СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Избушка на курьих ножках"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Избушка на курьих ножках"»

«Когда музыка плачет, с нею вместе плачет все человечество, плачет вся природа».

Анри Бергсон

- Как вы понимаете это высказывание?

- А теперь посмотрите на слайд и попробуйте отгадать тему урока (музыка в сказках)

- Сегодня мы поговорим с вами о творчестве одного композитора. Посмотрите на слайд может вы его знаете?

- Да это Моде́ст Петро́вич Му́соргский.

Модест Петрович Мусоргский (1839–1881 гг.) – один из самых великих русских композиторов, член «Могучей кучки», воспевавший российскую историю, национальную самобытность и красоту русских традиций и культуры. Автор известной оперы «Борис Годунов», которая сразу же завоевала популярность у публики.


Его жизнь была наполнена не только творчеством: он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени.

Мусоргский происходил из старинного дворянского рода. Он родился 21 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии.

Первые 10 лет жизни провел дома, получая домашние образование и учась играть на фортепьяно.

Потом он был отправлен учиться в Санкт-Петербург в немецкое училище, откуда его перевели в Школу гвардейских прапорщиков. Именно в этой школе он увлекся церковной музыкой.

С 1852 года Мусоргский занялся музыкальным сочинительством, его композиции исполнялись на сценах Санкт-Петербурга и Москвы.

В 1856 году он был отправлен служить в Преображенский гвардейский полк. В 1858 году перевелся на службу в Министерство государственных имуществ.

В 1859 год Модест Петрович познакомился с Балакиревым, который настоял на необходимости углубить музыкальные знания.

В 1861 году он начал работу над такими операми, как «Эдип», «Саламбо», «Женитьба». Все эти оперы так и не были завершены композитором.

В 1870 году композитор начала работу над своим самым главным и знаменитым произведением – оперой «Борис Годунов». Поставлена она была только в 1874 году в Мариинском театре.

В 1872 году началась работа сразу над двумя произведениями: драматической оперой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой».

В 1874г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки».

- Давайте послушаем с вами одну из 10 пьес и сначала попробуем отгадать её название. (Избушка на курьих ножках)

- Сейчас давайте послушаем эту пьесу.

- Любите ли вы сказки?

- Какие сказки вы знаете?

- А кто их написал?

- Чей образ вам представился когда вы слушали пьесу?

- Как вы это поняли?

- А в каких сказках она встречается?

- Как вы думаете баба яга добрая или злая?

- А что вам помогло это определить?

- Какое настроение вам передала эта музыка?

- Представляем ли мы, что делает баба яга с помощью музыки?

- Давайте попробуем изобразить бабу ягу. Для этого нам нужно встать. Показываем движение рук.

- Ребята, а какой инструмент исполняет эту музыку? (фортепиано)

- А менялась ли мелодия в этом произведении?

- Чем занималась баба яга в начале? А чем в середине? И что было в конце?

- А что она делала в избушке?

- А может ли она куда-нибудь полететь?

- А на чем она летает?

- А как это показано в музыке?

- А есть ли повторы в этой пьесе?

- Давайте ещё раз послушаем и подумаем.

- Где вы услышали повторы?

- Да она повторялась в начале и в конце. В начале она находилась в избушке и куда-то собиралась, а где она была в конце и что делала?

- Чем отличается музыка в начале, в середине и в конце?

- Как вы думаете, что могло произойти с бабой ягой в самом конце?

- А как вы это поняли?

- Хорошо, молодцы.

- Давайте подведем итоги, что мы узнали сегодня о музыке? С чем мы её сегодня сравнивали?

- Может ли музыка передать характер героя?

- А его настроение?

- А как она может это сделать?

- Как вы думаете почему мы сегодня сравнивали музыку со сказками?

- Хорошо, вашим домашним заданием будет: нарисовать образ бабы яги именно этой музыки.