СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 6 классе "Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Тучи"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе "Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Тучи"»

Класс: 6 Урок № 27 Дата: 08.11.19

Тема: Чувство одиночества и тоски в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»

Цели урока: познакомить со стихотворением «Тучи» - размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника, о смысле человеческой жизни вообще.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные: - различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка; делать устный и письменный анализ стихотворения; владеть навыками выразительного чтения.

Метапредметные:

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Регулятивные: развивать способность понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.

Оборудование: учебник, портрет М.Лермонтова, карточки, презентация.

Основные

этапы урока

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Оргмомент.

Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель: создать эмоциональную обстановку, мотивировать учащихся на плодотворную работу


- Ребята, добрый день, сегодня на уроке нам с вами предстоит познакомиться с творчеством М.Ю. Лермонтова, а с каким именно вы сможете ответить, разгадав загадку:

По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает - иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой…(Тучи)

( со стихотворением «Тучи»).

- У поэта 20 века А. А. Вознесенского есть такие строки:

Стихи не пишутся - случаются,

Как чувства или же закат.

Душа - слепая соучастница.

Не написал - случилось так.

- Как поняли мысль, что стихи «случаются»?

(рождаются по вдохновению или когда нужно высказать то, что мучает или не отпускает…)

- Когда стихи «случаются», они становятся шедеврами.

-Ребята, что такое шедевр?

Шеде́вр (фр. «высшая работа») — уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства.


Слушают учителя, участвуют в диа­логе с учителем.

Обуч-ся с ОВЗ первый отвечает на вопрос









2. Актуализация знаний и навыков, необходимых для осознания темы урока

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1. Беседа

-Ребята, что такое лирика?

-Кто такой лирический герой?

(Стихотворение, в котором выражается душевное состояние лирического героя, его мысли и переживания. Герой лирического стихотворения, который выражает мысли и переживания автора).

-Чтобы определить цели урока, зададим вопросы к теме.

- Что хотел сказать своим стихотворением?

Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (расширим знания о жизни, творчестве М.Ю.Лермонтова; проникнем в мир лирического героя, почувствуем настроение лермонтовского стихотворения, узнаем историю создания стихотворения, проанализируем стихотворение «Тучи» .)



Обучающиеся формулируют понятия, строят предположения о замыслах поэта.

3.Формулировка темы и целей урока.

Цель: совместно сформулировать цели урока, в том числе в виде проблемного вопроса, обеспечить мотивацию обучающихся.



4. Подготовка к восприятию стихотворения.

5. Выразительное чтение стихотворения. Впечатление.



6.Анализ-исследование стихотворения.

Цель: формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи









































































- Как удалось донести мысль?

- С помощью, каких художественных средств?

- Как выразительно читать?

- Собираем материал к сочинению «Анализ лирического стихотворения…»


А)работа с учебником, чтение статьи

-Ребята, давайте прочитаем статью в учебнике на стр.149 об истории написания стихотворения.

- Почему после прочтения «глаза были влажные от слёз»?

а) прослушивание выразительного чтения

- С какой интонацией прочитано стихотворение? (Грустное, задумчивое).

б) прием словесного рисования

- Какие картины представлялись, когда слушали?

в) повторное выразительное чтение учеником



Слово учителя

История создания стихотворения «Тучи»

Один из современников Михаила Юрьевича Лермонтова вспоминал:

«Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, Лермонтов, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..»

Гости просили поэта прочесть только что написанное стихотворение.

«…Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда кончил, глаза были влажные от слёз». (по воспоминания Владимира Александровича Сологуба)

  1. Анализ стихотворения “Тучи”

  • Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

  • Какое настроение овладело вами?

  • Какую картину вы представили себе во время чтения?

  • Сколько частей можно выделить в стихотворении? (Три: 1. Обращение пота к тучам 2. Вопросы поэта 3. Ответы поэта)

а) работа с текстом

-О чём стихотворение? Обратимся к названию.

(О природе. Пейзажная лирика).

- Сколько строф в произведении?

- Найдите пейзажную зарисовку.

(Прочитать 1-2 строки).

Б) словарная работа

- Назовите ассоциации со словом «тучи»? (Дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо)

- Подберите определения к слову “тучи”. (Темные, свинцовые, тяжелые, серые, унылые)


Анализ 1 части

  • Как поэт обращается к тучкам и почему именно так? ( «Тучки небесные, вечные странники». Лермонтов обращается к ним с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он. Он называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет Родины, они всю жизнь путешествуют по небу)

  • Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)

  • Как называется это художественное средство? ( Сравнение)

  • Что общего у себя с тучами находит поэт? ( «Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники»)

  • Как поэт называет небо и почему именно так?(«степью лазурною..», т.к. она похожа на голубую лазурную бескрайнюю степь)

  • Как называется это художественное средство? (метафора)

  • Цвет лазури, какой он? Подберите синонимы к слову лазурный(лазоревый, синий

Бирюзовый, небесный, голубой, голубоватый, светло-синий)

  • С помощью каких художественных средств поэт создает образ легких тучек, мчащихся « степью лазурною, цепью жемчужною») ( Эпитеты, метафоры)

  • Как вы понимаете метафору «цепью жемчужною»? (бегущие по не небу тучи сравниваются с цепью жемчуга и плывут они по небу одна за другой словно жемчужины, нанизанные на нитку).

Комментарии учителя

Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово может относиться к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова БУДТО сравнивает судьбу тучек со своей судьбой. Смысл этого сравнения в том, что поэт нигде не может найти понимания, приюта, он вынужден скитаться в поисках понимания

и любви.


- Почему Лермонтов выбирает «тучки»? Опишите их.

-Какими средствами рисует картину?

( Метафора: «степью лазурною» - бескрайнее синее небо; «цепью жемчужною» - легкие, светлые, матово светящиеся беззаботно плывут одна за другой в «сторону южную»).

-Найдите олицетворения?

-Выпишите эпитеты.

Г) Гипотеза.

- Я утверждаю, что лирический герой им завидует. Подтвердите или опровергните моё мнение.

(Завидует: тучки свободные, красивые, в движении, мчатся в неизведанную даль, радуются жизни.)

(Не завидует. Метафора «вечные странники»: нет приюта, скитаются без дома, без родины – это их страшная судьба. Сравнивает себя с ними).

- Проблема пока осталась неразрешённой. Читаем дальше.

- Почему у лирического героя грустное настроение?

( Изгнанник, т.е. должен оставить родину не по своей воле, а он её любит: «с милого севера»).


Лирический герой


Тучки

изгнанник

странники

- В чём особенность построения 2 строфы?

- К кому обращается лирический герой?

( Риторические вопросы, обращены, прежде всего, к себе).

Д)работа в парах

- На какой вопрос ищет ответ герой?

- Что его гонит?

(Судьба, зависть, злоба, преступление, клевета скука)

- Какая причина самая горькая?

- Почему?

(«Друзей клевета ядовитая». Настоящие друзья не предают. Значит, друзей у него нет: он не только гоним, но и одинок).

- Какое эпитет наиболее точно передаёт состояние лирического героя: грустно, печально, тоскливо? Объясните, почему?

- Как читать вторую строфу? (Нарастающее внутреннее напряжение).

- Найдите ответ в третьей строфе: что гонит тучки? («наскучили нивы бесплодные»)

- Так завидует тучкам или жалеет их?

Е) работа с таблицей.

страсти

страдания

родина

вечно холодные

вечно свободные


Ж) Эксперимент.

- Объясните, чему завидует лирический герой?

(Завидует их свободе, их холодности, что души нет, страдать не могут, родины нет…)

- К какому выводу приходит герой?

(Такой судьбы, как у тучек, не хочет).

- По какому принципу построено стихотворение: сравнение или антитеза?

- Как читается третья строфа? (Спокойно, утвердительно).

- О чем это стихотворение?

-Какие мысли хотел донести до нас поэт?

(О тягостях и превратностях человеческой жизни. Это философское размышление о поисках смысла своего бытия, о поисках гармонии).

- Какое чувство стало причиной написания стихотворения? (Любовь к родине!)

- Почему стихотворение «Тучи» относится к шедеврам лирики?

А) прием «Круги на воде».

Подберите слова, характеризующие состояние лирического героя.

Т - тоска

У - уныние

Ч - чувства

И – искания


Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.





Читает обуч-ся с ОВЗ



Находят нужную информацию в учебнике, отвечают на вопрос.( обуч-ся с ОВЗ выписывает под контролем учителя)


Слушают выразительное чтение, развивают воображение


















Анализируют стихотворение, отвечают на вопросы, комментируют.








Обучающиеся формулируют ответ на проблемный вопрос урока.













Анализируют стихотворение, отвечают на вопросы, комментируют.



Выполняют словарную работу. Обуч-ся с ОВЗ работает по карточке.

Лазурный - цвета лазури, светло-синий.

Жемчужина - зерно жемчуга, сокровище, драгоценное украшение белого и желто-белого цвета.




7. Физкультминутка.

Релаксация

- А теперь немного отдохнём.

Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и представьте, что вы – на берегу Средиземного моря. Наступает ночь. Вас ласкает тёплый ветерок…Вы видите

свободных белых чаек, парящих над морем. И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза, потянитесь. Теперь вы ученики класса. Итак, продолжим нашу работу.


8. Работа по теме урока (продолжение)


Анализ 2 части

Прочитаем 2 строфу стихотворения

  • К кому обращается поэт во второй строфе? Ждет ли он ответы на свои вопросы? Как называются в литературе такие вопросы? ( Риторические)

  • Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая).

  • Почему? (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.

Комментарии учителя

М.Лермонтов страдает, его мучают страсти, горечь от понимания чужой зависти, злобы и клеветы. Друзей клевета ядовитая, НЕ ВРАГОВ, А ДРУЗЕЙ, что может быть страшнее?!



Анализ 3 части

  • Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?

  • - Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?

  • -Тучки – странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры, эпитеты), с милого севера в сторону южную - эпитет (родной город на севере), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты)

Третья строфа – противопоставление судьбы тучек и судьбы поэта. Герой отрицает, что тучи- изгнанники. Они не имеют Родины, потому им чужды и страсти и чужды страдания.

Как называется это художественное средство? ( Антитеза)

Комментарии учителя

Не случаен повтор слова «чужды», тем саамы автор подчеркивает, что у них разная судьба. Тучки не способны страдать, так как им нечего терять в этом мире, у них нет Родины, значит им нечего терять, значит и не изгнанники они вовсе. Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно свободные»- только тот, кто глубоко любит свою Родину, может чувствовать горечь изгнания так, как переживает ее поэт.

  • О чем это стихотворение? Сформулируйте его тему (Тема – горечь поэта-изгнанника от разлуки с родиной, тоска)

Обучающийся с ОВЗ

7.Рефлексия Цель: оценить результаты собственной деятельности


Вопросы для рефлексии

♦ Что нового вы узнали о личности М. Ю. Лермонтова? О его творчестве?

Каков основной мотив поэзии Лермонтова?

♦ Как вы оцениваете своё участие в подготовке и проведении урока?

-Что в уроке вам понравилось больше всего?

Составление синквейна.

Синквейн – творческая работа - должен составятся с 5 строк:
Первый строка должна содержать слово, которое обозначает тему (по обыкновению это существительное).
2. Вторая  строка  представляет собой описание темы, состоит из 2- х слов (чаще прилагательных).
З.Третья строка выражает действие, связанное с темой и состоит из 3-х слов.
4.Четвертая строка является фразой, которая состоит из 4-х слов и выражает отношение к теме.
5. Последняя строка состоит из одного слова - синонима, который передает, сущность темы.


Тучки
холодные, свободные
скучают, путешествуют, мчатся
Нет родины - нет изгнания.

Свобода.


Поэт.

Изгнанный, несчастный.

Уезжает, страдает, любит

Тяжело жить без родины

Одиночество.

Учитель. Проблема одиночества возникает и в этом стихотворении Лермонтова. Можно сказать, что одиночество – один из основных мотивов в лирике поэта.

Мотив – это устойчивый, значимый образ в произведении писателя.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия


Обучающийся с ОВЗ составляет у доски под руководством учителя

8.Домашнее

задание

1)Письменный вывод.

Каким представили М.Ю.Лермонтова, прочитав стихотворение «Тучи»?

2) Выучить наизусть поэзию с.150.

3)Нарисовать иллюстрацию


Заключительное слово учителя

Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, создав такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих людей.

     Как сказал, известный литературовед Ираклий Андроников: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».



Осознают цель домашнего задания.