СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока-исследования по окружающему миру в 3 классе по теме «Вода. Значение воды для жизни на Земле»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока-исследования для учащихся 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-исследования по окружающему миру в 3 классе по теме «Вода. Значение воды для жизни на Земле»»

Конспект урока-исследования по окружающему миру в 3 классе

по теме «Вода. Значение воды для жизни на Земле.

Свойства воды. Охрана водных объектов»

Класс: 3

УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: В процессе практического исследования установить основные свойства воды.

Тип урока: Урок- исследование

Задачи: Познакомить обучающихся со свойствами воды, со значением воды для живых организмов, обратить внимание на проблему охраны воды на Земле; развивать внимание, логическое мышление, речь.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь работать в группе, правильно организовывая рабочее место, уметь выдвигать гипотезу, проводить опыты, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению товарищей, делать выводы

Личностные УУД: иметь мотивацию к учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осуществление сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

регулятивные УУД: умение определять учебную задачу и стараться её выполнить, высказывать свои предположения;

коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение излагать свою точку зрения, умение работать в группе;

познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; проводить исследования по инструкции, формулировать выводы.

Образовательные ресурсы:

  1. Мультимедийная презентация «Вода. Свойства воды», «Значение воды для жизни на Земле».

  2. Фото «Чистые пруды. Водоёмы Челябинской области

  3. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир», Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Москва: «Вако», 2004г.

  4. ЦОР «Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Окружающий мир 3 класс».

Оборудование: Интерактивная доска, проектор, моноблок

Стакан с чистой водой, стакан с молоком, кусочек мыла, 2 чайные ложки, соль, сода, песок, сахар, мел; листы юного исследователя, инструкция для проведения исследования, воронка, фильтр, карточки для групповой работы, корточки для составления кластера, капельки воды для рефлексии.

Учебник «Окружающий мир» 3 класс 1ч Плешаков

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

УУД

Планируемые результаты

I. Самоопределение к деятельности.


Здравствуйте, дети! Мне очень приятно видеть вашу заинтересованность.. Вы готовы активно работать на уроке и узнавать новое?

-А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока учебными действиями



- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)будем узнавать новое

- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? Что я не знаю?

Буду стараться узнать новое.

- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.



Слайд №1.и №2( настрой на урок) Изречение Экзюпери.

« Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты - сама жизнь!»

О чём эти слова?




Сформулируйте тему урока.


На уроке мы будем изучать

Информацию из урока извлекать

Точку зрения высказывать

На вопросы отвечать

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом развивать!

(Слова-подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.)











Если не ответят, то загадку разгадать.


В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.



Регулятивные.

Организация рабочего места.

Проверка готовности

II. Актуализация знаний.

Работа с диском

Составление кластера

Что такое вода?

Слайд №3 (Тема урока.).


– Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. Почему?

( Показываю наглядно это

соотношение на пособии « Доли») Слайд №4 (глобус)

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д.

Вода есть и под землей (родники и др.).

Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.



Вода в морях и океанах.

Если воды так много, почему её надо беречь?

На каждые 100 литров солёной воды приходится 2 литра пресной.



В каких водоёмах вода солёная ?








Тела и вещества


Вода- это вещество.





Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.



















На Земле много воды. Ею заполнены моря и океаны. Но она солёная. Человеку нужна пресная вода, которой не так уж много.




В океанах и морях















Регулятивные.

Постановка и решение проблемы.

Формулировка темы урока.

III. Постановка проблемы.


Создание проблемной ситуации.


Сегодня у нас урок – исследование.


Как в любой научной лаборатории, мы будем проводить экспертизу вещества. ( Показываю сосуды с прозрачной жидкостью).


Можно ли точно сейчас сказать, в каком из них вода?



Как же можно отличить одно вещество от другого?

С помощью чего?


Для чего людям необходимо знать свойства веществ?


Какими свойствами обладает вода?


Выдвигаем свои гипотезы




Дети ставят для себя задачи на урок .




Похоже на воду.






Провести исследование.




Для того, чтобы эти свойства использовать в жизни.




Называют и записывают на доске.








Регулятивные.

Планировать работу


Познавательные.

Постановка и решение проблемы.



Постановка проблемы.


Выдвижение гипотезы.


Настрой на работу.

IV.Операционно- исполнительный этап.










































































































































































V. Оценочно- рефлексивный этап.


5.1 Интерпретация полученных данных.











5.2 Вывод по результатам исследовательской работы.


















5.3 Применение новых знаний в учебной деятельности.

Проверка понимания изученного материала и его первичное закрепление.



































5.3 Самооценка детьми собственной деятельности.






5.4 Рефлексия.

































 Дети, работать будем в группах.

Каждый из вас берёт квадратик. По его цвету садятся за столик с такого же цвета опознавательным знаком и названием команд «Солнце». «Вода» , «Земля» .

Когда исследование завершится, команда должна поднять руки.


Задание и необходимое оборудование на столе.



















По окончании опытов все садятся за свои места и смотрят на экран.

Работа над свойством: при нагревании вода расширяется, а при охлаждении - сужается ,проводится по слайду №5


















Затем от каждой группы выходят по 2 представителя. ( По ходу их выступлений на экране появляются слайды с исследованиями) Слайд №6,7,8

Первый оглашает результаты работы своей группы, к каким выводам пришла группа, какие свойства воды выявили.

Второй представитель даёт ответы на проблемные вопросы, данные группе.

Если группа не может дать ответ на проблемный вопрос, он обсуждается коллективно.

Если группа неверно называет свойство воды, учитель спрашивает представителей других групп, согласны они или нет.

Учитель может сам поправить неверный ответ или попросить выяснить в учебнике истину.




























В ходе выступлений на экране появляется запись: Слайд №9.

  • СВОЙСТВА ВОДЫ.

  • 1. Без цвета.

  • 2.Прозрачна.

  • 3.Без вкуса.

  • 4.Текуча.

  • 5.Формы не имеет, принимает форму сосуда.

  • 6.Без запаха.

  • 7.Вода-растворитель (но не всех веществ).

  • 8.При нагревании вода расширяется, при охлаждении- сжимается.

Сравниваем с выдвинутыми гипотезами, записанными на доске в начале исследования.

Слайд № 10. (Экзюпери) Почему писатель так сказал?

Работа с учебником. Стр.95 «Вода и жизнь. Чем важна вода»»

Задание:

Найти 2 предложения, которые коротко раскрывают

значение воды для живых существ? Подчеркни их.

Ответы на задание учебника.

-Какие предложения подчеркнули?( 1 и предпоследнее).

Читаем первое. (Вода входит в состав любого организма.)

- Как вы понимаете эту фразу?

-Сколько воды в телах животных?

-А в организме человека? ( Схематический показ на долях)

-Сколько требуется человеку в сутки воды?

-Читаем предпоследнее предложение. (Для многих организмов вода- природный дом.)

-Как вы это понимаете?



Так что же такое вода?

Слайд №11

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений.



Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.



Слайд№12

В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.

Слайд №13

Много ли воды в твоем теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

Слайд №14

Вода “добывает” электрический ток, работая на электростанциях

Вода моет всех людей, города, машины, дороги.

А еще вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, – ничего не сделать без воды.

Вот она какая, вода!

Но это все стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.


Слайд№15 ( Вода- это жизнь)

Просмотр фото-ролика «Чистые пруды . Водоёмы г. Купино».

На следующем уроке мы будем говорить о бережном отношении к воде.

Слайд № 16. (Берегите воду)

Почему произошла такая трагичная картина?

Оцените свой вклад в исследование
и всех из своей команды.




На доске плакат.

Закончи предложения:

- Сегодня я узнал…

- У меня получилось…..

- Мне понравилось….

- Я хотел бы себя похвалить…


Обучающиеся прикрепляют капельки под выбранной картинкой













1 группа «ЗЕМЛЯ»

Оборудование:
стакан с водой, 3 стакана с чаем, 1 стакан с молоком, красные полоска, чайная ложка.


Опыт №1.
Возьмите красную полоску, опустите в воду. Сравните её цвет с цветом воды.

Сделайте вывод о цвете воды.

Проблемный вопрос: Почему вода в реках, морях кажется синей, голубой, иногда зеленоватого, сероватого оттенка?


Опыт №2.
Поставьте рядом стаканы с чаем, молоком, водой. Поочерёдно опустите чайную ложку в каждый стакан. Видна ли ложка? Сделайте вывод о прозрачности воды.


Проблемный вопрос: Где человек использует это свойство воды?
Всегда ли вода прозрачна в водоёмах? Почему так происходит?



Опыт №3.
Попробуйте на вкус поочерёдно чай, воду.

Сделайте вывод, имеет ли чистая вода вкус?


Проблемный вопрос: Где человек использует это свойство воды?













2 группа « СОЛНЦЕ»


Оборудование: стакан с водой, стакан с густым клейстером,2 тарелки, ложка, ёмкости для воды разной формы, мыло.

Опыт №4

Перелейте воду на тарелку. Растеклась ли она по тарелке?

На другую тарелку вылейте клейстер. Сравните с текучестью воды.

Сделайте вывод о текучести воды.

Проблемный вопрос: Где человек использует это свойство воды?


Опыт №5

Переливайте воду в разные ёмкости. Что можете сказать о форме воды? Какую форму имеет вода в разных ёмкостях?


Проблемный вопрос: Где человек использует это свойство воды?

Опыт № 6

Понюхайте кусочек мыла, не раскрывая его, затем понюхайте воду в стакане.

Сделайте вывод о запахе чистой воды?


Проблемный вопрос: Где человек использует это свойство воды?












3 группа «ВОДА»


Оборудование: 5 стаканов воды. В чашечках сахар, соль, сода, песок, толчёный мел. Чайные ложки 6 штук, воронка, фильтровальная бумага, ватные диски, пластмассовые палочки.


Опыт №7


В каждый из 5 стаканов положите разные вещества из предложенных, размешайте. Понаблюдайте, какие вещества растворились полностью, какие частично, какие не растворились. Сделайте вывод.
Проблемный вопрос: Где человек использует это свойство воды?



Опыт № 8.


Подумайте, как очистить воду от песка, используя приспособления, лежащие на столе. Как называются такие приспособления? Как называется процесс очистки воды?
Проблемный вопрос: Где человек использует это свойство воды?








































































Дети оценивают свою работу и команда работу каждого.

Познавательные.

Установление причинно- следственных связей, решение проблемы.



























































Познавательные.

Устанавливать причинно-следственные связи.













Личностные.

Проявить свои способности в усвоении нового материала.

Проверка гипотезы, совместный вывод.






























































Узнают свойства воды.
























































































































































Выразить своё отношение к уроку.












































































                                             

2