СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект Урока "Окончание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект Урока "Окончание"»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Орг. моменттт

- добрый день. Я рада вас приветствовать на нашем занятии.

- Давайте сядем правильно, спина прямая, ноги вместе, руки на парте. Обратите внимание, что между партой и вашим корпусом проходил кулачек. Давайте сегодня будем работать не покладая рук.

- Прежде чем мы начнем изучать, что то новое, нам нужно повторить то, что мы уже знаем.

- Желаю вам маленьких удач, которые приведут к большим успехам в изучении русского языка!

Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.

II. Актуализация знаний

Блиц-опрос:

Сейчас мы с вами поиграем в игру «блиц-опрос» и заодно разомнемся. Я буду говорить вам утверждения, ваша задача – если оно верное – поднять руки над головой, если оно ложное – хлопнуть с ладоши один раз

- мы с вами изучаем раздел «состав слова» - верно.

- мы изучили уже такие части слова, как корень, суффикс, приставка, – верно.

- корень – это часть слова, которая служит для образования слов – неверно.

- Что же тогда такое корень?



- Какие слова мы называем однокоренными?

- Как найти в слове корень? (подобрать однокоренные слова и выделить одинаковую часть слов)


- Прочитайте слова, найдите лишнее слово.

Гористый, гора, горчица, горная.

- Почему вы считаете, что оно лишнее? Докажите.

- А остальные слова как называются? Почему? Докажите.




- Спишите однокоренные слова, диктует …Выдели корень (-гор-), поставь ударение. Какие это слова? (однокоренные)

Записывают все слова

- Какую орфограмму увидели? (проверяемая безударная гл в корне слова).

- Обозначим орфограмму.

Вывод: Однокоренные слова те, которые близки по лексическому значению и имеют одинаковую часть – корень.

(схема


Состав слова

Корень, приставка, суффикс, окончание, основа.






основная значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных (однокоренных) слов.

(у которых одинаковый корень и близкое лексическое значение)


- Лишнее слово горчица.

- У него другое лексическое значение.

- Остальные слова однокоренные; имеют общий корень и близки по лексическому значению.




- Проверяемая безударная гласная в корне слова

III. Самоопре-деление к деятельности, формулировка темы и цели урока.

(фронтальная, индивидуальная)

- Прочитайте слова.

Улица, улицы, на улице, улицей, улицу.

- Что вы можете сказать об их лексическом значении?

Что такое улица?

(Улица-пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для прохода и проезда.)- из толкового словаря.

А как мы ведем себя на улице, если это проезжая часть?

А знаете, как называется профессия, которая следит за соблюдением правил дорожного движения водителями – сотрудник ГИБДД.

- Это однокоренные слова?

- Почему?

- Чем эти слова различаются?

- Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она называется?

- Эта часть слова называется окончанием. Сформулируйте тему урока.

- Поставим цели на урок:

  • Узнать…

  • Изучить …

  • Научиться …

(научиться обозначать окончание в словах графически;

согласовывать слова в предложении и словосочетании)

отлично, а сейчас ваша задача – установить последовательность наших действий на уроке, с помощью карточки №1

  1. Узнать, что такое окончание

  2. Закрепить полученные знания по теме «окончание»

  3. Оценить свою деятельность по теме «окончание»

Ребята, часть слова, которая стоит после корня или суффикса, образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении и называется – окончанием. Окончание обозначается

- Выделим окончания в словах: улица, улицы, на улице, улицей, улицу.

(списываем и выделяем окончание + орфограмма непроверяемая безударная гласная)

Вывод: Что же такое окончание?



- Одинаковое лекс.значение.




- Нет.

- Имеют одно лекс. значение.

- Число, конец слова




- Формы слова. Окончание.


Постановка целей






Диктует ученик, окончание, ударение, орфограмма



- Изменяемая часть слова

IV. Изучение нового.

- А для чего служит окончание, узнаем, выполнив задание.

- Прочитайте предложения на слайде.

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

- Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?

- Запишем, изменяя форму слова. Первое предложение комментирует…. Второе предложение комментирует… и т.д.


- Что изменили у слов в скобках?

- Лексическое значение от этого изменилось?

- А что изменилось?

- Для чего нужно было изменять окончание в слове дача?

- Для чего служит окончание?

- Давайте проверим, правильно ли мы с вами рассуждали?

- Откройте с.80, правило. Прочитаем, верно ли мы с вами рассуждали?

Вывод

- Так что такое окончание? Для чего оно служит?

Какой пункт плана мы сейчас выполнили?

*1 пункт*





- Изменить форму слова.




- Окончание.

- Нет.

- Форма слова. Окончание.

- Чтобы связать слова в предложении. Служит для связи слов.

Работа с правилом

VI. Первичное закрепление нового материала
















VII. Работа по теме урока

(групповая, фронтальная)

Работать будем по учебнику, применяя полученные знания.

Откройте учебники на с. 79 и найдите упр. 142. Прочитайте текст (читают самостоятельно).

- О чем этот текст? Какие выделенные слова увидели? Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разное? А что обозначает это слово? Что изменяется в выделенных словах?

Вывод: значит - это форма слова или родственные слова?

Когда в словах меняется только окончание, то это формы одного и того же слова. Следовательно, окончание образует формы слова.

На доске:

Окончание

1.Изменяемая часть слова.

2Служит для связи слов в предложении

3.Образует формы слова.



- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах по 3 человека. Возьмите карточку. Прочитаем цель работы.

Выполните задание. Я желаю вам удачи!


Цель: научиться отличать родственные слова от формы слова.

Задание

  1. Прочитайте слова.


2.Распределите слова в две группы.

Зелёный, о зелени, у зелени, зеленоватый, с зеленью.


1 группа 2 группа


_____________ _____________

____________ ______________

____________ ______________




Сверка с доской.

- Какой вывод можем сделать? Что такое окончание и чем оно важно?


Самостоятельное чтение

Ответы детей



Выполнение упражнения самостоятельно












Разбиваются на группы

Выполнение в группах

















слайд

VIII. Работа с деформированным предложением

Интерактивная доска

- Предлагаю применить наши знания на практике.

Петя, играть, мелодия, вальс.

- Что видите? Что предлагаете сделать?

- Что для этого нужно сделать?

К доске вызывать и записывать предложение.

- Выдели корень в тех словах, в которых меняли форму слова.

- Подчеркни подлежащее и сказуемое. Определи, к каким частям речи относятся подлежащее, сказуемое.

- Сделаем синтаксический разбор предложения. Какое это предложение по цели высказывания? Повествовательное

- Является ли предложение восклицательным? Оно не восклицательное

- Определи, простое это предложение или сложное? Простое

- Какое оно: распространенное или нет? Распространенное


Слайд

- Составить предложение

- Связать слова, изменяя окончание



Запись:

(повест., невоскл., прост., распр.)




IX. проверка

Сейчас мы узнаем, как хорошо вы усвоили тему сегодняшнего урока. Перед вами лежат планшеты, отсканируйте QR- код. Аккуратно держите планшеты, если нужна моя помощь – говорите. Ваша задача после того, как вы отсканировали QR- код - пройти тест. На выполнение теста вам дается 30 секунд – 1 минута. Если вы выполните раньше, покажите свою готовность – положив руки на пару и отложив планшеты в сторону.

Какой пункт плана мы сейчас выполнили?

Если вы выполнили все правильно, встаньте, если у вас были ошибки – не расстраивайтесь, у вас все получится

*2 пункт*

Слайд


- Все остальные слова – формы слова, а это однокоренные для каждой группы.

X. Итог урока

- Подведем итоги. Над какой темой мы работали?

Какие цели на урок ставили? Мы их достигли? (отмечаем +)

Прием «СИНКВЕЙН»

В завершении нашего урока я хотела бы, чтобы вы придумали одно существительно, подходящее к теме нашего урока.

Выразили свое отношение к теме урока в одном предложении.

- Какой пункт плана мы сейчас выполнили? *последний – 3*


Подведение итогов, ответы детей