Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок «Есть женщины в русских селеньях…») 6 класс
В календарно-тематическом планировании по Коровиной: Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…»). Поэтический образ русской женщины.
Тип урока: урок открытия нового знания в форме эвристической беседы.
Методы: исследовательский, метод самостоятельной работы.
Приёмы: диалог, выразительное чтение, фронтальный опрос.
Формы работы: коллективные, индивидуальные.
Цели: Ι. Образовательные: создать условия для совершенствования навыка выразительного чтения, для развития умения устно и письменно выражать свои мысли; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, делать выводы; формировать представление о лирическом герое на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.
Цель: определить, какая в понимании Н. А. Некрасова русская женщина.
Задачи: дать биографические сведения о детстве автора и становлении его творчества; рассмотреть поэтический образ русской женщины в аспектах стойкости характера «величавой славянки» и преодоления ею жизненных тягот и невзгод.
Проблемный вопрос: Чем обусловлена стойкость характера «величавой славянки»?
Тема: «Образ русской крестьянки».
Содержание | Анализ |
Краткий биографический рассказ об авторе (где родился; поместный быт; образ матери; поступление в гимназию; вступление в литературную сферу). Вопросы по биографии: - Где прошло детство Некрасова? - Какие картины жизни с детства волновали душу поэта? - Какие впечатления о матери стали основой его будущих стихотворений? - Какие трудности он испытал в Петербурге? - Как он их преодолевал? - Кому автор адресует: «Во мне спасла живую душу ты!»? | Вступление даётся в форме биографической справки, целью которой является отсылка к событиям, повлиявшим на восприятие мира («Во мне спасла живую душу ты!» - обращение к матери). Материал для биографической справки подобран в соответствии с возрастными особенностями обучающихся (рассматриваем детские годы поэта). |
- Какие качества на ваш взгляд присущи русской женщине? Назовите слова ассоциации с понятием «женщина» (самоотверженность, доброта, красота, нежность, трудолюбие). Учениками зачитываются варианты ответов, записываются на доске. Переход к лирическому тексту. | |
В 1863 году, после отмены крепостного права, он написал поэму «Мороз, Красный Нос». Автор посвятил её русской крестьянке. Формулировка темы урока. Чтение лирического текста учителем. -Какое чувство возникло после прочтения стихотворения? - Кто главный герой произведения? - Выпишите из текста слова и выражения, которые являются синонимами к слову крестьянка («царица», «красавица», «нарядная матка»). Почему именно эти слова выбрал поэт? - Как понять строки «С походкой, со взглядом цариц», «Лицо величаво», «И по сердцу эта картина / Всем любящим русский народ»? Работа с таблицей: -Какие черты русской крестьянки поэт считает главными? Запишите их в два столбика (внешность, черты характера). Задание выполняется в тетради индивидуально. На доску выносятся варианты ответов. - Какой смысл вкладывал поэт в слово красавица? Какой, по его мнению, должна быть красивая женщина? - Какие черты характера русской крестьянки восхищают поэта? - Как внутренняя стойкость, трудолюбие, смелость, терпение отразились в её внешности? - Какие жизненные трудности приходилось преодолевать русской крестьянке? Как она с ними справлялась? - Каково авторское отношение к крестьянке? Докажите свои мысли текстом. Создайте устную иллюстрацию «Величавая славянка», используя слова и выражения из текста и репродукцию в учебнике (иллюстрация художника А. Пластова к поэме «Мороз, Красный нос»). | Производится непосредственное восприятие лирического текста. Вопросы: 1- эмоции; 2 – деталь; 3- деталь; 4 – смысл. Анализ лирического текста производится последовательно, с выявлением всех элементов (вслед за автором) – целостный анализ. Классификация по детальным признакам. Вопросы: 1 – смысл; 2 – деталь; 3 – деталь; 4 – деталь; 5 – смысл. |
Вывод на основе проанализированного отрывка – образ русской крестьянки многогранен (она и царица и простая русская баба). Черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Домашнее задание: выучить отрывок из поэмы «Мороз, красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…»). | |
6 класс
Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок «Есть женщины в русских селеньях…»)
В календарно-тематическом планировании по В. Я. Коровиной: Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…»). Поэтический образ русской женщины. Даётся 1 час на тему.
Тип урока: урок открытия нового знания в форме эвристической беседы.
Методы: исследовательский, метод самостоятельной работы.
Приёмы: диалог, выразительное чтение, фронтальный опрос.
Формы работы: коллективные, индивидуальные.
Учебные цели: Ι. Образовательные: создать условия для совершенствования навыка выразительного чтения, для развития умения устно и письменно выражать свои мысли; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, делать выводы; формировать представление о лирическом герое на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.
Цель: определить, какая в понимании Н. А. Некрасова русская женщина.
Задачи: дать биографические сведения о детстве автора и становлении его творчества; рассмотреть поэтический образ русской женщины в аспектах стойкости характера «величавой славянки» и преодоления ею жизненных тягот и невзгод.
Проблемный вопрос: чем обусловлена стойкость характера «величавой славянки»?
Тема: «Образ русской крестьянки».
Ход урока:
Краткий биографический рассказ об авторе (где родился; поместный быт; образ матери; поступление в гимназию; вступление в литературную сферу).
Вопросы по биографии:
- Где прошло детство Некрасова?
- Какие картины жизни с детства волновали душу поэта?
- Какие впечатления о матери стали основой его будущих стихотворений?
- Какие трудности он испытал в Петербурге?
- Как он их преодолевал?
- Кому автор адресует следующую строку: «Во мне спасла живую душу ты!»?
- Какие качества на ваш взгляд присущи русской женщине? Назовите слова-ассоциации с понятием «женщина» (самоотверженность, доброта, красота, нежность, трудолюбие).
Учениками зачитываются варианты ответов, записываются на доске.
Переход к лирическому тексту.
- В 1863 году, после отмены крепостного права, Н.А. Некрасов написал поэму «Мороз, Красный Нос». Автор посвятил её русской крестьянке.
Переходим к рассмотрению образа женщины у Н.А. Некрасова.
Чтение лирического текста учителем.
-Какое чувство возникло после прочтения стихотворения?
- Кто главный герой произведения?
- Выпишите из текста слова и выражения, которые являются синонимами к слову крестьянка («царица», «красавица», «нарядная матка»). Почему именно эти слова выбрал поэт?
- Как понять строки «С походкой, со взглядом цариц», «Лицо величаво», «И по сердцу эта картина / Всем любящим русский народ»?
Работа с таблицей:
-Какие черты русской крестьянки поэт считает главными? Запишите их в два столбика (внешность, черты характера). Задание выполняется в тетради индивидуально. На доску выносятся варианты ответов.
- Какой смысл вкладывал поэт в слово красавица? Какой, по его мнению, должна быть красивая женщина?
- Какие черты характера русской крестьянки восхищают поэта?
- Как внутренняя стойкость, трудолюбие, смелость, терпение отразились в её внешности?
- Какие жизненные трудности приходилось преодолевать русской крестьянке? Как она с ними справлялась?
- Каково авторское отношение к крестьянке? Докажите свои мысли текстом.
Задание:
- Создайте устную иллюстрацию «Величавая славянка», используя слова и выражения из текста и репродукцию в учебнике (иллюстрация художника А. Пластова к поэме «Мороз, Красный нос»).
Вывод на основе проанализированного отрывка – образ русской крестьянки многогранен (она и царица и простая русская баба). Черты крестьянской женщины: сила, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Стойкость характера основана на жертвенности, отваге, поиске спасения в работе.
Домашнее задание: выучить отрывок из поэмы «Мороз, красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…»).