СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с новой страной - Китаем.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"»

Урок № 26

5-а

5-б

5-в


дата





Тема: Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатическими условиями и обществом; познакомить с основными идеями и взглядами китайского мудреца Конфуция на духовные ценности и культурные нормы; формировать умение осваивать алгоритм логических операций осмысления теоретического материала; обобщать и систематизировать исторические знания.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; давать образную характеристику Конфуция; аргументировать собственную позицию по проблемному вопросу;

Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; давать определения понятий, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала, понимать культурное многообразие мира, уважать культуру других народов, учиться быть толерантным.

Тип урока: комбинированный

УМК: карта «Индия и Китай в древности», учебник, презентация.

  1. Актуализация знаний по теме «Индийские касты»

  • Проверка таблицы «Индийские касты»

  • Тест (Методическое пособие тест № 7).



  1. Изучение нового материала.

План:

  1. Географическое положение и природные условия Китая.

  2. Конфуций – древнекитайский мыслитель.

  3. Учение Конфуция.

1). Сегодня мы поговорим о жизни китайского общества, о философском учении Конфуция. Мы должны доказать, что «Китай – уникальный, мудрый, удивительный». Также мы познакомимся с географическим положением Китая и особенностями климатических условий. Рассматривая новый материал, мы будем постоянно возвращаться к поставленной проблеме, и стараться её доказывать.

Самостоятельная работа с картой стр. 103.

  • Где находится Китай? (В Восточной Азии).

  • Какие крупные реки протекают на территории Китая?

  • Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе – степи, а на юге – горы Южной Азии, покрытые тропическими лесами).

  • Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин).

Великие реки Китая похожи на Тигр и Евфрат - Желтая река (Ху¬анхэ) на севере страны и Голубая река (Янцзы) - на юге. Они очень бурные, несут много ила и песка. Берега Хуанхэ сложены из лесса - горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок. Лесовые почвы мягкие, а при хорошем поливе очень плодородны. Поэтому уже три с половиной тысячи лет назад на берегах Хуанхэ существовали поселки земледельцев и скотоводов. В то же время берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены. Здесь водились олени, кабаны, медведи, тигры.

Можно ли на основании этих сведений сделать вывод о том, что в Китае сложились все условия для занятия земледелием?

Земледельцы Китая не боялись засухи и не спешили укрощать течение бурных рек. Однако немало бед причиняла Хуанхэ - «река, надрывающая сердце» или «река тысячи бед».

Вообразите, что вы живете в древнем поселке на берегу Хуанхэ.

Сейчас вам станет ясно, почему эту реку называли «горе Китая»...

Однажды ночью вы просыпаетесь от, громкого крика: «Вставай, вставай скорее, случилось несчастье!» Открыв глаза, вы видите, что хижина полна воды. Где-то рядом плачут дети, голосят женщины, мычат коровы. Все выскакивают наружу: вокруг вода! Люди кидаются к лодкам или спасаются вплавь, бросив полузатопленные хижины, скот и нажитое добро.

А произошло следующее: река незаметно подмыла берег из мягкого лесса. Тот обрушился и завалил русло. Началось наводнение, и на прибрежные поселки обрушилась вода.

Вопрос: Почему уцелевшие после наводнения люди возвращались на старые места и создавали новые поселки на берегах Хуанхэ?

2). В V веке до н.э. в Китае жил мудрец Конфуций.

- Откройте учебник, страница 102, посмотрите портрет Конфуция.

3). Чему учил Конфуций?

Конфуций учил:

  • «Воспитанного человека легко узнать по его манерам»

Объясните, как вы понимаете слово «манеры». (Манера – обычный для данного лица, вошедший в привычку образ действия; та или иная особенность поведения).

  • Учтивый китаец перед входом дом снимал туфли и шел босиком

  • Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприлично.

--Объясните, как вы понимаете слово «циновка». (Циновка – ковер, сплетенный из тростника)

  • Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди.

  • Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайские мужчины носили прически из длинных волос, которые укладывались в тугие пучки на темени. Надо лбом, на висках и на затылке волосы тщательно приглаживались. Узел закреплялся шпилькой (напоминает «шишку»). Женские прически были очень сложные, но производили впечатление легкости, украшались цветами, а на праздники причёски украшались драгоценными камнями.

Обычно китайцы носили халат. У простых людей они были из дешевой материи, а знатные и богатые китайцы одевались в шелковых халаты, украшенные дорогой и красивой вышивкой. На одежде императора вышивался дракон – символ божественности. Император считался «Сыном Неба».

  • Работа с текстом учебника стр. 102-105.

  • Басня «Ответ мудреца» Прочитайте и ответьте на вопросы стр.104-105.

  1. Подведение итогов урока.

Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение : Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.

  1. Рефлексия.

На уголках ваших парт приклеены стикеры розового цвета, на них необходимо записать три слова, которые запомнились вам и характеризовали бы ваше отношение к Китаю, к его древним мудростям.

  1. Домашнее задание:

  • Параграф 22 прочитать

  • Сообщения для любознательных: «Строительство Великой Китайской стены», «Великий шёлковый путь».

3