СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 6-м классе Тема: «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение  и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель урока: формировать представление о единстве формы и содержания портрета в музыке, литературе  и   изобразительном искусстве.

Задачи урока:

--воспитывать нравственно—эмоциональную сферу обучающихся (способность к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы);

--развивать познавательный интерес обучающихся,  творческое мышление и воображение;

- учить сравнивать художественный образ в портрете, созданный различными видами искусства.

Вид урока:  «урок открытых мыслей», урок- беседа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 6-м классе Тема: «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи».»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №94

Тракторозаводского района Волгограда»

(МОУ СШ №94)











Конспект урока музыки в 6-м классе

Тема: «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи».








Учитель музыки:

Волохина Л.С.







План—конспект урока музыки 6 класс

Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель урока: формировать представление о единстве формы и содержания портрета в музыке, литературе и изобразительном искусстве.

Задачи урока:

--воспитывать нравственно—эмоциональную сферу обучающихся (способность к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы);

--развивать познавательный интерес обучающихся, творческое мышление и воображение;

- учить сравнивать художественный образ в портрете, созданный различными видами искусства.

Вид урока: «урок открытых мыслей», урок- беседа.



Ход урока:


( на слайде №1 стихотворение, название романса, его авторы и исполнители)

Я помню вальса звук прелестный

Весенней ночью в поздний час.

Его пел голос неизвестный,

И песня чудная лилась.

Да, то был вальс прелестный, томный,

Да, то был дивный вальс.

Теперь зима, и те же ели

Покрыты сумраком стоят.

А под окном шумят метели

И звуки вальса не звучат.

Где ж этот вальс старинный, томный,

Где ж этот дивный вальс.


I Организационный момент.

Просмотр видео фрагмента исполнения романса « Я помню вальса звук прелестный». ( слайд №2 )


II Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.

Скажите, что за произведение мы с вами прослушали? ( романс)

Что такое романс? ( это муз. произв. о любви, о чувствах человека, о природе)

Какие инструменты исполняют романс? ( исполняли романс в старину под аккомпанемент лютни, а в 19 веке под гитару и фортепиано)

К какому жанру относится романс по способу исполнения? ( жанр вокальной музыки)

В каком ритме написан этот романс?( В ритме вальса).


III Постановка цели занятия перед учащимися.

Эпоха 19 века — это мир чарующих звуков романсов русских композиторов, наполненные человеческими чувствами и переживаниями, прекрасных бальных вечеров, где дамы кружили голову кавалерам, а они посвящали им стихи, поэмы, сочиняли музыкальные произведения, и изображали их образы в картинах.

Презентация. Слайд 3 (строки стихотворения Пушкина и его портрет)

Мечта в волшебной сени

Мне милую яви,

Мой свет, мой добрый гений,

Предмет моей любви…


Учитель: О чём на уроке у нас с вами пойдёт речь? ( о романсах на стихи А. С. Пушкина, о картинах).

Мы рассмотрим жанр портрета в музыке и живописи.

Тема урока сегодня, ребята, «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи». Сегодня мы поговорим о прекрасных произведениях искусства М. И. Глинки и А. С. Пушкина и Фёдора Рокотова, о прекрасной эпохе 19 века. ( слайд 4 –тема урока)

IV Первичное усвоение новых знаний.

Одно из своих самых лучших стихотворений « Я помню чудное мгновенье» Пушкин посвятил Анне Петровне Керн---красавице, светской львице, которая в своём доме устраивала литературные и музыкальные салоны, а молодые писатели, поэты и музыканты исполняли свои произведения.( слайд №5 А. П. Керн и салоны )


Учитель: Учебник стр 14, у нас на столах это прекрасное стихотворение. Сейчас мы прочитаем его. Обратите внимание— меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения. (3 ученика читают выразительно стихотворение).

Учитель: на сколько разделов можно разбить это стихотворение? (на 3)

Учитель: определите образный строй настроения каждой части (встреча, воспоминание, забвение, новое свидание, порыв вдохновения и счастья).


Учитель: Теперь давайте послушаем романс М. И. Глинки на стихи А.С. Пушкина. (слайд №6 –портрет М. Глинка, название романса и его исполнитель)

Учитель: Какие характеристики можно дать этой музыке? ( это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга)

Учитель: какими чертами обладает мелодия на разных этапах драматургического развития стихотворения?

Как меняется темп, ритм, динамика в каждой части?

(Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.)

Сколько получается частей в этом произведении? ( трёхчастная форма)

Учитель: Трехчастная форма, в которой написан романс, имеет свои особенности – реприза в ней не буквальная, а видоизмененная. С чем же связаны эти изменения?

Ученики: Вторая половина репризы – выражение радости, восторга («И сердце бьется в упоенье), кульминация всего романса, обобщение и завершение главной музыкальной мысли. ( учащиеся попытаются самостоятельно ответить на такие вопросы)

Учитель: как вы думаете композитор украсил это стихотворение музыкой или всё-таки она здесь лишняя?( ответы детей).

Ученики: Музыка дополняет содержание романса.

. Презентация.( Слайд №7 « портрет Струйской» Ф. Рокотов и стихотворение Н. Заболоцкого)

Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, а можно нарисовать портрет музыкой?

К какому виду искусства относится портрет? (Портрет – это жанр изобразительного искусства.)

Какое вы подобрали бы произведение к этому портрету? Вспомните –мы с вами перенеслись в прекрасную эпоху 19 века.


Звучит «Вальс-фантазия» Глинки для симфонического оркестра. (музыкальный фрагмент)

Учитель: Скажите—а это произведение созвучно с картиной Рокотова? Знакома ли вам эта музыка?

Ученики: (это вальс)

Учитель: Это «Вальс – фантазия» М.И.Глинки.

( слайд№8 портрет Глинка портрет Екатерины Ермолаевны Керн и слова : « Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости»)

Учитель: Ребята, постарайтесь ответить на несколько вопросов: 1)почему композитор дал своему произведению название «Вальс-фантазия»?( несколько мелодий как фантазия человека, мысли пролетающие в голове)

В какой обстановке наиболее приемлемо звучание «Вальса-фантазии» - на балу, балетной сцене, в симфоническом концерте? Почему?

Это просто танец, или в музыке Глинки слышится нечто большее?

К какой области музыки можно отнести это сочинение («легкой» или «серьезной»)?

VI Вокально—хоровая работа.

Исполнение песни колокольчик

VII Обобщение и закрепление знаний

Проверочная индивидуальная работа. Взаимопроверка.

IX Рефлексия .

Учитель: Что вы делали на уроке?

Что вы на уроке сегодня узнали нового или уже повторили вспомнили?

Как вы думаете вам пригодится эти знания в жизни, где вы сталкивались с вальсом в своей жизни?