Урок математики в 1 классе
Тема "Меры длины"
Тип урока: Закрепление пройденного материала.
Цель урока: формирование представлений о единицах длины как единых принятых мер, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.
Задачи:
- вспомнить единицы длин (универсальных мерок);
- вспомнить, как пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины);
- вспомнить необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;
Планируемые результаты:
предметные: обучающиеся вспомнят, как измерять отрезки и выражать их длины, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;
метапредметные:
познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;
регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;
коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.
Оборудование: раздаточный материал, сантиметровая лента, нить (1,5 м), презентация, мультфильм.
Ход урока
Приветствие.
Придумано кем-то и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
- И я вам тоже говорю: здравствуйте, доброе утро, ребята!
Посмотрите в окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.
2. Оргмомент. Проверить готовность к уроку.2 мин
- Сегодня у нас необычный урок математики. И начнем мы его с игры. Будьте внимательны. Если вы согласны, отвечайте хором – “да”, если не согласны – “нет”.
- Мы друг друга понимаем?
Хором: Да, да, да!
- Хорошо всегда считаем?
Хором: Да, да, да!
- А задачи мы решаем?
Хором: Да, да, да!
- На уроке засыпаем?
Хором?
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.
- Ребята, посмотрите на меня внимательно. Я сегодня не просто учитель, отгадайте по моей одежде кто я по профессии. (Швея, портной).
- Кто такой портной? (Портной – это человек, который шьёт одежду).
- Правильно. Сегодня я портной и приглашаю вас в свою мастерскую.
Cлайд 2 (см. презентацию)
Мне кажется, что кто-то не улыбнулся и одна хмурая тучка пробралась к нам в класс и закрыла нам путь в швейную мастерскую.
Но не тут-то было! Мы выйдем из этого положения и отправимся в мастерскую по волшебной лесенке.
3. Устный счет.
3.1. “Лесенка”
Cлайд 5
- Вы должны догадаться, какие числа пропущены, и назвать их (0- 10).
- Молодцы! Так, теперь вы мои полноправные помощники.
3.2.Загадки. Слайд 6
- А с какими же инструментами работает портной? Давайте отгадаем загадки.
Я одноухая старуха.
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку я тяну (иголка).
Проведу им по бумаге:
На листке зажгутся флаги
Захочу, и, словно в сказке,
Малышей помчат салазки
Что сейчас в руках держу
По бумаге, чем вожу (карандаш).
Два братца
Одно сердце (ножницы).
- Все эти инструменты нужны в мастерской.
4. Введение в тему.
4.1. Измерение парт мерками.
- Портному надо уметь хорошо считать. У вас на столе лежат файлы, в которых находятся полоски (разной длины). Вам необходимо с помощью их измерить парты. Первый ряд измерят красными полосками, второй ряд – синими, а третий- зелеными.. Работать будете в парах.
И нашим девизом будут слова.
Слайд 7 “В одиночку не одолеешь и кочку”
- Какую длину получил первый ряд, какую – второй (результат получился разный).
4.2. Просмотр фрагмента мультфильма.5 мин
- Что такое, разве у нас парты разные? Ребята, с такой же проблемой столкнулся и герой мультфильма.
Слайд 8 Просмотр фрагмента мультфильма “38 попугаев”
- Почему длина удава получилась разной? (измеряли разными предметами)
- Какой выход можете предложить? (полоски должны быть одинаковыми…)
Физкультминутка.1мин
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.
- Для того чтобы измерять, люди придумали единые единицы измерения (Дм, см, км, м, мм.). И сегодня мы с вами познакомимся такой единицей измерения, как САНТИМЕТР. Слайд 9
- Даже в сказках мы встречаем эти старинные названия. Слайд 10
4.3. Историческая справка с практической деятельностью учащихся.5 мин
- Но такие измерения существовали не всегда. Даже в сказках мы встречаем эти старинные названия. В древности люди использовали для измерения длин те измерительные приборы, которые всегда были при себе. Одной из самых распространенных единиц длины ЛОКОТЬ.Слайд 11
- Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая на руку. И мне как портному часто приходилось иметь дело с такой единицей измерения. При помощи локтя я могу измерить длину ткани или нити (Учитель-мастер измеряет нить, затем предлагает измерить ученику).
- Что заметили? (результат получился разный)
- Наряду с локтем была распространена другая мера длины ПЯДЬ.Слайд 12
- А также существовали и другие меры длины: САЖЕНЬ, КОСАЯ САЖЕНЬ.
Слайд 13
- Было такое выражение “Косая сажень в плечах”. Про какого человека так могли сказать? (сильного)
- Также были такие меры длины как ВЕРШОК (“От горшка два вершка” (очень маленький)), ШАГ. Слайд 14
- Ещё существует такая мера длины, как ЛАДОНЬ. Мне нужны два помощника. Я предлагаю вам измерить доску (сначала один ученик измеряет доску своей ладонью, а другой в специальной перчатке (большой)).
- Что вы заметили? (результаты разные)
- У нас опять получилась длина разная.
- Удобно пользоваться старинными мерами длины? (Нет, получают разные результаты, так как человек имеет индивидуальное строение тела)
- Мы еще раз убедились, что удобно измерять одинаковой величиной, такой как сантиметр. Это слово принято обозначать двумя буквами СМ.Слайд 15
5. Изучение новой темы.
Кто догадался, что сегодня на уроке мы с вами будем изучать? Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
- Тема нашего урока: Измерение длины отрезка. Сантиметр. Сегодня на уроке мы будем учиться измерять предметы. Слайд 16
5.1. Введение понятия “сантиметр”.
- У портного есть лента, называется она сантиметровая.
-Для чего она нужна? (измерять).
-А вы, помощники, найдите значения выражений и узнаете каким инструментом мы будем пользоваться на уроке.
5-3=2 и
9-2=7 а
8-2=6 к
7-3=4 е
6-3=3 н
6-5=1 л
9-4=5 й
Для чего нужна линейка? Чему мы будем учиться?
Слайд 17
- Что на ней изображено (черточки, цифры).
- Это короткие отрезки. Вот расстояние от одной отметки до следующей называется сантиметр. Сколько здесь сантиметров-10см. Чтобы измерить длину, каких либо предметов необходимо приложить линейку так: один конец совпадал с отметкой 0 на линейке, а другой где предмет кончается. Посмотрите на рисунок, и скажите, сколько сантиметров карандаш (10). Слайд 18
6. Закрепление пройденного материала.
6.1. Измерение ленты.
- А теперь я предлагаю вам поработать с линейкой в тетради.
- Достаньте ленту из файла желтого цвета. Вам необходимо отмерить от ленты часть, длиной 9 сантиметров. А девизом нам будут служить слова “Ум – впереди дела”. Слайд 19
- Как вы должны измерять:
1.Взять линейку.
2. Положить линейку так, чтобы отметка 0 совпадало с началом ленты.
3.И где стоит отметка 9 провести линию отреза.
- А я беру в руки ножницы, и буду заготавливать материал для мастерской. (Учитель – мастер собирает остатки ленты)
- Приступаем к работе (после объяснения). Ведь у нас в мастерской не бывает скуки, коли, заняты руки. Слайд 20
-Сравните ленты, у всех ли они одинаковые (Да).
- Молодцы, лишнее все убрали в файлы.
6.2. Измерение подручного материала.
- А, теперь ребята, давайте вспомним какие предметы, мы называли для мастерской портного.
-Я вам предлагаю измерить длину этих предметов и записать их (индивидуальные листочки для каждого ученика). Слайд 21
(Учитель – мастер на доске выкладывает из отрезков по 9 сантиметров слово УРА!).
- А теперь давайте проверим. Слайд 22
- Посмотрите на слайд, если ответ совпадает, похлопайте себе под уровнем груди, если совпадает второй ответ, похлопайте над уровнем лица, если совпадает третий ответ, похлопайте над головой – И так в честь ваших правильных ответов прозвучал салют.
- И я в честь своих помощников, как мастер говорю “ура!”.
7. Самостоятельная работа.
- И так мои помощники вы научились хорошо измерять и теперь вы можете справиться и с более серьёзной работой, но перед этим приготовим наши руки.
Физкультминутка.
Можешь пальцы сосчитать
Один, два, три, четыре, пять,
Один, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев, пара рук –
Вот твоё богатство друг.
- А теперь давайте, измерим наши полоски и начертим отрезок такой же длины.
- Проверим. Поменялись тетрадями и полосками. Сосед по парте измеряет полоску соседа и проверяет, какой длины начерчен отрезок. Оцениваем работу друг друга.
- Молодцы!
8. Рефлексия
- Итак, ребята, предлагаю вам закончить предложения. Слайд 23
- Ребята, посмотрите на доску, это я (улыбающиеся лицо). Почему я улыбаюсь.
- А теперь я вам предлагаю показать ваше настроение
Если вам понравилось и вас всё получалось, и вы всё поняли, возьмите “улыбающийся смайлик”
Если вам не понравилось и вас не все получалось, возьмите “неулыбающийся смайлик” (со спущенными уголками губ)
Все в нашей мастерской друзья
Дружнее не сыскать
Мы в мастерской одна семья
Нас каждый должен знать.
- По вашим лицам я вижу, что вам понравилось, а если у вас, что-то не получалось, то получится на следующем уроке. Потому что: Слайд 25