слушать и понимать речь других;

-отвечать на вопросы;

-работать в паре, в группе.

Специальные цели урока, учитывающие образовательные возможности детей с отклонениями в развитии:

1. Совершенствование движений и сенсомоторики

  • Развитие мелкой моторики и пальцев рук;

  • Развитие артикуляционной моторики;

2. Колррекция отдельнвых сторон психической деятельности:

  • коррекция – развития, представлений, ощущений;

  • коррекция – развитие памяти;

  • коррекция -  разивтие внимания;

  • формирование обощенных представлений о сыойтсвах предметов (цвет. форма, величина);

  • развитие пространсвенных представлений и ориентации;

    Этапы урока.
    Методы и приёмы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Примечание

    Организационный

    Диалог

    - Приветствие учащихся. Проверка рабочего места.

    Приветствовать учителя


    Подготовка к усвоению нового

    На доске записаны слова.

    ЦВЕТОК

    УЛЫБКА

    ДАРИТЬ

    ЗВОНОК

    УЛЫБАТЬСЯ

    ПИРОГ

    ГОТОВИТЬ

    СОБИРАТЬ

    - На какие две группы можно разделить слова?

    - Что у них общее?

    -Чем отличаются?

    Ищут общее и различие в приведенных словах. Ищут критерий на основании, которого можно разделить слова на две группы.

    Выдвигают предположения. Называют критерий и группы слов. Остальные учащиеся соглашаются или выдвигают свои гипотезы.

    Проблемный метод (классификация слов, путем деления на две группы по заранее неизвестному критерию)


    - Проверим предположение: одна группа слов обозначает предмет, вторая группа слов обозначают действие. В первой группе будут слова: ЦВЕТОК, УЛЫБКА, ЗВОНОК, ПИРОГ

    Во второй: ДАРИТЬ, УЛЫБАТЬСЯ, ГОТОВИТЬ, СОБИРАТЬ

    - Совершенно верно! Молодцы, ребята.



    Сообщение темы урока. Постановка цели

    - Слова-действия предметов называются глаголы.

     - Тема нашего урока: Глагол как часть речи.

    - Цель урока: выяснить. зачем нужны глаголы, научиться видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами.

    - Откройте свои тетрадки. Запишите число. Классная работа

    Слушают учителя. Запоминают тему урока. осознают цель урока.


    Объяснение нового

    - Послушайте небольшой рассказ и скажите, почему, в связи с чем изменилась жизнь существительных в стране Части Речи. У каждого из вас на столе лежит текст минисказки. Следите по тексту.

    - В стране Части Речи жили-были имена существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды кое-что изменилось. Трава стала расти, колыхаться развеваться, зеленеть и пахнуть. Кот — бегать, спать, мяукать, охотиться.

    - Что же произошло, ребята?


    - Правильно, пришли слова-действия предметов. Они не могут смотреть на бездействие и всех заставляют что-то делать.

    - Подчеркните все слова в сказке, которые обозначают действие.

    - Проверим, что получилось. Перечислите все слова в минисказке, которые обозначают действие: бездействовали, изменилось, стала, расти, колыхаться, развеваться, зеленеть, пахнуть, бегать, спать, мяукать, охотиться.

    - Назовите свои примеры слов-действий.

    Слушают учителя.

    Слушают и читают про себя. Ищу ответ на вопрос.

    Отвечают. Когда были одни существительные в стране Части Речи, им жилось скучно. А с появлением слов-действий стало интереснее.

    Слушают и соотносят ответом озвученные ранее с ответом учителя.

    Слушают. Запоминают новое задание.

    Самопроверка.

    Называют глаголы.

    Работа с текстом.

    Анализ и поиск отличий глаголов от существительных.

    Работа в парах. Один называет глаголы, второй оценивает правильность. Учитель направляет процесс.


    - Молодцы.

    - Слово-действие называется глагол. Сформулируйте определение понятия глагол.

    Принимают похвалу и одобрение учителя.

    Формулируют определение глагола.



    - Откройте правило совы на стр. 68 и прочитайте определение понятия «глагол».


    - Что правило в учебнике дополняет нашему выводу?

    Работают с учебником.

    Читает один вслух, другие про себя. Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета. Глагол отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

    Анализируют определение понятия глагол.

    - Глагол отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

    Работа с учебником. сравнение своего определения с официальным.


    Физкультминутка

    Выполняют разминочные упражнения, слушают учителя.


    Первичное закрепление

    - Рассмотрите рисунки на стр. 68 упр.116.

    - Что делает мальчик?


    - На какой вопрос отвечают эти слова?

    - Какая это часть речи?

    - Работаем в парах, как сидим за партами. Составьте предложения по любому рисунку.

    - Запишите предложение «Мальчик Вова поливает цветы».

    - Какое слово обозначает действие предмета?

    - Подчеркните это слово двумя чертами.

    - Повторите правило, с которым мы сегодня познакомились.

    - Посмотрите фрагмент мультфильма, и ответьте на вопрос: Все ли действия животных названы правильно?

    - Вы узнали сказку К. Чуковского? Как она называется?

    - Правильно.

    - Все ли действия животных названы правильно?

    - Давайте откроем упр. 118.

    - Назовите правильные действия животных.


    - Запишите номер упражнения и спишите сказку правильно, как мы с вами исправили.

    - Прочитайте слова, которые отвечают на вопросы что делают?

    - Прочитайте слова, которые отвечают на вопросы  что сделали?

    - Какой частью речи они являются?

    - А что такое глагол?

    Рассматривают рисунки.

    Подбирают глаголы, отвечают: моет, поливает, стирает, читает.

    - Что делает?

    - Глагол.

    Составляют предложения.

    Мальчик Вова поливает цветы.

    Записывают предложение в тетрадь.

    - Поливает.

    Подчеркивают глагол «поливает» двумя чертами.

    Повторяют правило.

    Смотрят фрагмент мультфильма К. Чуковский «Путаница»

    «Путаница».

     

    - Неправильно. Все действия перепутаны.

    Разбирают упражнение 118

    Птицы зачирикали, мухи зажужжали, лягушата квакают, утята крякают.

    Выполняют упражнение письменно.

    Находят глаголы

    - Крякают, квакают, хрюкают

    Находят глаголы

    -Зажужжали, зачирикали, заржали.

    -Глаголом.

    Повторяют правило.

    Часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы что делать, что сделать.

    Работа с сюжетной картинкой.

    Беседа по картинке

    Работа в парах.

    Учитель пишет это предложение на доске.

    Учитель подчеркивает глагол двумя чертами на доске.

    Эвристическая беседа

    На доске написаны правильные сочетания действий и названий животных.

    Итог урока

    - С какой частью речи познакомились на уроке?

    - Какую часть речи называют глаголом?
    - Для чего нужны глаголы в речи?
    - Запишите д/з: работа в печатных тетрадях.

    Обобщают изученное.
    Подводится итог урока.


    Рефлексия

    - Если вы сегодня на уроке все поняли, то поднимите зеленый карандаш.

    - Если вы что-то не поняли, и у вас остались вопросы, то жёлтый.

    - Если вы ничего не поняли, то красный.

    Оценивают свою работу


  • разивтие представлений о времени.

3. Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления,

  • развитие словесно-логического мышления.

4. Развитие основных видов мышления:

  • развитие умения сравнивать, анализировать;

  • развитие умения выделять сходство и различие;

  • умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

  • умение планировать деятельность.

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое до конца;

  • формировать умением преодолевать трудности;

  • воспитание самостоятельного принятия решения;

  • формирование адекватности чувств;

  • формирование устойчивой и адекватной самооценки;

  • формирование умения анализировать свою деятельность;

  • воспитание правильного отношения к критике;

6. Коррекция развития речи:

  • развитие фонематического восприятия;

  • коррекция нарушений устной и письменной речи;

  • развитие лексико-грамматических средств языка.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть  Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Методы используемые на уроке:

  • Проблемный метод - стимулирует открытие знаний и обеспечивает лучшее усвоение нового материала как обычных детей, так и детей с ОВЗ.

  • Эвристическая беседа используется для подведения младших школьников к нужному выводу (для детей обычных и детей с ОВЗ).

  • Беседа – проверка усвоения изученного нового материала (получение обратной связи с учащимися обычными и с ОВЗ).

Приемы:

  • Составление предложений по сюжетной картинке – применение, нового знания в новой ситуации, практическое применение знания для детей с ОВЗ.

  • Работа у доски одного ученика – выступление перед классом, образец для других учащихся, подкрепление визуальное для детей с ОВЗ.

Формы работы:

  • Фронтальная работа – приветствие, классификация слов, объявление темы урока, цели, эвристическая беседа, беседа опрос в конце урока.

  • Индивидуальная работа – запись в тетради, выполнение упражнения, подчеркивание слов в минисказке.

  • Работа в парах – составление предложений (в паре легче составлять предложения, помощь для детей с ОВЗ), один называет глаголы, второй оценивает правильность (быть в роли учителя детям нравится, это ответственность, рост самооценки).


Начало формы

Конец формы