Урок 9 (26) Отношение христианина к природе
Ключевые понятия: экология, ковчег, творец, милосердие
Цель урока: помочь учащимся осознать общегражданскую и личную ответственность человека за вверенный ему мир
Задачи урока:
- освоение учащимися сведений об особенностях отношения христианина к природному миру, о всемирном потопе, об отношении святых к природе, к животному миру;
- осмысление связи природного и человеческого мира, особой роли человека в мире, обусловленной тем, что ему даны разум и совесть;
- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и рассуждений автора учебной статьи;
- привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам современности;
- сделать очевидным христианское происхождение проблемы;
- сосредоточить внимание учащихся на возможности личного участия в решении проблемы.
Оборудование урока: мультимедиапроектор, презентация Microsoft Offise Power Point 2003, выставка картин с видами природы, животных, таблички с понятиями «экология», «ковчег», «творец», «милосердие»
Ход урока:
1.Оргмомент
2. Проверка домашнего задания
Дайте определение понятиям «инок», «монах», «послушание»;
Почему монахи считают себя воинами? С кем или с чем они ведут борьбу?
3. Сообщение темы и целей урока
Вы узнаете:
- Что делает человека выше природы
- Какую ответственность несет человек за сохранение природы
СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ
Бываете ли вы сердиты, если кто-то разрушает то, что вы с заботой и любовью построили?
Знакомы ли вам случаи разрушительного и вредного воздействия человека на природу?
Как вы полагаете, если у нашего мира есть Творец, как Он воспринимает такие действия людей?
4.Рассказ учителя о сотворении мира
5. Работа с текстом учебника.
1.Чтение статьи учебника про себя.
2.Перечитывание статьи учебника на основе выполнения заданий:
Ответьте на следующие вопросы:
Почему необходимо познавать мир?
Был ли великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов верующим человеком? Как ты это понял?
Подумай: удаётся ли человеку делать мир более удобным и безопасным для себя? Что ты думаешь по следующему поводу: каковы условия такого преображения мира, когда человеку становится в нём удобнее и безопаснее?
Что обязан человек выбрать, преобразуя природу: выгоду и большие экономические доходы для себя и государства или заботу о сохранении природы и преумножении её богатств? Что в конечном итоге будет выгоднее человечеству и почему?
Как на поставленные выше вопросы отвечает автор учебника?
Почему именно человеку Бог поручил охрану созданного им мира?
Можно ли сказать, что уже сегодня (а не через миллион лет) человеку приходится держать ответ за то, что он делает природе? В чём это проявляется?
Чтение врезки учебника про Ноев ковчег
Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или преобразил.
Сегодня многие люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы защитить ее от нас. Экология – это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей.
Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев – тоже грех. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе такого хулигана создает привычку к злобе и разрушению.
6. работа с дополнительным текстом
Что может сделать маленький человек, ребёнок, школьник или даже дошкольник, для христианского отношения к природе?
Прочитайте текст и ответьте на вопрос
Отломленная ветка
Вдоль парковой аллеи бежал мальчик. Был ясный весенний день, на деревьях пели птицы, среди цветов летали разноцветные бабочки. Мальчику было весело. Он бежал размахивая руками.
Вдоль аллеи росли маленькие липки. Их недавно посадили. Мальчик, развлекаясь, оторвал целую ветку. Веточка упала на землю. Мальчик на минуту остановился, глянул на дрожащие листочки. Посмотрел и на липку: с северной стороны стволика зияла рана…
Мальчику стало жалко деревце, но жалость жила в его сердце не долго.
Прошло много-много лет. Вчерашний мальчик стал уже дедушкой.
И вот тёплым весенним днём пришёл он в тот парк, в котором бегал в детстве маленьким шаловливым мальчиком. Вдоль аллеи росли высокие стройные липы. Только одна была словно поранена с северной стороны. У неё как будто руки не было. Вместо ветки – глубокий шрам.
Дедушка остановился. Узнал липку. Это он когда-то отломил ей маленькую веточку. И вот теперь на высоком дереве не было большой ветки. Меньше листьев зелёных. Меньше цветов липовых, меньше жужжания пчелиного – потому что сломал он веточку. Меньше и радости на свете.
Дедушка вздохнул. Он стоял на аллее и смотрел на ровную дорожку, по которой бежал маленький мальчик.
(По В. А. Сухомлинскому).
Как вы думаете, что скажет старик этому мальчику?
ЛОШАДЬ И ЖАБА
После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлепать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи - хорошо ей. Увидели жабу дети и говорят: "У, гадина какая! - устроим ей потеху". Наломали они острых прутьев и давай тыкать жабу. Всю ее изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают, да еще хохочут. Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на нее крикнул... Колеса глубоко увязли в грязи; трудно лошади свернуть в сторону. А все-таки собрала она все силы и объехала жабу. Увидел тут и мужик жабу. "Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!" - сказал он. Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.
(по Л. Толстому)
Почему же было стыдно этим мальчикам?
Какую заповедь забыли они?
7. Работа над понятием «милосердие»
Христианское милосердие может распространяться не только на людей, но и на животных. Из Библии в русскую речь вошла поговорка – «блажен, иже и скоты милует» (Притч.12, 10. церк-слав.перевод).
Милосердное отношение к ним проявляет себя, в частности, в том, что человек заботится о домашних животных, не выбрасывает их на улицу как ненужную вещь, если они состарились или стали доставлять неудобства и хлопоты. И, конечно, пресекает всякие издевательства над животными (как домашними, так и дикими) и жестокое отношение к ним.
Встречалось ли в вашей жизни подобное отношение к животным?
Есть ли у вас домашние питомцы и какие у вас обязанности перед ними?
8. Подведение итогов
Ответьте на вопросы?
Что делает человека выше природы?
Нарисуй три круга. Расположи их один над другим. Впиши в них слова «Природа», «Бог», «Человек» так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому (чему) служит.
Какую ответственность несёт человек за сохранение природы?
Просмотр слайд шоу «Как прекрасен этот мир»
9. Домашнее задание
Прочитать статью учебника на стр.86-87, ответить на вопросы
Опережающее задание к следующему уроку:
Расскажите о том, как возникает, складывается семья. Узнайте значения слов помолвка, обручение, венчание.
Желающие могут расспросить своих родителей, бабушек и дедушек, как складывалась их семья, принести семейные фотографии (только те, что разрешат родители)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Р.П. БЕКОВО БЕКОВСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
УРОК 26
Составила
учитель начальных классов
Овсянкина Т.В.
Беково
2020г
Карточка 1
Отломленная ветка
Вдоль парковой аллеи бежал мальчик. Был ясный весенний день, на деревьях пели птицы, среди цветов летали разноцветные бабочки. Мальчику было весело. Он бежал размахивая руками.
Вдоль аллеи росли маленькие липки. Их недавно посадили. Мальчик, развлекаясь, оторвал целую ветку. Веточка упала на землю. Мальчик на минуту остановился, глянул на дрожащие листочки. Посмотрел и на липку: с северной стороны стволика зияла рана…
Мальчику стало жалко деревце, но жалость жила в его сердце не долго.
Прошло много-много лет. Вчерашний мальчик стал уже дедушкой.
И вот тёплым весенним днём пришёл он в тот парк, в котором бегал в детстве маленьким шаловливым мальчиком. Вдоль аллеи росли высокие стройные липы. Только одна была словно поранена с северной стороны. У неё как будто руки не было. Вместо ветки – глубокий шрам.
Дедушка остановился. Узнал липку. Это он когда-то отломил ей маленькую веточку. И вот теперь на высоком дереве не было большой ветки. Меньше листьев зелёных. Меньше цветов липовых, меньше жужжания пчелиного – потому что сломал он веточку. Меньше и радости на свете.
Дедушка вздохнул. Он стоял на аллее и смотрел на ровную дорожку, по которой бежал маленький мальчик.
(По В. А. Сухомлинскому).
Как вы думаете, что скажет старик этому мальчику?
Карточка 2
ЛОШАДЬ И ЖАБА
После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлепать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи - хорошо ей. Увидели жабу дети и говорят: "У, гадина какая! - устроим ей потеху". Наломали они острых прутьев и давай тыкать жабу. Всю ее изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают, да еще хохочут. Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на нее крикнул... Колеса глубоко увязли в грязи; трудно лошади свернуть в сторону. А все-таки собрала она все силы и объехала жабу. Увидел тут и мужик жабу. "Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!" - сказал он. Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.
(по Л. Толстому)
Почему же было стыдно этим мальчикам?
Какую заповедь забыли они?