Конспект урока географии в 9 классе
Тема: Место России в мировом производстве чёрных металлов. Особенности технологии производства чёрных металлов. География металлургии чёрных металлов: основные районы и центры.
Цель: Сформировать представление о роли России в мировой чёрной металлургии, изучить технологические особенности производства и географию отрасли.
Задачи:
Образовательные: Определить место России в мировой добыче железной руды и производстве стали. Изучить виды предприятий чёрной металлургии и их особенности размещения.
Развивающие: Развивать умение работать с картами, текстом учебника, анализировать статистические данные, выделять главное.
Воспитательные: Воспитывать интерес к экономике страны, понимание важности металлургического комплекса и его экологических проблем.
Оборудование: Интерактивная доска, презентация учителя, физическая и экономическая карты России, атласы для 9 класса, учебник, раздаточный материал (таблицы, схемы).
Тип урока: Комбинированный урок с использованием групповых форм работы.
Применяемые технологии:
Технология критического мышления (работа с текстом, проблемные вопросы)
Групповая и парная работа (формирование коммуникативных УУД)
ИКТ (презентация)
Картографическая технология (развитие пространственного мышления)
Критерии оценки: Активность на этапах работы, правильность заполнения таблицы и карты, точность ответов при фронтальном опросе.
Ход урока:
Организационный момент (2 мин)
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Формулировка темы и целей урока.
Актуализация знаний (5 мин)
Фронтальная беседа:
Что такое металлургический комплекс?
Какие производства в него входят?
Почему металлургию называют базовой отраслью экономики?
Мотивация: Учитель показывает образцы продукции из металла (скрепка, гвоздь) и задаёт вопрос: «Как вы думаете, какой путь прошёл этот предмет, прежде чем оказаться у нас в руках?»
Изучение нового материала (25 мин)
Этап 1. Место России в мировом производстве (работа в парах с учебником)
Задание для пар: Используя текст учебника (стр. 30), заполните таблицу в тетради:
Показатель | Место России в мире | Основные конкуренты |
Запасы железной руды | 3-е место | |
Добыча железной руды | входит в пятёрку | Китай, Австралия, Бразилия |
Производство стали | входит в пятёрку | Китай, Индия, Япония |
Проверка: Обсуждение результатов, учитель дополняет ответы.
Этап 2. Особенности производства (объяснение учителя с опорой на презентацию)
Сырье: Железная руда, коксующийся уголь, известняк.
Типы предприятий:
Комбинаты полного цикла (Магнитогорск, Липецк, Череповец)
Передельные заводы
Малая металлургия
Бездоменная металлургия (Старый Оскол)
Проблемный вопрос: Почему предприятия полного цикла размещаются недалеко от сырья или топлива?
Этап 3. География металлургии (работа с картой в парах)
Задание: Используя карту в атласе (стр. __), нанесите на контурную карту:
Основные металлургические районы: Уральский, Центральный, Сибирский, Северо-Европейский
Крупнейшие центры: Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новотроицк, Липецк, Череповец, Новокузнецк, Череповец, Старый Оскол
Месторождения железной руды: КМА, Урал, Кольский п-ов, Сибирь
Угольные бассейны: Кузбасс, Печорский, Донбасс
Закрепление (10 мин)
Групповая работа: Класс делится на 4 группы (по металлургическим районам). Каждая группа готовит краткую характеристику своего района по плану:
Выступление спикера от каждой группы (по 2 минуты)
Фронтальный опрос:
Рефлексия и домашнее задание (3 мин)
Рефлексия: "Сегодня я узнал...", "Было интересно...", "Я затруднялся...".
Домашнее задание: