- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки и за общее благополучие;
- умение понимать чувства других людей и сопереживать им;
- уважительное отношение к иному мнению
- умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.
- умение анализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия.
Стадии и этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент Стадия «Вызов» | Первая ключевая фраза в нашем разговоре: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей, мыслей…» (А.С.Пушкин) Соберем и мы свои мысли в круг, завяжем узелки на память и…отправимся в путь. Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходится останавливаться на развилке, на распутье. | Настраиваются на работу |
Сегодня мы с вами вместе будем работать над 1-2 главами повести «Капитанская дочка». - Скажите, ребята, какими прилагательными (эпитетами) можно конкретизировать слово «характер»? | Сильный характер, слабый характер, мягкий характер, твердый характер, волевой характер |
- Вы можете сказать, какой у вас характер? | Выражают свое мнение, обосновывают его. |
- Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека? | Окружение, семья, друзья, учителя |
- Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? | Формирование характера главного героя |
- Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок? | Высказывают свои варианты:…,осмыслить содержание, узнать об условиях формирования личности главного героя |
Осмысление содержания | 1. Перед вами лежит таблица двухчастного дневника. Хочу напомнить, что в левой части вы к концу урока должны записать цитату из текста, которая произвела на вас впечатление, вызвала восторг, удивление или протест. Справа запишите комментарий: что заставило написать вас именно эту цитату. - Кому из героев повести пришлось делать выбор, вы узнаете, угадав цитату | |
2. Блиц-опрос «Встреча с героями» - «Сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась» (Пугачев) - «Трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется» (Марья Ивановна) - «Будучи от природы незлопамятен, я искренне простил ему и нашу ссору, и рану, мною от него полученную» (Гринев и Швабрин; сцена дуэли) - «Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика» (Савельич) 3. Слово учителя Проблема выбора: выбора жизненного пути, выхода из создавшейся сложной ситуации, предпочтение одного человека другому, выбор между желанием пойти по ситуации по пути наименьшего сопротивления и осознанием необходимости преодолеть в себе слабость и мучительно, шаг за шагом, день за днём, работать над собой. Этот выбор приходиться делать каждому. Встаёт он и перед Петром Гринёвым в самые решающие моменты его жизни. Истоки формирования характера в каждом из нас закладываются в детстве, в семье. И Пётр Гринёв – не исключение. | Отгадывают по характеристике героя, называют его |
4. Работа с тестами Учитель: А сейчас давайте познакомимся с главным героем. Используя анкетные данные, составьте рассказ о жизни Петра Гринева (работа с тестами) Имя, отчество отца Гринева…(Андрей Петрович Гринев) • Служил при графе…(Минихе) • Имя, отчество матери…(Авдотья Васильевна) • Сыну был пожалован в дядьки…(стремянный Савельич) • Выучился Петруша грамоте…(на двенадцатом году) и мог очень здраво судить о…(свойствах борзого кобеля) • Для Петруши был нанят француз…(мосье Бопре), который в отечестве своем был…(парикмахером), в Пруссии …(солдатом), а потом приехал в Россию, чтобы…(стать учителем), не очень понимая значение этого слова • Батюшка вошел на урок…(географии) • В это время Петруша…(прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды) •А Бопре …(спал на кровати сном невинности) •Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет…(Семеновский) •Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы… (Симбирск) •Название крепости, где предстояло служить Петру Гриневу… (Белогорская) 5. Анализ 1 главы - Каков первый этап становления Петруши? | Групповая работа: заполняют анкету |
1 этап формирования П. Гринёва. Для систематизации этого материала мы будем составлять кластер. | Родительский дом |
- Что мы узнаём о родителях Гринёва? | Отвечают на вопросы, коллективное составление кластера |
- Кто такой Андрей Петрович Гринев? | Помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор |
- Какой факт из жизни матери героя поразил вас в этом небольшом по объему отрывке? У нее был добрый, мягкий характер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддерживать его. Она знала «наизусть все его свычаи и обычаи». | Мать родила девятерых детей, но все, кроме Петруши, умерли во младенчестве. Мать была дочерью бедного дворянина, т.е. отец женился на ней не из-за приданного, а по любви. |
- Какое значение имеет имя главного героя? | Назван в честь деда. Уважение к семейным традициям. Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила духа. |
- Кто знает, что обозначает имя Петр? | Твёрдость характера, силу духа у обладателя этого имени |
- Можем ли мы судить о характере человека, зная значение имени? (Нет.) Но можем предположить. Что? В каких условиях воспитывался Петруша? | Честный, преданный, но недалекий «дядька» Савельич |
Почему крепостной дядька Савельич вызывает у читателей симпатию? | добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом» ничему научить мальчика не мог; дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы. |
Поэтому неудивительно, что о своих познаниях по окончании курса домашнего воспитания повествователь иронически пишет, что они ограничивались знанием русской грамоты и умением судить «о свойства борзого кобеля». В общем, Петр Гринев жил недорослем, гоняя голубей, играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Таким образом, серьезного образования он не получил. | Все ответы детей находят отражение в кластере |
Учитель: пусть не смущает вас слово Недоросль. Оно во времена не только Гринева, но и Пушкина означало всего-навсего дитя, не достигшее совершеннолетия. И если бы мы с вами жили во времена Пушкина, вас тоже можно было бы называть недорослями в прямом значении этого слова. - А в переносном смысле, что означает это слово? | Глуповатый юноша-недоучка |
- Каковы представления Петра на военную службу? | Верхом благополучия Петр почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем - веселую жизнь в Петербурге |
- Каковы представления отца Петра Гринева на военную службу? | Отец видел в военной службе не средство карьеры, чинов и наград, а серьезную общественную обязанность, государственный долг |
- Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? | Нельзя сказать. Но он перенял от отца прямоту и честность |
- Прочитайте эпиграф к 1 главе. - Но прежде вспомним, что называется эпиграфом? | Ответы. |
- С чем его можно соотнести? | С напутствием отца Андрея Петровича Гринева Зачитывают текст |
- Какие заветы дал отец Петру при отправлении на службу? Учитель: эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы - Что, по-вашему, означает слово честь в этом отцовском напутствии? | Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи |
- Что в человеке издавна на Руси принято было почитать, уважать? | Честность, правдивость, доблесть, скромность, твердость духа, верность в дружбе и любви почитались на Руси |
- Изменилось ли за века представление русских людей о чести? - Учитель: Да, не изменилось. Мы также с вами уважаем в человеке честность, правдивость, достоинство, благородство души и чистую совесть. | Нет, не изменилось |
- Автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду». - А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное? - Как можно снискать себе честь? | Хочет заставить каждого из нас беречь свою честь. Добрыми делами, бескорыстием, человечностью |
Учитель: обратите внимание: береги платье снову…Не мундир, а любое платье, следовательно, и честь имеется в виду не только офицерская или дворянская, а общечеловеческая, как достоинство каждого человека ФИЗМИНУТКА 2 этап. Отъезд Гринёва из дома. - С момента отъезда начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. Можно так считать? | Да, можно. Петру необходимо было принимать решения самостоятельно. |
- Обратили ли вы внимание на то, как одет был Петруша при отъезде из дома? Зачем столь подробно описывается ритуал одевания Петруши? | Шуба, тулупчик являются как бы двойным поясом тепла, защищающим героя от холодного, враждебного мира. Пересказ |
- Как начинается самостоятельная жизнь Петруши? | На Бопре |
1) Встреча с Зуриным - На кого похож Зурин? - Ребята, а как сцена примирения с Савельичем помогает раскрыть характер Гринева? | Гринёв ведёт себя как мальчишка, вырвавшийся на волю. Зурину легко удалось воспользоваться неопытностью Гринёва, напоить его и выиграть 100 рублей в биллиард. Мечта о весёлой беззаботной жизни быстро исчезает, сменяясь неспокойной совестью и безмолвным раскаянием перед Савельичем. Важно отметить, что Гринев добрый человек, он умеет признать свои ошибки. |
Какие черты характера молодого героя раскрываются в этом эпизоде? Можем ли мы утверждать, что в этом эпизоде значение имени подтверждается? - Какой вывод из этого мы можем сделать? | (проигрыш в карты, ссора с Савельичем. В отношении к собственной судьбе проявляется его легкомыслие. Однако его умение настоять на своем, говорит о том, что Гринев умеет быть твердым. |
Учитель: Начинается самостоятельная жизнь героя – это путь многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается. 6. Анализ 2 главы - Почему II глава называется «Вожатый»? - Объясните смысл эпиграфа. 2) Встреча с Вожатым. - Встреча с вожатым пробуждает в душе Гринёва то хорошее, то светлое, что вынес герой из родительского дома. Почему? | Высказывают свои предположения, объясняют смысл эпиграфа. |
- Каково отношение Савельича к вожатому? | Он испытывает благодарность к человеку, выручившему его во время бурана, и отдаёт ему свой заячий тулуп. |
- Как реагирует бродяга на барский подарок? - Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп? | Боится его, видит в нем разбойника, пьяницу. Сердечно благодарит (зачитывают фрагмент) Дело не в тулупе, а в порыве Гринева ответить добром на добро. |
Учитель: Автор показывает два отношения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого - «брат». «Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек... Что такое милосердие? Кто его проявляет в этой главе? | Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания; помощь, вызванная этими чувствами. |
7. Составление кластера - Итак, каков 2 этап духовного формирования Петра Гринева? Поработай в группах, оформите свои мысли в кластер | Групповая работа: составление кластера |
- Почему Гринева застал буран в степи? Итак, мы с вами на материале 1, 2 главы проследили начало становления характера Гринева и убедились, как важны в жизни человека такие нравственные ориентиры. | Он в очередной раз проявил самонадеянность, упрямство, не послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ей навстречу. |
Какие? (Слайд) - Каково символическое значение бурана? | Описание бурана имеет несколько значений: Композиционное – благодаря бурану герои не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу. Аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, угрозу жизни героя, обозначение народного бунта. Реалистическое – в степях бураны случаются часто. |
- Какое значение имеет сон Гринева? С какими последующими событиями он связан? | Сон тоже имеет символическое значение. Блуждание по снежной пустыне — блуждание по мукам. Мужик с черной бородой — Пугачев, позже благословит Петра и Машу. Топор, мертвые тела — вскоре ему это предстоит увидеть. |
Вывод учителя: таким образом, ребята, мы видим, что буран, разгул стихии символизирует грядущие события, разгул мятежа, представляющего, как и буран, угрозу для жизни героя Учитель: «Пугачев возник из метели, едва не погубившей Гринева, из сна, в котором отец неожиданно предстал в облике вожатого. Пугачев стал его «вожатым» по жизни… - Как вы понимаете выражение «Пугачев стал… « вожатым» по жизни для Гринева? | Пугачев стал для Гринева вожатым по жизни, а именно: дарит жизнь, помня о подаренном ему заячьем тулупчике, спасает из рук Швабрина сироту, устраивает судьбу героя |
Рефлексия | Ребята, давайте обобщим все то, о чем мы говорили на уроке и вернемся к двухчастному дневнику. - Какую цитату вы вписали в двухчастный дневник? | Пример: «Береги честь смолоду» - это кодекс поведения любого молодого человека. |
- Назовите имена героев, о которых вы узнали в 1 главе. | Мама, отец, Савельич, Бопре, Зурин |
- В начале урока вы предположили, что эти люди могут повлиять на характер героя. Напишите синквейн об одном из героев прочитанной главы. | Работают в парах – составляют синквейн |
- Прочитайте цитату «Формирование личности молодого дворянина – это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство». (М.Ю.Лотман) (слайд 13) - О чем рассказала цитата? | Высказывают свое мнение |
-Учитель: Образ Гринева дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически мотивировано. И это вам предстоит ещё увидеть. - Скажите, те задачи, которые вы поставили перед собой в начале урока, вы смогли решить? - В листе самооценки отметьте, интересно было на уроке, насколько этот урок значим для вас? ОЦЕНКИ | Отвечают на вопрос: «Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке?» |
Домашнее задание | 1. Подготовьте рассказ о герое от имени Савельича. 2. Продолжить заполнение двухчастного дневника, взяв в качестве цитат фрагменты, речь (слова) Петра, где он проявил честность, порядочность, а во втором столбце прокомментировать. 3. Читать повесть до конца. |