СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 9 классе на тему "Международные отношения, конфликты и войны в конце 19 начале 20 вв."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применены технологии:игровая, обучение в сотрудничестве(групповая работа), ИКТ

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 9 классе на тему "Международные отношения, конфликты и войны в конце 19 начале 20 вв."»

Конспект урока истории в 9 классе Дата проведения 19.03.2024

Учитель:Васильева Т.Н.

Тема урока: Международные отношения, конфликты и войны в конце XIX начале XX вв.

Цели и задачи урока:

  • Раскрыть историческое значение международных отношений, актуализировать знания о развитии истории стран Западной Европы на рубеже XIX-XX веков.

  • Способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов, становлению ценностных ориентаций школьников на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров.

  • Донести до сознания учащихся мысль, что накопление военного потенциала, всплеск расизма и шовинизма представляют большую угрозу миру, что нет “малых войн”, каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации, сформировать чувство протеста против несправедливых захватнических войн, стремление бороться с проявлениями национализма, шовинизма, расизма как одних из самых опасных проявлений агрессии.

  • Расширить кругозор школьников за счёт сведений, выходящих за рамки школьного учебника.

  • Охарактеризовать общее состояние международных отношений.

  • Описать формирование блоковой системы.

  • Показать нарастание международной напряжённости в конце XIX в начале XX в. , проявившееся в гонке вооружений, росте национализма и шовинизма, создании военных союзов, региональных войнах за раздел мира.

  • Продолжить развивать умение готовить сообщение, использовать ранее изученный материал, оценивать исторические явления, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- научатся отбирать важную информацию для составления таблицы;

- получат возможность дать прогноз «на будущие десятилетия»;

Метапредметные УУД:

Познавательные: определят новые понятия, соотнесут основные направления внешней политики стран с назревающей угрозой миру; оценят последствия неразрешимых противоречий; научатся выделять общее и особенное, устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность в соответствии с целью и задачами урока, прогнозировать и представлять результаты своей работы; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, грамотно представлять конкретное содержание в устной и письменной форме

Личностные УУД:

- осознают губительность войн и ценность мира для всех поколений; выбирают целевые и смысловые установки своей деятельности, уважительно относиться к чужому мнению.

Образовательные технологии: игровая, обучение в сотрудничестве(групповая работа) ИКТ – технология

Оборудование: учебник, рабочий лист, презентация

Основные понятия:

  • модернизация, колониализм, сферы влияния; Антанта; “Союз трёх императоров”,

“Тройственный союз”, “Франко-русский союз”;

События

1873 г. – Союз трех императоров. Австро-русско-германский договор. Страны обещали друг другу нейтралитет в случае войны.

1879 г. – подписание тайного союзного договора между Германией и Австро-Венгрией (Двойственный союз)

Май 1882 г. – Тройственный союз. В него вошли Германия, Австро-Венгрия и Италия. Страны-участницы гарантировали друг другу «благожелательный нейтралитет» в случае нападения четвертой державы и военную помощь при нападении на одну из них Франции или нескольких держав.

1891–1893 гг. – создание союза России и Франции. Россия и Франции обязались оказывать взаимную помощь в случае нападения Германии

1904 г. – соглашение Англии и Франции о разделе сфер влияния в Африке.

1907 г. – соглашение России и Франции по спорным вопросам в Иране, Афганистане и Тибете.

Договоры 1904 и 1907 гг. заложили основы Антанты

К этому времени оформились два враждебных военно-политических блока, которые в 1914 г. вступили в мировую войну (см. о возникновении Антанты стр.(223-224).

Рост напряженности на Балканах

1908–1909 гг. – Боснийский кризис.

1912–1913 гг. – Первая и вторая Балканские войны.

Участники

Отто фон Бисмарк – первый рейхсканцлер Германии.

Александр III – российский император.

Николай II – российский император

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

Игровой момент «Крестики-нолики» (карточка).

1

2

3


4

5

6


7

8

9


Х – согласен с утверждением -(да)

О – не согласен с утверждением -(нет)

1.Экспансия – это расширение территории стран за счёт захвата чужих территорий (да)

2.Китай был самой богатой колонией Великобритании (нет)

3.В начале XX века начался раздел мира на колонии и сферы влияния между ведущими державами (нет)

4.Апеннинский полуостров в конце XIX века получил название «порохового погреба» Европы (нет)

5.Метрополия – это государство, владеющее колониями (да)

6.Османская империя входила в состав ведущих держав к началу XX века (нет)

7.Коалиция – это союз государств, созданный для достижения определённой цели (да)

8.Контрибуция – это насильственное присоединение территории другого государства (нет)

9.Балканский полуостров находился в центре внимания политиков России и Австро-Венгрии (да)


Учитель: Кто победил – крестики или нолики? Самопроверка

3.Мотивационно - целевой этап

Учитель. Г. В. Плеханов не раз выказывал своё понимание о характере войн в новейшее время. В статье 1904 г., написанной по просьбе редакции французского социалистического журнала, он в частности, так сформулировал причину возникновения войн в капиталистическом мире: “От времени до времени капиталисты разных стран в своей отчаянной борьбе за расширение рынка сбыта бывают вынуждены нарушить этот м . Позднее Плеханов дал более развёрнутое толкование по этому вопросу. Войны в эпоху капитализма, неизбежны, ибо они порождаются стремлением предпринимателей-капиталистов к расширению сфер влияния, рынков сбыта. Войны можно разделить на два типа - справедливые и несправедливые. Первые ведут государства, защищающиеся от агрессии, вторые - государства-агрессоры в целях захвата территорий.”

Вопрос: Что такое война? (Это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства, это конфликт).

Вопрос: Почему начинаются войны? (У государств появляются взаимные претензии друг к другу)

Вопрос: Для достижения своих целей государства часто объединяются друг с другом. Приведите примеры таких коалиций (Антифранцузские коалиции, Священный союз.)

Вопрос: Как вы думаете, какие страны определяли состояние международных отношений в военном отношении государств? Назовём их. (США, Великобритания, Россия, Франция, Германия, Австро-Венгрия.)

– Как вы думаете, какие государства были более заинтересованы в переделе мира? (Молодые, “голодные” государства - Германия, Италия, Япония)

Учитель: Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока (ученики озвучивают свои версии). Итак, тема нашего урока “Международные отношения, конфликты и войны в конце XIX начале XX вв.»

-Какие цели мы поставим перед собой? На какие вопросы мы должны будем ответить в течение урока? (ученики определяют цели урока)


4.Изучение нового материала.

4.1. Работа в группах

1группа: Венская система (стр.215 п.1.)

Вопросы

1.Главная задача Венского конгресса. (После победы над Наполеоном встал вопрос об послевоенном устройстве Европы)

2.Какие страны приняли участие в Венском конгрессе 1815 г? (Россия, Англия, Австрия и Пруссия, а также проигравшая Франция)

3.Найдите какие принципы провозглашались и запишите их в тетрадь.

Запись в тетрадь:

  • Реставрация, т.е. возвращение к дореволюционным порядкам

  • Легитимизм, т.е. восстановление на тронах законных династий.

4.Найдите и запишите в тетрадь, что значит «европейский концерт»?

Запись в тетради:

«Европейский концерт» - сообщество европейских государств, связанных общими интересами: сохранить мир, не допустить гегемонии одной державы, противостоять революциям.

5.Найдите причины, почему начинается кризис Венской системы? Стр. 219

(В последние десятилетия все цели Венской системы остались в прошлом: отныне революции больше не вели к войнам европейского масштаба, а «принцип национальностей» привел к появлению новых государств. Поэтому необходимость в сотрудничестве против революций и национальных движений отпала. Крымская война, открыла эпоху войн, в которых приняли участие все без исключения великие державы. На место «европейского концерта» и готовности компромисса пришла «реальная политика», требовавшая руководствоваться исключительно собственными интересами.)

2группа: Система союзов Бисмарка.

Теперь в роли регулятора международных отношений выступала система союзов Бисмарка.

Задание: 1.составить таблицу «Военные союзы и их участники» (стр.220-221)


Название союза

Дата создания

Страны участницы

Цель создания союза

Тройственный союз

1882 г.

Германия, Австро-Венгрия, Италия

Союз против России и Франции

Союз трех императоров

1881 г.

Россия, Германия, Австро-Венгрия

Нейтралитет в случаи войны с не входившими в союз странами.

Средиземноморская Антанта

1887 г.

Австро-Венгрия, Италия, Англия

Направлен против России и Франции


2.Найдите и запишите в тетрадь противоречия системы союза? (стр.221) (Антирусский Тройственный союз противоречил Союзу трёх императоров, в который входила Россия. Внутри Тройственного союза Италия предъявляла претензии на австрийские земли, населённые итальянцами, а в союзе трех императоров Россия и А-В соперничали из-за Балкан)

3.Зачем Бисмарку нужна была такая система союзов? (Именно противоречия нужны Бисмарку, т.к. трения между странами отвлекали их от главной проблемы для Бисмарка- реваншизма Франции)


Вывод После того как Вильгельм II отправил Бисмарка в отставку, Германия отказалась перезаключать договора с Россией. Потеряв главного союза и враждуя с Австро-Венгрией, Россия была вынуждены сблизиться с Францией, тем более, что она давала большие финансовые займы России. Так в 1891 -1894 гг. был заключен русско-французский союз. Таким образом наряду с Тройственным союзом возник второй полюс силы в Европе. Начался раскол Европы на два противостоящих лагеря.

3.группа: Рост колониальной активности. (стр.221-222)

Задание: 1.Найдите и запишите причины роста колониальной активности: (Запись в тетради):

  1. Колоссальный рост численности населения, стал важнейшей предпосылкой переселения европейцев в другие регионы.

  2. Поиск новых ресурсов за океаном для обеспечения растущего населения всем необходимым.

  3. Промышленная революция сделала возможным переселение миллионов человек и захват новых территорий технически возможным.

  4. Качественный рост производства, в связи с этим возникла необходимость в новых источниках сырья и рынка сбыта в колониях.


2.Найдите и запишите в тетради особенности колониальной политики ведущих держав мира?

Англия:  _______________ (к началу XX в. колонии Англии потребляли 38% английского экспорта).

Франция:  ______________(по площади колониальных владений уступала Англии в 14 раз. Началось быстрое французской колониальной империи с ее двумя основными центрами в Африке и Юго-Восточной Азии)

Германия: _____________ (

США _____________ (



4.2. Работа с текстом п.223, составление схемы)

Англо-германские отношения и складывание Антанты.

А)Фронтальный опрос

  • Как Вы думаете, почему Англия примкнула к русско-французскому союзу? (Линия немецкого правительства на активное строительство флота пугала Великобританию. Кроме того, англичане остерегались амбиций Германии на участие в переделе “турецкого наследства”)

  • Каким принципом руководствовалась Англия в своей внешней политике? (принципом “блестящей изоляции”) сообщение о “блестящей изоляции” Англии.)

Но события на международной арене заставили Англию изменить свою политику: с конца 80-х XIX века германские товары стали теснить на мировом рынке продукцию английских фабрик, и к тому же Англию тревожило, что Германия превращалась в сильную морскую державу. В 1898 году Вильгельм II прибывает в Турцию подписать договор о строительстве железной дороги, которая должна была объединить Берлин с Кувейтом (через Стамбул и Багдад) следовательно англичане ищут и находят союзника в лице России.



Таким образом, появляется ещё один военно-политический блок: “Антанта”



Заключение

К 1907 г. в Европе сложились два блока – Антанта и Тройственный союз. Страны, входившие в союзы, увеличивали численность кадровой армии и резервистов, перевооружали армии. К 1914 г. армия Германии уже была перевооружена, остальные страны – участницы двух  военно-политических блоков находились в процессе перевооружения своих армий. Милитаризм в Европе усиливался.

Противоречия стран – участниц блоков перед Первой мировой войной:

  • Борьба между Россией и Австро-Венгрией за сферы влияния на Балканах.

  • Соперничество между собой молодых балканских государств (за расширение территорий).

  • Стремление к независимости народов, входящих в состав империй.

  • Борьба за передел мира (борьба за колониальные владения)

  • Территориальные претензии европейских держав: Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, Италия – отобрать у Франции приграничные, населенные итальянцами земли, у Австро-Венгрии – территории в Альпах, Россия была заинтересована в Галиции (принадлежала Австро-Венгрии) и польских землях (были в составе Германии), Германия стремилась подчинить себе Прибалтику и Украину.

5.Итог урока. Рефлексия: Что? ГДЕ? Когда? Для чего?

6.Домашнее задание: § 24, составить хронологическую таблицу по теме





Рабочий лист

1.Игровой момент «Крестики-нолики» (карточка).

1

2

3


4

5

6


7

8

9


Х – согласен с утверждением -(да)

О – не согласен с утверждением -(нет)

1.Экспансия – это расширение территории стран за счёт захвата чужих территорий

2.Китай был самой богатой колонией Великобритании

3.В начале XX века начался раздел мира на колонии и сферы влияния между ведущими державами

4.Апеннинский полуостров в конце XIX века получил название «порохового погреба» Европы

5.Метрополия – это государство, владеющее колониями

6.Османская империя входила в состав ведущих держав к началу XX века

7.Коалиция – это союз государств, созданный для достижения определённой цели

8.Контрибуция – это насильственное присоединение территории другого государства

9.Балканский полуостров находился в центре внимания политиков России и Австро-Венгрии


4.1. Работа в группах

1группа: Венская система (стр.215 п.1.)

Вопросы

1.Главная задача Венского конгресса.

2.Какие страны приняли участие в Венском конгрессе 1815 г?

3.Найдите какие принципы провозглашались и запишите их в тетрадь.

4.Найдите и запишите в тетрадь, что значит «европейский концерт»?


2группа: Система союзов Бисмарка.

Теперь в роли регулятора международных отношений выступала система союзов Бисмарка.

Задание: 1.составить таблицу «Военные союзы и их участники» (стр.220-221)


Название союза

Дата создания

Страны участницы

Цель создания союза














2.Найдите и запишите в тетрадь противоречия системы союза? (стр.221)

3.Зачем Бисмарку нужна была такая система союзов?


3.группа: Рост колониальной активности. (стр.221-222)

Задание: 1.Найдите и запишите причины роста колониальной активности: (Запись в тетради):

2.Найдите и запишите в тетради особенности колониальной политики ведущих держав мира?

Англия:  _______________;

Франция:  ______________;

Германия: _____________ ;

США _____________ .



4.2. Работа с текстом п.223, составление схемы) Англо-германские отношения и складывание Антанты.

  • Как Вы думаете, почему Англия примкнула к русско-французскому союзу?

  • Каким принципом руководствовалась Англия в своей внешней политике? (принципом “












Противоречия стран – участниц блоков перед Первой мировой войной:

  • Борьба между Россией и Австро-Венгрией за сферы влияния на Балканах.

  • Соперничество между собой молодых балканских государств (за расширение территорий).

  • Стремление к независимости народов, входящих в состав империй.

  • Борьба за передел мира (борьба за колониальные владения)

  • Территориальные претензии европейских держав: Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, Италия – отобрать у Франции приграничные, населенные итальянцами земли, у Австро-Венгрии – территории в Альпах, Россия была заинтересована в Галиции (принадлежала Австро-Венгрии) и польских землях (были в составе Германии), Германия стремилась подчинить себе Прибалтику и Украину.

______________________________________________________________________________



Противоречия стран – участниц блоков перед Первой мировой войной:

  • Борьба между Россией и Австро-Венгрией за сферы влияния на Балканах.

  • Соперничество между собой молодых балканских государств (за расширение территорий).

  • Стремление к независимости народов, входящих в состав империй.

  • Борьба за передел мира (борьба за колониальные владения)

  • Территориальные претензии европейских держав: Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, Италия – отобрать у Франции приграничные, населенные итальянцами земли, у Австро-Венгрии – территории в Альпах, Россия была заинтересована в Галиции (принадлежала Австро-Венгрии) и польских землях (были в составе Германии), Германия стремилась подчинить себе Прибалтику и Украину.