Конспект урока окружающего мира
Тема: «Вода. Превращения и круговорот воды в природе.»
класс УМК «Школа России»
Цель: создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе и превращениях воды, как важнейших явлениях природы.
Задачи:
Предметные:
- узнать о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды;
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки; экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
Коммуникативные УУД:
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах;
Личностные УУД:
- формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности;
- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся увязывать круговорот воды с её свойствами, моделировать круговорот воды, доказывать предположения.
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы
Форма урока: урок-исследование
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.
Базовая технология: технология деятельностного подхода.
Ресурсы:
Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», М. «Просвещение», 2017- 2018 г.
Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир», М. «Просвещение», 2018 г.
План исследования (по группам), карточки для парной работы, карточки - капельки для рефлексии, набор необходимых инструментов и материалов для проведения опытов.
Ход урока
Организационный момент.
А теперь проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки?
Определение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем исследователями. А вот что именно мы будем исследовать узнаете, разгадав загадку:
В морях и реках обитает
Но часто по небу летает,
А как наскучит её летать, на землю падает опять.
- Правильно, это вода – полное тайн, чудо природы.
- А что загадка хотела рассказать о воде?
- В каком состоянии вода может быть в природе?
- Как вы думаете, каким сложным словом можно назвать изменение свойств воды?
- Как назовём тему нашего урока?
«Превращения и круговорот воды в природе»
III. Актуализация знаний.
Работа в группах.
Попробуем сегодня разгадать некоторые тайны воды. Предлагаю исследовательскую работу провести в группах.
- Вспомните, пожалуйста, правила дружной работы в группе.
Будьте вежливы. Не перебивайте товарища.
Говорите так, чтобы вас слышали только в вашей группе.
Поблагодарите друг друга за совместную работу.
Исследуя свойства воды, мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.
С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.
Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.
Каждая группа получает свое задание.
Задание 1 группы: (На парте находятся два стакана и ложка. Первый стакан с водой, второй стакан с молоком.)
- Определите, имеет ли вода цвет, прозрачна ли она.
План исследования:
Возьмите стакан с чистой водой, опустите в неё ложку.
Посмотрите на свет.
Возьмите стакан с молоком, опустите в него ложку.
Посмотрите на свет.
Расскажите о результатах наблюдений.
Сделайте вывод.
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость.
Задание 2 группы: (На парте стоят различные по форме и размеру сосуды, стакан наполнен водой.)
- Определите, какую форму имеет вода.
План исследования:
Возьмите стакан с водой. Перелейте из него воду в сосуд, затем из сосуда в колбу.
Что вы наблюдаете?
Что происходит с формой воды?
Сделайте вывод.
Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором она находится.
Задание 3 группы: (На парте стоит сосуд с водой, пипетка, стекло.)
- Определите текучесть воды.
План исследования:
Вывод: Вода переливается, течёт, это свойство воды называется – текучесть.
Задание 4 группы: (На парте два сосуда. Стакан – с водой, бутылочка - с духами.)
- Определите, имеет ли вода запах.
План исследования:
Возьмите стакан с водой.
Определите запах воды.
Возьмите сосуд с духами.
Имеет ли запах второй сосуд?
Расскажите о результатах наблюдений.
Сделайте вывод.
Вывод: Вода не имеет запаха.
Задание 5 группы: (На парте стакан с чистой водой, кусочек сахара, ложка.)
- Определите, имеет ли вода вкус.
План исследования:
Возьмите стакан с водой.
Определите вкус воды.
Опустите в стакан с водой кусочек сахара, размешайте.
Определите вкус воды с сахаром.
Расскажите о результатах наблюдений.
Сделайте вывод.
Вывод: Вода не имеет вкуса.
Задание 6 группы: (На парте стоят сосуды с водой, кусочек сахара, глина, масло, палочка.)
- Определи, все ли вещества растворяются в воде.
План исследования:
Возьмите чистую воду, добавьте в неё вещество (сахар, глина, масло).
Перемешайте палочкой.
Пронаблюдайте за полученной смесью.
Расскажите о результатах наблюдений.
Сделайте вывод.
Вывод: Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Презентация исследований.
Учащиеся выполняют групповые задания, обсуждают мнения и отвечают на поставленный вопрос, предоставляют результаты исследований.
Делают общий вывод по исследованию:
Вода – прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая запах и вкус, она текуча, не имеет собственной формы и является растворителем.
Физкультминутка.
Работа над новым материалом:
Открытие новых знаний.
Мы повторили свойства воды. А в каких трёх состояниях может находиться вода? (Жидком, твёрдом, газообразном.)
Да, вода обладает чудесными свойствами и может переходить из одного состояния в другое. Сейчас мы с вами понаблюдаем за таким чудесным превращением.
Демонстрация опыта: Узнаем, что происходит с водой при нагревании. Нагреем воду спиртовкой.
- Что происходит с водой? (Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в газообразное - в пар.)
Тёплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх.
Над поднимающимся паром подержим холодное стекло.
- Что мы видим под стеклом? (Оно запотело.)
- Что происходит через некоторое время? (Остывая вода снова превращается в жидкое состояние, появляются капельки. Мелкие капельки стекаются и становятся более крупными, они не могут удерживаться на стекле, падают обратно.)
- Какую работу в этом процессе выполняло холодное стекло? (Охлаждает пар. Пар превращается в капельки воды.)
- Как происходит движение капель? (Движение капель происходит по кругу.)
Вывод: получился круговорот воды.
- А как вы думаете, в природе может такое быть?
- Что является движущей силой круговорота?
Так же происходит и в природе. Движущая сила круговорота – тепло, получаемое от солнца. Это солнце заставляет воду путешествовать.
Работа в парах.
А сейчас поработаем в парах, сделаем модель круговорота воды в природе.
Ребята посмотрите, работы были разные, а результат получился одинаковый.
Какой можно сделать вывод, посмотрев на эти модели?
(Мы увидели, что вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, в виде дождя и снега возвращается на землю.)
Рефлексия учебной деятельности.
Подведем итог нашего исследования.
– Перечислите свойства воды.
- Назовите три состояния воды, без которых невозможен круговорот воды.
(Жидкое, газообразное, твёрдое)
- Как нужно относиться к воде? (Бережно, экономно, охранять ее от загрязнения).
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете не одни!
- Оцените свои знания на конец урока (капельки.)
Синяя – узнал на уроке много.
Желтая – узнал, но не все.
Красная – ничего не узнал.
Домашнее задание.
Проработать материал учебника.
Подобрать пословицы о воде.