СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира по теме «Вода. Превращения и круговорот воды в природе.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе и превращениях воды, как важнейших явлениях природы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме «Вода. Превращения и круговорот воды в природе.»»

Конспект урока окружающего мира

Тема: «Вода. Превращения и круговорот воды в природе.»

  1. класс УМК «Школа России»


Цель: создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе и превращениях воды, как важнейших явлениях природы.

Задачи:

Предметные:

- узнать о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды;

- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки; экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

Коммуникативные УУД:
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах;
Личностные УУД:
- формировать интерес к предметно-иссле­довательской   деятельности;
- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)


Планируемые результаты:

- учащиеся научатся увязывать круговорот воды с её свойствами, моделировать круговорот воды, доказывать предположения.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма урока: урок-исследование

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.

Базовая технология: технология деятельностного подхода.

Ресурсы:

  • Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», М. «Просвещение», 2017- 2018 г.

  • Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир», М. «Просвещение», 2018 г.

  • План исследования (по группам), карточки для парной работы, карточки - капельки для рефлексии, набор необходимых инструментов и материалов для проведения опытов.

Ход урока

  1. Организационный момент.

А теперь проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадки?

  1. Определение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем исследователями. А вот что именно мы будем исследовать узнаете, разгадав загадку:

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает,

А как наскучит её летать, на землю падает опять.


- Правильно, это вода – полное тайн, чудо природы.

- А что загадка хотела рассказать о воде?

- В каком состоянии вода может быть в природе?

- Как вы думаете, каким сложным словом можно назвать изменение свойств воды?

- Как назовём тему нашего урока?

«Превращения и круговорот воды в природе»

III. Актуализация знаний.

  1. Работа в группах.

Попробуем сегодня разгадать некоторые тайны воды. Предлагаю исследовательскую работу провести в группах.

- Вспомните, пожалуйста, правила дружной работы в группе.

  1. Будьте вежливы. Не перебивайте товарища.

  2. Говорите так, чтобы вас слышали только в вашей группе.

  3. Поблагодарите друг друга за совместную работу.

Исследуя свойства воды, мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.

  • Запрещается пробовать на вкус любые вещества.

  • С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.

  • Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.

  • Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

Каждая группа получает свое задание.

Задание 1 группы: (На парте находятся два стакана и ложка. Первый стакан с водой, второй стакан с молоком.)

- Определите, имеет ли вода цвет, прозрачна ли она.

План исследования:

  • Возьмите стакан с чистой водой, опустите в неё ложку.

  • Посмотрите на свет.

  • Возьмите стакан с молоком, опустите в него ложку.

  • Посмотрите на свет.

  • Расскажите о результатах наблюдений.

  • Сделайте вывод.

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость.

Задание 2 группы: (На парте стоят различные по форме и размеру сосуды, стакан наполнен водой.)

- Определите, какую форму имеет вода.

План исследования:

  • Возьмите стакан с водой. Перелейте из него воду в сосуд, затем из сосуда в колбу.

  • Что вы наблюдаете?

  • Что происходит с формой воды?

  • Сделайте вывод.

Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором она находится.


Задание 3 группы: (На парте стоит сосуд с водой, пипетка, стекло.)

- Определите текучесть воды.

План исследования:

  • Возьмите пипетку. Наберите в неё немного воды и капните на стекло.

  • Что вы наблюдаете?

  • Сделайте вывод.

Вывод: Вода переливается, течёт, это свойство воды называется – текучесть.

Задание 4 группы: (На парте два сосуда. Стакан – с водой, бутылочка - с духами.)

- Определите, имеет ли вода запах.

План исследования:

  • Возьмите стакан с водой.

  • Определите запах воды.

  • Возьмите сосуд с духами.

  • Имеет ли запах второй сосуд?

  • Расскажите о результатах наблюдений.

  • Сделайте вывод.

Вывод: Вода не имеет запаха.

Задание 5 группы: (На парте стакан с чистой водой, кусочек сахара, ложка.)

- Определите, имеет ли вода вкус.

План исследования:

  • Возьмите стакан с водой.

  • Определите вкус воды.

  • Опустите в стакан с водой кусочек сахара, размешайте.

  • Определите вкус воды с сахаром.

  • Расскажите о результатах наблюдений.

  • Сделайте вывод.

Вывод: Вода не имеет вкуса.


Задание 6 группы: (На парте стоят сосуды с водой, кусочек сахара, глина, масло, палочка.)

- Определи, все ли вещества растворяются в воде.

План исследования:

  • Возьмите чистую воду, добавьте в неё вещество (сахар, глина, масло).

  • Перемешайте палочкой.

  • Пронаблюдайте за полученной смесью.

  • Расскажите о результатах наблюдений.

  • Сделайте вывод.

Вывод: Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

  1. Презентация исследований.

Учащиеся выполняют групповые задания, обсуждают мнения и отвечают на поставленный вопрос, предоставляют результаты исследований.

Делают общий вывод по исследованию:

Вода – прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая запах и вкус, она текуча, не имеет собственной формы и является растворителем.

  1. Физкультминутка.

  2. Работа над новым материалом:

  1. Открытие новых знаний.

Мы повторили свойства воды. А в каких трёх состояниях может находиться вода? (Жидком, твёрдом, газообразном.)

Да, вода обладает чудесными свойствами и может переходить из одного состояния в другое. Сейчас мы с вами понаблюдаем за таким чудесным превращением.

Демонстрация опыта: Узнаем, что происходит с водой при нагревании. Нагреем воду спиртовкой.

- Что происходит с водой? (Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в газообразное - в пар.)

Тёплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх.

Над поднимающимся паром подержим холодное стекло.

- Что мы видим под стеклом? (Оно запотело.)

- Что происходит через некоторое время? (Остывая вода снова превращается в жидкое состояние, появляются капельки. Мелкие капельки стекаются и становятся более крупными, они не могут удерживаться на стекле, падают обратно.)

- Какую работу в этом процессе выполняло холодное стекло? (Охлаждает пар. Пар превращается в капельки воды.)

- Как происходит движение капель? (Движение капель происходит по кругу.)

Вывод: получился круговорот воды.

- А как вы думаете, в природе может такое быть?

- Что является движущей силой круговорота?

Так же происходит и в природе. Движущая сила круговорота – тепло, получаемое от солнца. Это солнце заставляет воду путешествовать.

  1. Работа в парах.

А сейчас поработаем в парах, сделаем модель круговорота воды в природе.

Ребята посмотрите, работы были разные, а результат получился одинаковый.

Какой можно сделать вывод, посмотрев на эти модели?

(Мы увидели, что вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, в виде дождя и снега возвращается на землю.)


  1. Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итог нашего исследования.

– Перечислите свойства воды.

- Назовите три состояния воды, без которых невозможен круговорот воды.

(Жидкое, газообразное, твёрдое)

- Как нужно относиться к воде? (Бережно, экономно, охранять ее от загрязнения).

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете не одни!

- Оцените свои знания на конец урока (капельки.)

Синяя – узнал на уроке много.

Желтая – узнал, но не все.

Красная – ничего не узнал.


  1. Домашнее задание.

Проработать материал учебника.

Подобрать пословицы о воде.