Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Лесные опасности»
Цель: узнать основные правила поведения в лесу
Задачи:
Выяснить, какие опасности подстерегают нас в лесу;
Закрепить понятия съедобные и несъедобные ягоды и грибы;
Научить детей правилам поведения, если рядом летают жалящие насекомые.
Ход урока
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут София Станиславовна и сегодняшний урок окружающего мира у вас проведу я.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
-Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие, а чтобы узнать куда, нужно отгадать загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.
(Лес.)
-Давайте представим, что сейчас лето, светит солнышко, мы отправляемся на прогулку в лес на несколько часов. Как же нам подготовиться к такому путешествию? Я предлагаю выполнить вам задание. Выберете вещи, которые возьмём с собой, а что оставим дома.
(https://learningapps.org/watch?v=pkqsu02qc24)
- У каждого из вас есть карта нашего путешествия. Для чего в лесу нужна карта?
-Над какой темой мы работали на прошлых уроках? (Опасные места.)
-Какие опасности нам уже известны? (Дома, на улице, на дороге.)
-А в лесу нас могут поджидать опасности, какие?
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия?
-Тема сегодняшнего занятия «Лесные опасности»
-Какую цель перед собой поставим? (узнать основные правила поведения в лесу)
-А теперь отправимся в путешествие (встают из-за парт и шагают)
-Ребята, посмотрите куда мы пришли, это же грибная поляна.
- Давайте с вами поговорим о грибах. Назовите съедобные грибы. Какие несъедобные грибы вы знаете?
- Отгадайте загадки
А этот красавец
На беленькой ножке.
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (мухомор)
- Кто из вас знает, почему его так назвали? Вслушайтесь в название этого слова. Мухо мор.
- Происхождение названия "мухомор" имеет такое объяснение. Этот гриб использовали для отпугивания мух.
- Мухоморы растирали, добавляли в подслащенную воду и мазали ею то место, где было больше всего мух.
- Мухи летели на сладкое и, отведав отравленной воды, погибали.
Этот гриб совсем не красен,
Но, поверьте, он опасен -
Не похож на мухомор,
Но на всех наводит мор.
Мор наводит на зверей,
Ядовит и для людей.
В руки даже не бери,
Полон яда он внутри.
В светлой шапке, на дорожке
Он стоит на тонкой ножке. (Бледная поганка)
- Можете сказать, почему этот гриб имеет такое название?
- Что означает слово поганка? (несъедобный)
- А бледная, так как имеет светлую, почти белую окраску.
- В карте путешественника соотнеситете картинку гриба с его названием и обведите ядовитые грибы в круг.
- Ребята, некоторые ядовитые грибы похожи на съедобные.
- Кто знает грибы-двойники? Назовите.
- Верно. Эти грибы очень похожи на съедобные и нужно быть очень внимательными при сборе грибов.
- Посмотрите на слайд, назовите что это за грибы?
- Да это опята, кто покажет ложные опята?
- У съедобных опят есть на ножке юбочка. (слайд опята)
- Когда вы сомневаетесь съедобный или нет гриб, что нужно сделать?
- Какие правила вы должны соблюдать при сборе грибов?
Собирай только съедобные грибы!
Если сомневаешься, какой это гриб – спроси у взрослых!
-Отправимся дальше (встают из-за парт и шагают).
-А теперь мы пришли к поляне с ягодами
-Назовите ягоды, которые вы видите на слайде.
- Посмотрите на следующие картинки. Знаете ли вы эти растения? (волчье лыко, вороний глаз)
- С этими растениями мы сейчас познакомимся.
- Почему это растение назвали волчье лыко?
- Волк – хищное животное, представляющее опасность - поэтому волчье.
-Лыко - волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола.
- А у волчьего лыка под корой находится такая волокнистая ткань.
- Посмотрите на слайд. Что это за ягода? Вороний глаз.
- Как вы думаете почему дали такое название? (Слайд вороний глаз)
- На что похожи ягоды этого растения?
- Узнаете это растение? (слайд ландыш цветущий и семена)
- Что вы знаете о ландыше? (занесен в Красную книгу, редкое лекарственное растение)
- Семена ландыша можно принять за ягоды, а они очень ядовиты.
- В карте путешественника подпишите названия ядовитых растений и запомните их.
- Какое правило вы должны соблюдать при сборе ягод и растений леса?
-Ребята, вы слышите это звук, кто это? (пчела) - О ком мы будем говорить?
- Да, мы будем говорить не только о пчелах, а вообще о жалящих насекомых.
- Каких еще жалящих насекомых вы знаете. (слайд шмель, пчела, оса, шершень)
- Что вы о них знаете?
- С осой, пчелой, шмелем вы встречались, а шершня видели не все.
- Это самые крупные осы на земле. Длина тела шершня достигает 3-7 см. Они хищники и питаются другими насекомыми. Особенно много неприятностей они доставляют пасечникам, т.к. 1 шершень съедает за день до 30 пчел!
- Посмотрите на слайд, как зовут этого персонажа. Почему в мультфильме пчелы напали на Вини-Пуха?
- Какое правило поведения при встрече с жалящими насекомыми вы можете назвать.
- Опасны ли укусы жалящих насекомых, а в чем опасность?
- Кто знает какую помощь нужно оказать при укусе жалящих насекомых?
- Давайте прочитаем как правильно оказать первую медицинскую помощь.
-А теперь проверим как вы усвоили новые знания. Я раздам вам карточки, на которых нужно будет отметить правильный вариант ответа.
- Чтобы подвести итог нашего путешествия, мы должны выйти из леса. Как мы выйдем? (также как зашли)
- Возвращаемся обратно.
- Какая тема была на сегодняшнем уроке? Какую цель мы поставили перед собой, достигли мы её?
- Что нового вы узнали?
- Что вам показалось особенно интересным?
- Что будем соблюдать при походе в лес?
- Ваша карта путешественника будет вам помощником при походе в лес.
- На флипчате вы видите двух мальчиков. Если вам понравился урок и вы узнали новую информацию выберете мальчика с рюкзаком, а если было скучно и новой информации вы не узнали, то мальчика без рюкзака.
-Урок окончен, до свидания.