СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Окончание Смутного времени"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой план-конспект урока по теме "Окончание Смутного времени" для 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Окончание Смутного времени"»



Конспект урока по истории в 7 классе на тему « Окончание Смутного времени»

Цель урока: Сформировать представление о роли народа в ликвидации Смуты, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности.



Задачи урока:

обучающая: продолжить знакомство учащихся с событиями Смутного времени; выделить этапы освобождения страны от захватчиков.

развивающая: развивать умение работать с историческими документами; выявлять причинно – следственные связи, формулировать выводы.

воспитательная: воспитывать патриотические чувства, через раскрытие решающей роли народных масс в борьбе против интервенции и в освобождении страны, на примерах К.Минина, Д.Пожарского.

Планируемые результаты :

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение осуществлять контроль и вносить коррективы

Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и одноклассниками, слушать отвечающего

Познавательные: умение оперировать понятиями, работать с картой.

Личностные: формирование ответственного отношения к учебной деятельности, умение организовывать свое рабочее место

Основные понятия: народное ополчение, патриотизм, «Совет всей земли».

Тип урока: комбинированный

Выдающиеся личности: К.А. Минин; Д.М. Пожарский; патриарх Гермоген.

Оборудование урока:

Техническое оснащение: компьютер; мультимедийный проектор; презентация MicrosoftPowerPoint «Окончание Смутного времени»; раздаточный материал















Этапы учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к учебному занятию. Организация внимания учащихся.

Готовятся к учебной деятельности

2. Проверка домашнего задания

Учитель предлагает учащимся выполнить задания в рабочих листах

Затем фронтальный опрос:

  1. Одной из причин Смуты стало: пресечение законной московской династии;(+)

  2. Мать Лжедмитрия 1 звали Елена Глинская (-)

  3. Первое появление Лжедмитрия I относится к 1606году ? (-)

  4. Причина голодных бунтов – политика Бориса Годунова (-)

  5. Боярский заговор против Лжедмитрия I был связан с растратой казны? (-)

  6. После гибели самозванца новым царем стал Василий Шуйский?(_+)

  7. Народное крестьянское движение возникшее в годы Смуты, возглавил Иван Болотников? (+)

  8. Новый самозванец получил прозвище- коломенский разбойник ? (-)

  9. Одной из характерных черт Смутного времени было самозванство ? (+)


Заполняют в рабочем листе ответы на вопросы по домашнему заданию. Затем меняются листочками с соседом по парте для проверки работ. Взаимоконтроль.


3. Определение темы урока






Слайд – 2













Слайд – 3

Начало XVII века для нашей страны было крайне сложным и трагическим. Как называется этот период в истории России ?(Смута, Смутное время).

На предыдущих уроках мы с вами рассматривали причины Смутного времени, говорили о событиях начала Смутного времени. Познакомились с Лжедмитрием 1, Лжедмитрием 2. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

- Молодцы, тема нашего урока: Окончание Смутного времени.

Слово учителя: Сегодня мы продолжим знакомство с событиями Смутного времени; мы постараемся с вами выяснить как удалось русскому народу преодолеть кризис?

План урока:

  1. Ситуация в стране в конце 1610г.

  2. Формирование Первого ополчения и его итоги.

  3. Роль Второго ополчения в освобождении России.

  4. Освобождение Москвы.

Вопрос: знаете ли вы, кому посвящён этот памятник?


В конце урока вы сможете ответить на вопрос и пояснить, какую роль эти люди сыграли в истории России.



Трудные дни наступили для Российского государства. Польские отряды захватывали города и монастыри, грабили и убивали население. Продолжалась осада Смоленска поляками. Шведы удерживали Новгород. Польские войска вели себя в Москве как завоеватели. По стране рыскали и бесчинствовали отряды недобитых тушинцев. Боярское правительство не пользовалось уважением у народа. Многие города на западе страны признали в качестве законного государя польского королевича, некоторые — шведского принца. Кое-где присягали едва появившемуся на свет сыну Марины Мнишек. Под угрозу была поставлена не только независимость государства, но и само существование России.








Думают и определяют тему урока.



Записывают тему урока в тетради










Ученики отвечают



Слайд - 4








Слайд - 5





Работа учащихся в группах




Слайд 6
































Слайд 7









































Слайд 8













































Слайд 9






Слайд 10








Слайд 11
















Слайд 12

Первой на защиту русского государства от иностранных интервентов встала Русская Православная Церковь. В декабре 1610 — январе 1611 года патриарх Гермоген принялся рассылать грамоты в города и земли Московского царства, освобождая в них от присяги королевичу Владиславу и призывая собрать полки, прийти к Москве, изгнать из столицы иноверцев и иноплеменников. В народе началось брожение. Из этого народного брожения выросло подвижническое дело земского ополчения.

Ополчение – войско, состоящее из людей, не находящихся на военной службе, сформированное для защиты от врагов.



Для рассмотрения следующих вопросов работаем по вариантам: каждый вариант получает своё отдельное задание, на выполнение которого даётся 4-5 мин.

1-й вариант

Вопросы к тексту

  1. Где сформировалось первое ополчение?

  2. Кто его возглавил?

  3. Как отнеслись москвичи к известию о формировании ополчения?

  4. Причины неудачи первого ополчения.

Воззвания патриарха Гермогена и наглость поляков сделали своё дело. В Рязани в январе 1611 г. Начало формироваться 1 ополчение. Предводительствовал в нём рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его поддержали местные дворяне, казаки во главе с атаманом Заруцким, и бывшие сторонники Лжедмитрия 2 во главе с князем Дмитрием Трубецким. К середине марта ополчение подошло к Москве. Узнав об этом, москвичи подняли восстание. В городе зазвучал набат, люди стали вооружаться кто чем может

В столице шли бои, начались сильные пожары. Отряды ополченцев вынуждены были отступить, однако казакам во главе с князем Трубецким удалось закрепиться на окраине столицы. Дмитрий Пожарский получил ранения.

Ополченцам удалось блокировать город,



Вместо того, чтобы сплотиться и продолжать борьбу с захватчиками, ополченцы начали делить власть и решать, кто будет править после победы.

Казаки были недовольны Прокопием Ляпуновым, поскольку тот не давал им грабить и постоянно припоминал времена службы у Лжедмитрия. В результате Ляпунов был убит на казачьем круге. Первое ополчение распалось, так и не взяв Москвы.

2-й вариант

Вопросы к документу №1 :

1. Какую деятельность развернул Кузьма Минин для защиты Отечества? (Докажи свое мнение цитатой из текста)

2. Как отреагировали жители Нижнего Новгорода на призыв К. Минина?     

3. На какие средства собиралось второе ополчение?

4. Какой налог, с какой целью был введен К. Мининым?

Источник № 1

В Нижнем Новгороде настал день, когда земский староста Кузьма Минин собрал народ на главной городской площади и призвал идти освобождать Москву и не жалеть на то «животов».

В земской избе на сходках Кузьма обращался к народу: «Московское государство разорено, люди посечены и пленены, невозможно рассказать обо всех бедах! Бог хранил наш город от напастей, но враги замышляют и его предать разорению, мы же нимало об этом не беспокоимся и не исполняем свой долг!»

Все, кто не поддался унынию, собрались вокруг Кузьмы. Старейшины помалкивали, теребя бороды. Молодежь их укоряла: «Что в нашем богатстве? Если враги придут, они и нас разорят, как все другие города. Да и устоять ли нашему городу одному?» Самые пылкие и решительные предлагали жертвовать имущество. «Не то что животы, но и дворы свои продадим, жен и детей заложим!» — выкрикивали они. Добровольцы жертвовали имущество на правое дело, на жалованье ратным людям. Женщины вынимали серьги из ушей, без сожаления расставались с драгоценностями. Позже Кузьма даже ввел чрезвычайный военный налог. Община постановила собирать «пятую деньгу», то есть пятую часть со всех доходов и имущества горожан.



3-й вариант

Вопросы к документу №2:

1. Назовите имя вождя, которого выбрала нижегородская община для второго ополчения?

2. Почему выбор народа пал на Д. Пожарского?

3. Куда отправились послы за Д. Пожарским?

4. Поддержал ли патриарх Гермоген второе ополчение? Докажи свою точку зрения цитатой из источника.


Источник № 2

Для нового ополчения требовался вождь. В смутное время трудно было найти честного и храброго мужа, который бы хорошо знал ратное дело и «который бы в измене не явился». Кузьма Минин назвал имя князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Мир, то есть община, его выбор безоговорочно поддержал. Дмитрий Пожарский не раз участвовал в походах за русскую землю. Он отличился как храбрый воин в боях под Коломной, да и потом не раз выходил победителем из столкновений с вражескими отрядами.

В одном из сражений князь Пожарский получил тяжелый сабельный удар в голову, и кровь заливала глаза. Едва живого, положили его в возок и отправили в Троице-Сергиев монастырь, а потом отвезли выздоравливать в его вотчину, в село Мугреево, недалеко от Нижнего Новгорода. Туда и направились послы из Нижнего и предложили возглавить ополчение.

Князь согласился. Минин и Пожарский известили все города, что они начинают московский поход.

Поляки, засевшие в Кремле, встревожились. Они обратились к патриарху Гермогену, чтобы тот уговорил ополчение не идти на Москву. Но патриарх ответил: «Да будут те благословенны, кто идет на очищение Московского государства, а вы, окаянные московские изменники, будете прокляты».

Представление результатов работы

Немного побольше узнаем о Руководителях второго ополчения. Подготовить краткую информацию о этих людях было дано задание Самошиной Злате и Строгановой Насте.

СООБЩЕНИЕ

Таким образом, зимой 1612г., в Нижнем Новгороде было сформировано второе ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским.

Работа с картой: В феврале 1612 г. ополчение вышло из Нижнего Новгорода и двинулось на Москву не совсем обычным маршрутом.

Вопрос ученикам: Посмотрите на карту и назовите города через которые двигалось второе ополчение. Как вы думаете, почему ополчение двигалось именно таким маршрутом?

Пожарский и Минин стремились взять под контроль дороги из северных и заволжских городов. Ярославль – ключевой город верхнего Поволжья. Ополчение стояло в Ярославле с апреля по август 1612г.: за эти четыре месяца было окончательно сформировано войско, создан «Совет всей земли» - выполнял функции высшего органа государственной власти.

Освобождение Москвы

В июле 1612 г. ополчение, которое превратилось во вполне боеспособное войско, двинулось на Москву. В это время на помощь полякам, осаждённым в столице, поспешил с большим войском гетман Я. Ходкевич. Пожарскому удалось опередить Ходкевича и расположиться на западной окраине Москвы. Остатки Первого ополчения под командованием Трубецкого находились на восточной окраине столицы.

В ходе сражений 22 и 24 августа 1612г. войско Ходкевича было отброшено от Москвы. Положение польских войск, засевших в Кремле и Китай-городе, стало безнадёжным. Они испытывали страшный голод, но на предложение Пожарского сдаться ответили отказом. 22 октября ополченцы заняли Китай-город, а 4 ноября остатки польского гарнизона, засевшие в Кремле, сдались. Москва была полностью освобождена от захватчиков. В честь этого события с 2005 г. в нашей стране отмечается государственный праздник — День народного единства.

? Благодаря кому была освобождена Москва?

Как вы думаете – почему Минин и Пожарский стали во главе ополчения?



Памятник

На слайде вы видите изображение памятника, работу скульптора Ивана Петровича Мартоса, изготовленную в 1818 г. Стоит этот памятник в Москве, на Красной площади рядом с Покровским собором (храмом Василия Блаженного). На постаменте возвышаются фигуры двух людей: нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского. На постаменте из красного гранита можно увидеть высеченную бронзовыми буквами надпись: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”.

В чем заслуга Минина и Пожарского?

Они были патриотами. Возглавили ополчение, объединили крестьян, ремесленников, казаков освободили Москву от интервентов.










Записать определение понятия в тетрадь





Проводят исследование исторических текстов.

Выполняют задания.




На работу с текстом – до 5 минут.










































































































Ученики отвечают на вопросы











Работают с атласом






Записывают понятия в тетрадь
























Предлагают варианты ответа














Высказывают своё мнение




Рефлексия

На следующем уроке мы продолжим разговор об окончании Смуты .

А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:

1.Я узнал (а), что ________________________


2. Я был удивлен (а) тем, что


3. Мне более всего запомнилось, что_______________

Ученики отвечают

Дом. Задание

Дается дифференцированное домашнее задание

1-уровень прочитать параграф и устно ответить на вопросы к пунктам.

2 – Выполнить задание в контурной карте.

3- Составить синквейн к понятию Ополчение



Оценки за урок


































Проверка домашнего задания

Расположите события в хронологической последовательности:

  1. Начало правления Лжедмитрия 1

  2. Избрание на престол Василия Шуйского

  3. Приход к власти Семибоярщины

  4. Убийство Лжедмитрия 1

  5. Смерть Бориса Годунова











 Приведите в соответствие данные 1-й и 2-й колонок

1) И. И. Болотников

2) Гермоген

3) Василий Шуйский

4) Мария Нагая

5) Марина Мнишек

6) Лжедмитрий I

А) патриарх

Б) мать царевича Дмитрия

В) жена самозванца

Г) предводитель восстания

Д) царь

Г) самозванец



1

2

3

4

5

6