СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Где зимуют птицы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Где зимуют птицы?"»

Проверено:


Конспект урока по окружающему миру

УМК ШКОЛА РОССИИ
Класс 1
Тема:
«Где зимуют птицы?»
Тип урока - изучение нового материала.
Цель: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях.
Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с понятиями «перелетные» и «зимующие» птицы, раскрыть причины перелета птиц;  
Воспитательная:
воспитать интерес к окружающему миру
Развивающая:
развить познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
Оборудование: учебник Окружающий мир 1 класс, Плешаков А.А.,  часть 2, электронная презентация  «Где зимуют птицы?», фишки (синие и красные) на каждого ученика, загадки про птиц.

Ход урока

1.Орг. момент (1 мин)

- Ребята, сегодня мы отправимся в новое путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных, находить ответы на вопросы, которые у вас возникнут.


2. Повторение (Проверка д/з)

- Где путешествовали мы на прошлом уроке? Что узнали об этих районах?
- Что такое Саванна?

- Кто обитает в САВАННЕ?
- Что такое Тропический лес?

-Кто живет в ТРОПИЧЕСКОМ ЛЕСУ?
- С какими двумя видами слоном вы познакомились?

- Какая разница между слонами, которые там живут?





3. Актуализация знаний.

 - Ребята, к кому же мы сегодня отправимся в гости? Чтобы узнать, я предлагаю отгадать загадку.


Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…… (птица) (Cлайд 1)

- Молодцы! Мы сегодня отправимся в гости к птицам

- Кто же такие птицы?
- По каким совершенно определённым признакам можно узнать птиц? 
(тело птиц покрыто перьями)

- Все ли птицы выглядят одинаково? (нет)

- На какие группы можно поделить птиц?

- Мы продолжим знакомство с пернатыми друзьями.
- Давайте узнаем тему нашего урока. Для этого откройте учебник на стр 16.
- Прочтите.
- «Где зимуют птицы?» это и есть тема нашего урока.

4.Изучение нового материала
– С приходом зимы жизнь в природе сильно изменилась. Можем ли мы сейчас, выйдя на улицу, услышать разнообразные песни птиц? Почему? (Многие птицы улетели в тёплые края.)
– Как вы думаете, почему некоторые птицы улетают в тёплые края?
(ответы уч-ся)
- Ребята, есть некоторые птицы, которые улетают в тёплые края из-за отсутствия пищи в холодное время года.

 - Отгадайте загадки и вы узнаете название птиц, которые остаются у нас зимовать.
(После отгадки появляется изображение птицы)
Черный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор.

Лесной «доктор». (Дятел) (Cлайд 2)


Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица) (Cлайд 3)


Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … 
(Воробей). (Cлайд 4)


И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и…..( Совы) (Cлайд 5)



В поле – помощницы, вроде,
Бандитки – в саду, в огороде:
Вишни и сливы, дыни, горох…
От крика их в поле трактор оглох.
И если устроена свалка,
Там тоже окажется …
(Галка) (Cлайд 6)

Тащит в дупла лип упорно 
Желуди, орехи, зерна, 
Как заправский кладовщик 
Бойкий ...ПОПОЛЗЕНЬ ямщик.  (Cлайд 7)


– Птицы, которые не улетают от нас осенью и остаются на зиму, как мы их можем назвать? (называются зимующие)

– Назовите зимующих птиц?

– Чем они питаются? (ответы детей)

– Зимующие птицы находят корм круглый год. Они могут питаться и семенами, и плодами, и насекомыми, держатся ближе к жилью человека.

– Легко ли им зимой? (ответы детей)

– А как мы можем им помочь? (ответы детей) (Cлайд 8)

- Чем можно кормить птиц? (ответы детей)

– А к кому прилетают в зимнюю «столовую» пернатые гости? (ответы детей)

– Какие птицы вы видели в своей кормушке? (ответы детей)

– Зимой птице страшен не мороз, а голод. Главное, чтобы корм в кормушке был всегда, и не был засыпан снегом.
- Послушайте стих.

Покормите птиц зимой! 

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.



– А как можно назвать остальных птиц, (которые улетают) ?

Почему Вы их назвали перелётными?

– Объясните это слово (эти птицы совершают перелетыперелетают из одного района Земли в другой).

- Где же зимуют перелётные птицы? (ответы детей)


Подумайте, почему зимой птицы улетают от нас в теплые края?
- Для них нет пищи.

– Как люди узнали, что птицы улетают в тёплые края? (ответы детей)

– Сейчас мы знаем, что птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что птицы осенью куда-то исчезают, потом опять появляются, но весной.

В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в 18 веке люди утверждали, что птицы улетают на ..Луну. Добираются туда будто 60 дней и погружаются в спячку.

Ученые орнитологи (изучающие жизнь птиц) точно определили, где именно зимуют разные птицы.

– А как они это сделали? Подумайте. (ответы детей)

Для этого они надевали птицам на лапки маленькие кольца.

- Давайте рассмотрим эти кольца на рисунке и подумаем, как же они могли помочь ученым. (ответы учащихся)

На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о миграции (передвижении) птиц. Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы.


- Ласточки летом живут практически на всей территории России, а зимуют в Африке. Журавли тоже живут в России, а на зиму улетают в Индию и в другие теплые края.

Отгадайте загадки и вы узнаете название птиц, которые улетают в тёплые края . (После отгадки появляется изображение птицы)


Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.   
(Ласточка) (Cлайд 9)


Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. 
(Журавли) (Cлайд 10)



Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый…..( Скворец) (Cлайд 11)



В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.
      
(Жаворонок) (Cлайд 12)



Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней,

Кто же это? (Соловей). (Cлайд 13)



Физкультминутка

5.Закрепление

- Выполним задание на стр 16. Найдите на рисунке зимующих птиц и отметь синим кружком, остальные – перелётные, их отметь красным кружком.

6. Рефлексия (5 мин)

-Ребята, давайте подведём итог нашему уроку.

- Кто такие птицы?

- На какие две группы мы разделили птиц? (зимующие, перелётные)

- Где же зимуют зимующие птицы и чем они питаются? (в нашей местности)

- Где зимуют перелётные птицы? (в тёплых краях)

- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края?

-Молодцы!

- Наш урок подошёл к концу. Думаю, что каждый для себя открыл что-то новое и интересное сегодня на уроке.


7. Домашнее задание (1 мин)
- Стр. учебника 16-17.
Ответить на вопросы





























Оценка: