СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания "Труд-основа жизни"-5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обществознания "Труд-основа жизни"-5 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания "Труд-основа жизни"-5 класс»

МКОУ СОШ №1 г. Макарьева.



Сценарий открытого урока.





«Труд- основа жизни»









Автор: Коротышова Н.Н.,

учитель истории и обществознания

I квалификационной категории.























Макарьев-2014

Конспект открытого урока обществознания в 5 классе

по теме «Труд- основа жизни»

  • раскрыть роль и значение труда в жизни человека;

  • развитие коммуникационных компетенций через групповую работу;

  • развитие учащихся через интерактивные методы обучения.

Задачи урока:

Образовательная: раскрытие роли и значения труда в жизни человека, изучение понятий «товар», «услуга», формирование умения различать эти понятия; изучение вопроса оценивания труда человека в современном обществе.

Развивающая: формирование логических операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; развитие познавательных процессов.

Воспитательная: способствование воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему.

Формируемые в ходе урока УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы завершили изучать тему «Дружба». Мы говорили о важности дружбы, о том, кто такой друг, определяли, могут ли быть друзьями одноклассники, сверстники.

Прежде, чем мы начнем изучать новую тему, мне хотелось бы подвести некий итог и поиграть с вами в игру «Снежный ком».

Сейчас каждый из вас будет называть одно слово- качество, которым обладает настоящий друг. Вы слушаете очень внимательно, потому что каждый последующий участник повторяет предыдущие слова и добавляет свое. Начну я. Преданность…



  1. Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.

- Итак, у нас с вами получился огромный снежный ком с качествами, присущими настоящему другу и я от всей души каждому из вас желаю, чтобы у вас были именно такие друзья. .

Слайд №1

- Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: ДУРТ-АВОНСО ИНЗИЖ.



-Запишите её в тетрадь.



-Что это такое? Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано? (труд- основа жизни)

Как догадались?

-Вот теперь запишите тему урока в тетрадь.



-Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план.



  1. Что такое труд? Каким он бывает?

  2. Что создаётся в результате труда?

  3. Как труд оценивается?



  1. Изучение новой темы.



  1. Каким бывает труд.



- Итак, ребята, что же такое труд?

- Скажите, а какое из ваших определений точное?

- Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)

- Используя эти способы, два ученика постараются найти нужную нам информацию.

Остальным ребятам я предлагаю поработать с таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным.

Труд- это…

  1. Работа, занятие.

  2. Результат деятельности, работы, произведение.

  3. Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.

  4. Усилие, направленное на достижение чего-либо.



Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили три ученика.





  1. Что создается трудом.

2.1.- Ребята, а зачем человеку трудиться? Что создается трудом?

Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю выполнить вам небольшое задание. У вас есть конверты, в которых лежат карточки. Задание: вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос: что даёт человеку труд? Карточки нужно приклеить к основе и провести стрелки так, чтобы получилась схема. Работать будем по группам (по 4 человека) Время- 5 минут.



Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство



Представление каждой группой своей схему.

Почему вы выбрали то или иное положение? Объясните.









-Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.

Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, учителем. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.



Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей на карточке. Характеристики для профессий содержатся в учебнике на стр.74.

. Задание: подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии и запишите в таблицу. (5 минут)





Профессия

Характеристика труда

Дворник

Простой, физический, ручной

Хлебороб


Учитель


Программист


Космонавт


Полицейский




Постоянный- временный, простой- сложный, умственный- физический, оплачиваемый- безвозмездный, добровольный- принудительный, ручной- автоматизированный, творческий- традиционный, коллективный- индивидуальный.

Проверка:

«Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..»

    1. Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира».



- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете?



Трудом создаются различные продукты. Среди них- вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой.

Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.



Рассмотрите рисунки, скажите, что является материальным изделием, а что- услугой ( стр. 76 учебника)



-Давайте запишем в тетрадь определения:

Услуги- это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (С.И.Ожегов)

Товар- это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.



    1. Физминутка.

Игра «Товары и услуги»

Я называю слова, если это товар- нужно присесть, если услуга- встать.



Стрижка в парикмахерской (у), тетрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба( у), ремонт сломанного замка на куртке (у), мороженое (т)

ремонт сломанного телевизора (у).

  1. Как оценивается труд.



- Ребята, а как оценивается труд работника?



Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.



- Для того, чтобы вопрос с оцениванием был у нас с вами полным, предлагаю вам следующее задание. (Рабочая тетрадь стр.50-задание №7

Вы должны закончить предложения:



Папа за работу на заводе получил __________________________ .

Маша учится в строительном институте и получает __________________ .

Бабушка каждый месяц получает _____________________ .

На младших детей в семье мама получает __________________ .

Вся названное выше составляет ________________________ семьи.



Проверка. 1-2 ребенка читают получившийся текст.



  1. Подведение итогов урока.

- Наш урока подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили перед собой в начале урока.

Ответили ли мы на них?

Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находитесь вы по степени понимания пройденной темы: если поняли всё- то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы- на средней, если ничего не понятно- на последней.

Поднимите руки, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой?



  1. Объяснение домашнего задания.



- Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности, был приятным занятием, а не обузой, радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам.

Домашнее задание у вас будет творческое. Ваша задача- составить правила хорошего, результативного труда, но не просто правила, а правила в пословицах.

Первое правила я уже сочинила, давайте запишем его:

«Поспешишь- людей насмешишь». Планируй свою работу, рассчитывай время и силы на её выполнение.

«Есть терпенье, будет и уменье». Будь настойчив и терпелив в достижении цели и результатов труда»

На следующем уроке мы выберем с вами 10 самых лучших правил, и наша редколлегия поможет оформить эти правило и разместить их на нашем классном уголке в кабинете.

Параграф 9 стр.74-77. Прочитать