Тема урока: « Наш гость марш. Спортивный марш.»
Тип урока:
урок закрепления полученных знаний и приобретения новых.
Цель – создать благоприятные условия для ознакомления учеников с жанром «марш»; рассмотреть жизненные обстоятельства, при которых звучит марш, научиться различать виды маршей, учить слышать и определять маршевый, характер разных произведений.
Задачи:
образовательные:
· Формирование знаний о маршах;
· Формирование умения воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
коррекционно-развивающие:
· Развитие музыкальных способностей.
· Развитие умения анализировать музыкальные произведения маршевого характера.
· Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность.
воспитательные:
· Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 3 класса;
· Формирование интереса к изучению музыки;
· Формирование уважительного отношения к музыкальному искусству.
Педагогические технологии:
здоровье сберегающие обучение;
личностно-ориентированное обучение;
компенсирующее обучение;
адаптивное обучение;
информационно-коммуникационные технологии – персональный компьютер, проектор, презентация в Power Point;
игровая технология.
Оборудование: муз. Инструмент-синтезатор, компьютер, , карточки, наглядные пособия
Музыкальный материал:
И.О.Дунаевский « Спортивный марш»;
Г. Свиридов «Военный марш»
Виды музыкальной деятельности на уроке:
Восприятие музыки: прослушивание фрагментов музыкальных произведений;
Исполнительство (игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения);
Творчество: изображение в рисунке музыкальных образов, при прослушивании марша из балета П.И Чайковского «Щелкунчик»
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие.
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице
- Здравствуй, солнце золотое!
- Здравствуй, небо голубое!
- Здравствуй, маленький дубок!
- Здравствуй, вольный ветерок!
- Здравствуй, Утро!
- Здравствуй, День!
Мне здороваться не лень.
- Здравствуйте!
1)Эмоционально-психологический настрой на урок:
-Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам и надеюсь, время урока пролетит незаметно, будет для вас приятным и полезным.
- Я хочу узнать, какое у вас настроение. Предлагаю вам посмотреть на доску, на которой расположены мордашки-настроения, они будут сопровождать нас на протяжении всего урока, и если вы загрустите или огорчитесь посмотрите на эти мордашки и улыбнитесь, настроение у вас будет вновь радостным!
2)Оздоровительный массаж.
«Доброе утро! Улыбнись скорее! И сегодня весь день будет веселее!
Мы погладим лобик, носик и щечки.
Будем мы красивыми, как в саду цветочки.
Разотрем ладошки сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы свои потрем, и здоровье сбережем!
Улыбнемся снова, будем все здоровы!
2.Ввод в тему урока:
-Сегодня у нас будет необычный урок. Представьте, что мы сегодня находимся не на уроке музыке, а в сказочном музыкальном королевстве. Слайд1.
-В этом королевстве живет добрая Фея, волшебные гномы, здесь мы попадем в музыкальный мир маршей, узнаем, какие бывают марши? А также много интересного о музыке, услышим музыкальные произведения и песни. И, конечно, будем петь, играть, нас ждут увлекательные музыкальные игры и задания.
3. Работа по усвоению и осмыслению нового материала.
1)Сообщение темы и цели урока.
- Тема нашего урока: «НАШ ГОСТЬ-МАРШ». Слайд 2.
3) Знакомство с маршами.
- А может кто-то из вас знает, что такое марш?
Дети: Когда ритмично считают.
- Человек живет, пока стучит сердце. Найдите у себя пульс. Пульс – это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. В марше тоже есть ритм.
– Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется “ударная”. Марш всегда исполняется под счет: “раз-два”, причем "раз" – ударная доля, а “два” – тихая. На свете существует много разных маршей – громких и тихих, высоких и низких, веселых и печальных.
Слайд 4.
Марш-это род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей. А если сказать музыкальным языком – марш – это жанр музыки, которому присущ бодрый, жизнерадостный, торжественный характер. Ритм в марше должен быть ясный, простой и энергичного характера.
«Марш» - по-французски ходьба, движение. От этого слова и пошло наше «маршировать», то есть ходить особенным, ладным и четким шагом.
Каждый знает, что лучше всего маршировать под музыку. Музыка бодрая, четкая и в то же время не быстрая. Бегать и прыгать под нее не очень удобно. Плавные и медленные движения то же не получаются. Зато ходить - одно удовольствие. И называется такая музыка - марш.
- А вы когда - нибудь слышали Марш? - Да!
-Когда и где вам приходилось слышать марши?
- А какая музыка по характеру у марша?
-Музыка бодрая, четкая и в то же время не быстрая.
-Чем вам нравится музыка марша?
- Эта музыка мне понравилась тем, что она радостная и веселая.
- Спасибо! Вы молодцы, что слушаете такую музыку.
- Итак, Маршей в музыке великое множество, Марши-шествия, концертные, театральные марши, военные марши, свадебные марши, спортивные.
1) - Прослушайте муз.фрагмент и ответьте: «С каким маршем мы познакомились на прошлом уроке?»
_ Да, правильно это военный марш
- Выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю посмотреть на экран:
- Как марширует под эту музыку? Где?
Ответы детей: гордо, уверенно, твёрдо, мужественно и т.д.
- Да, это был военный парадный марш. Для военных музыка марша очень важна. Под его четкую музыку солдаты ровняют шаг в походном или парадном строю. Как вы думаете, какие черты присущи настоящим защитникам отечества?
2) - О каком марше я сейчас прочту стихотворение?
«В спортивной жизни все в движенье –
Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья»
- О каком марше идёт речь?
-Это марш спортивный.
-Верно. «Победы без него не будет, Спортивный марш так любят люди!»
В каждом городе есть спортивный стадион. В нашем сказочном королевстве он тоже есть. Каждое утро королевская футбольная команда выходит на тренировку под звуки марша. Как он бодро звучит и настраивает игроков на победу! Послушайте спортивный марш и представьте, что делают спортсмены, когда звучит этот марш?
Звучит «Спортивный марш».
Б)Слушание.
В) Анализ прослушанного: (работа по интонационной таблице)
-Какой характер у марша?
- Праздничный, торжественный.
- Где вам приходилось слышать этот марш?
-На олимпиадах, спортивных соревнованиях.
- Что делают спортсмены, когда звучит этот марш?
-Они гордо маршируют под музыку.
3) Физкультминутка.
«Часики»
- В нашем королевстве мы сегодня услышали разные марши,
А что у всех маршей общее?
- Общее - равномерность, четкость, звуки короткие, характер энергичный, бодрая музыка, марш поднимает настроение.
-Молодцы! Какой инструмент все марши любят?
Чтобы помочь вам, я загадаю загадку:
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке.
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)
Верно. Оказывается на свете существует множество самых разных барабанов – больших и маленьких, с голосами высокими и низкими. (Слайд) Послушайте.
- Ответьте, под звук какого музыкального инструмента очень хорошо маршировать? (барабан)
Музыкально-ритмическая игра «С барабаном я иду»
- Предлагаю одному играть на барабане, а остальные шагают.
5) Итог урока:
– О каких видах маршей мы сегодня говорили?
- Что является главным в маршах, мелодия или ритм?
- Под звучание какого музыкального инструмента легко маршировать?
- Какой марш мы слышим на спортивных праздниках, олимпиадах?
Вывод: о том, что все марши разные, но у них есть и общее: если все будут четко маршировать, то никто не собьется в строю.
10. Оценки за урок.