УРОК ИЗО
Изучаемая тема: Тематическое рисование.
Тема урока: Весна
Вид урока: рисование по воображению.
Цель урока: Нарисовать сюжет на весеннюю тему.
Задачи:
Обучающие: обучать гармоничной заполненности плоскости листа бумаги, найти образ весны, передать праздничное, веселое настроение, которое возникает в связи с приходом весны;
Развивающие: развивать изобразительные навыки, чувство композиции, формы, цвета, творческие способности.
Воспитывающие: художественный вкус, эстетическую отзывчивость.
Время выполнения: 45 мин
Тип урока: комбинированный
Методы:
Оборудование для преподавателя: ТСО – мультимедиа
Зрительный ряд:
демонстрационный материал: слайдовая презентация на тему «Времена года – весна», слайды с изображением птиц, цветов, слайды с репродукциями с картин (И. Левитан «Март», « Весна»)
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский, «Времена года. Апрель, подснежник», концерт №1 Ми мажор RV 269 «La Primavera» («Весна»)(I- Allegro)
Литературный ряд: Стихотворение «Зима пришла по снежному…»
Оборудование для учащихся, лист бумаги (формат А2), восковые мелки.
I. Организационный момент
– Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество – это источник доброты, истины и красоты.
Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.
Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них.
Сейчас я предлагаю нам с вами немного настроиться на сегодняшний урок и поделиться друг с другом нашим хорошим настроением. А помогут в этом наши ладошки. Повернитесь лицом к своему соседу, вытяните вперед правую руку (ученики поворачиваются друг к другу и соприкасаются правой рукой).
– Сейчас наши пальцы будут по очереди ходить друг к другу в гости. Мизинчик идет в гости к мизинчику (дети соприкасаются мизинцами). Повторяйте теперь за мной: «Здравствуй друг, как ты тут?». Безымянный идет в гости к безымянному, повторяем «Как давно я тебя не видел». Средний к среднему и все вместе – «Как я рад тебя видеть». Указательный к указательному «Давай дружить», ладошки сжимаем. «А если тебе будет трудно, я тебе помогу» (ученики обнимают друг друга).
II. Актуализация знаний.
– Отлично, а теперь с позитивным настроем отправляемся в наше путешествие. А чтобы определить куда, отгадайте ребус.
- Конечно же, тема нашего урока «Весна».
Многие творцы находили необыкновенную красоту в ранней весне и о ней говорили одни – прекрасной музыкой, другие - кистью и красками, а иные изумительной лирикой.
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! -
На веточки дохнула -
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
- Каким настроением проникнуты строки стихотворения?
III. Восприятие нового материала
- Давайте узнаем, всё ли вы знаете об этом прекрасном времени года? По всему нашему классу рассыпались подсказки. Ваша задача, выбрать то, что относится к весне и прикрепить на доску в нужную колонку (признаки весны, картины весны, первые гости).
Пока ребята выполняют задание, звучит П.И. Чайковский «Времена года. Подснежник. Апрель»
- Молодцы. Вы всё знаете о весне. Пока вы выполняли задание, фоном звучала прекрасная музыка П.И. Чайковского «Времена года. Подснежник. Апрель», на которую его тоже вдохновила весна.
- Какое вам настроение передал композитор? (веселое, радостное, торжественное)
-Когда художник услышит эту музыку, как вы думаете, что он нарисует? (весенняя капель, прилет птиц, таяние снега, проталины, солнечное небо)
– Красота весенней природы не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими! Они выплескивали на свои холсты весенние мотивы с изображением талой мартовской воды, первых лучей солнца, лазурного весеннего неба, первоцветов и молодой травы.
- Оттенки каких цветов использовали художники при напиании этих полотен?
- Весной природа одевается в очень нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких тонов: светло-жёлтого, голубого, зелёного, розового. Не забывайте об этом, когда будете рисовать весенний пейзаж. Ведь сегодня вы художники.
Физкультминутка. Дети встают
В гости мы к весне шагаем Ноги выше поднимаем. Топают ножки По прямой дорожке. По узенькой дорожке Пойдут тихонько ножки. Друг за дружкой побежали. К весне в гости прибежали. | Идут маршевым шагом. Идут топающим шагом. Идут на носках. Бегут на носочках. |
- Весна - время волшебное и сказочное. В это время всё пробуждается: оживают цветы, просыпаются животные, радуется человек.
- Постарайтесь передать такое же настроение в своих рисунках.
IV. Практическая самостоятельная работа учащихся
- Ваша задача: нарисовать один пейзаж от группы. Но главное условие: обсуждать работу нельзя и каждый может рисовать только тем цветом, который ему достался.
V. Просмотр и анализ работ
Преподаватель делает на доске выставку рисунков и предлагает учащимся выбрать к своему рисунку подходящее прилагательное, которое соответствует состоянию. Преподаватель делает вывод:
- У всех получились очень красивые рисунки, у кого-то весна тихая, спокойная, у кого-то поющая, у кого-то цветущая, с нежными пастельными оттенками цветового решения, у всех весна разная, тем не менее вам удалось передать настроение весны через цвет.
VI. Итог урока
- Оцените работу группы. Если у вас всё получилось, вы поднимаете солнышко. Если получилось, но не всё, солнышко за тучкой. Если сегодня не получилась работа – тучку.
- Молодцы, ребята, вы постарались. А весна передала мне для вас свои волшебные весенние цветы, а цветы не простые, они с сюрпризом (берут с доски подснежники, на обратной стороне –«5»)
-Занятие окончено. Большое спасибо!