2.Актуализация знаний и умений | 1) Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий | - Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел «Эта удивительная природа». -Давайте вспомним: Что такое природа? -Как вы думаете, почему природа названа удивительной? - На какие две группы можно разделить природу? -Верно! Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Она бывает живая и неживая. - Назовите признаки живой природы. -Объекты живой природы дышат, питаются, растут, размножаются (оставляют потомство), умирают. Объекты неживой природы этими признаками не обладают. -А сейчас давайте поиграем. Я называю представителей живой и неживой природы, а вы, если это представитель живой природы, поднимаете руки вверх, а если неживой - сидите ровно. -Всем понятны правила? Бабочка, камень, медведь, песок, лягушка, вода, птица, воздух, гранит, человек, грибы, снег, микробы - Молодцы! | Природа – это окружающий нас мир, не созданный руками человека на живую и неживую дышат, питаются, растут, размножаются, умирают Бабочка, медведь, лягушка, птица, человек, грибы, микробы – поднимают руки Камень, песок, вода, воздух, гранит, снег – сидят ровно | Форма: фронтальная Методы: беседа, рассказ, объяснение, иллюстрация Средства: речь учителя, презентация 2 слайд 3 слайд 4 слайд |
4.Открытие новых знаний | 1) обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действия | -Откроем учебники на странице 44 и узнаем, что такое тело. -Кто прочитает, что называют телами? -На какой пункт плана мы ответили? -Если вас попросят изобразить тела на бумаге, справитесь ли вы с этим заданием? -Что бы вы изобразили? -А сейчас мы поработаем в парах. Не забываем про правила работы в парах -У вас на столах лежит карточка №1. На ней записаны слова. Прочитайте их и разделите на группы: Камень, стул, штаны, автомобиль, Солнце, водопад, книга, облако. -Кто зачитает, что получилось 1 группа: камень, солнце, водопад, облако 2 группа: стул, автомобиль, книга В первой группе тела природы, а во второй – тела, созданные руками человека. - По какому принципу вы разделили эти слова? -Молодцы! -А знаете ли вы, как можно назвать эти группы? - Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся к учебнику. Рассмотрите схему. Как эти группы называются? -В какую группу мы отнесём Солнце? -Кто сможет привести примеры естественных тел? -Что мы ещё можем отнести к искусственным телам? -На какой пункт плана мы с вами ответили? -Молодцы! - Прочитайте третий пункт нашего плана - Откройте учебник на с.44. Давайте прочитаем, из чего же состоят тела. Находим абзац после схемы. -Кто прочитает? - Так из чего состоят тела? - Что же называют веществом? - Веществ существует бесчисленное множество. Есть природные вещества. Есть вещества, придуманные человеком: пластмасса, резина, стекло. И каждый год человек придумывает новые вещества. - Из одного вещества можно сделать разные тела. Возьмем древесину. -Какие тела можно из нее сделать? - Есть тела, которые образованы одним веществом: линейка, проволока, пластмассовый стаканчик - какое это вещество? - Есть тела, которые образованы несколькими веществами: ножницы, карандаш. - Есть тела, которые образованы многими веществами: растения (вода, сахар, соль, крахмал…), еще более сложный состав у животных. - Как вы думаете, все ли вещества одинаковы? - Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем первые 3 абзаца на странице 45. -Читаем по цепочке, начиная с 1 ряда. - А теперь вы можете ответить на вопрос: «Все ли вещества одинаковы?» - Какие различают вещества? - Верно. - Вещества имеют свои признаки. -Твёрдые тела способны сохранять форму и объём. Приведите примеры твёрдых тел. -Жидкие тела не способны сохранять своей формы. Они принимают форму того сосуда, а который их наливают. Приведите примеры жидкостей -Газы летучи. Они не сохраняют своей формы и занимают весь предоставленный им объем. Кто сможет привести пример газа? -На столах у вас лежит карточка № 2. Задание: распределить следующие вещества на 3 группы: молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло. 1 группа: чугун, железо, стекло 2 группа: молоко, вода, сок 3 группа: дым, воздух -Работаем индивидуально. -Кто зачитает, что у него получилось? -Давайте подведём мини-итог. -Как называются все предметы вокруг? -Из чего состоят тела? -Верно! -А сейчас мы с вами поиграем в игру. Я показываю картинку, а вы называете тело и вещество, из которого оно состоит (мяч-резина, парта-древесина, стакан-стекло, кувшин-глина, гвоздь-металл, украшение-золото) - Молодцы! - Как вы думаете, а почему вещества разные? - В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем провести химический опыт, чтобы ответить на этот вопрос. -Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт. -Кто хочет выйти к доске провести небольшой опыт. (На столе стоит стакан с водой и кусочек сахара) -…, положи сахар в стакан с водой и размешай. Все остальные внимательно смотрят. - Почему мы перестали видеть сахар? - Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез? - Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте воду на вкус. Какая она? -Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы. - Мы ответили на 3 пункт плана? - Что мы узнали? - Частицы эти очень разные, и они по- разному дружат между собой. - Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. -Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете! -Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар! -Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными. -А сейчас встанем со своих мест и немного отдохнём. Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.) Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.) Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.) Отдохнуть мы все успели И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.) -Частицы можно изобразить с помощью моделей, например, пластилиновых шариков. -Посмотрите в учебнике на странице 46, как с помощью пластилиновых шариков выглядят твёрдые тела, жидкости и газы. | открывают учебники 1 ученик читает на 1 пункт да стул, доску, тетрадь делят слова на 2 группы 1 ученик читает 1 группа: камень, солнце, водопад, облако 2 группа: стул, автомобиль, книга В первой группе тела природы, а во второй – тела, созданные руками человека. затрудняются ответить естественные и искусственные тела естественные тела луна, дерево, трава тетрадь, одежду на 2 пункт из чего они состоят? 1 ученик читает из веществ вещество – то, из чего состоит тело слушают учителя парту, шкаф, дом пластмасса затрудняются ответить читают по цепочке нет твердые, жидкие и газообразные кастрюля, цветочный горшок, кувшин вода, молоко, бензин кислород, углекислый газ распределяют слова на группы 1 ученик отвечает тела из веществ смотрят на слайд называют тело и вещество, из которого оно состоит затрудняются ответить слушают учителя 1 ученик выходит к доске кладёт сахар в воду и размешивает он растворился нет вода сладкая да вещества и тела состоят из частиц слушают учителя смотрят на слайд выполняют физкультминутку смотрят в учебник, рассматривают модели | 6 слайд Форма: фронтальная, парная, индивидуальная Методы: беседа, рассказ, объяснение, упражнение, иллюстрация Средства: речь учителя, презентация, карточки с заданиями, учебник 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11 слайд 12 слайд 13, 14, 15, 16, 17, 18 слайд 19 слайд 20 слайд 21 слайд |
5.Первичное закрепление | Установить степень правильности и осознанности усвоения нового учебного материала выявить неверные представления, произвести их коррекцию | -Сейчас мы поработаем с рабочей тетрадью. -Открываем рабочую тетрадь на странице 20 и находим задание № 1. -Кто прочитает задание? -Каким словом можно назвать предметы живой и неживой природы? -Давайте хором ответим на этот вопрос. -Записываем: тело -Кто прочитает 2 вопрос? -Из чего состоят все тела? -Какой будет ответ на этот вопрос? -Кто считает по-другому? -Кто прочитает задание №3? -Из каких веществ изготовлены изделия, изображённые на рисунках? -Сейчас вам нужно привести примеры одних и тех же тел, сделанных из разных веществ. -Всем понятно задание? -Кто зачитает, что у него получилось? -А сейчас приведём примеры разных тел, сделанных из дерева, металла, пластмассы. -Запишите свои примеры на странице 21. -Кто прочитает свои примеры? - А теперь мы поиграем в игру «Да/нет». У вас на партах лежат кружочки красного и зеленого цвета. Я вам буду читать предложения, если вы согласны с тем, о чем там говорится, вы поднимаете зелёный кружок, если не согласны – красный. Кто не понял задания? 1. Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы, любые предметы, сделанные руками человека? (да) 2. Полярная звезда – это тело неживой природы? (да) 3. Солнце является искусственным телом. (нет) 4. Все тела имеют форму, цвет, размер. (да) 5. Сахар не растворяется в воде. (нет) -Почему вы не согласны с этим утверждением? 6. Естественные тела – это тела, созданные руками человека(нет) -А что такое естественные тела? 7. Все вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом? (да) 8. Пластмасса – это тело, а пуговица – это вещество. (нет) -Почему вы не согласны с этим утверждением? 9. Все тела состоят из веществ. (да) Дополнительное задание: -Перед вами карточка №3. -Ваша задача: подчеркнуть вещества, которые не относятся к твёрдым. Глина; молоко; соль; песок; почва; мел; сок; воздух; алюминий. Правильный вариант ответа: Молоко; сок; воздух; вода. -Какие слова вы подчеркнули? -Почему? | открывают рабочие тетради 1 ученик читает задание тело 1 ученик читает вопрос из веществ из дерева, металла и пластмассы Чашка (стекло, металл, пластмасса), Ваза (из стекла, пластмассы) зачитывают свои ответы из дерева: карандаш, шкаф, ложка из металла: вилка, скрепка, тарелка из пластмассы: ручка, игрушка да да нет да нет сахар в воде растворяется нет Естественные тела – тела природы да нет Пуговица – это тело, а пластмасса – вещество да выполняют задание молоко, сок, воздух, вода Это жидкости, а воздух - газ | Форма: фронтальная, индивидуальная Методы: беседа, рассказ, объяснение, упражнение, иллюстрация Средства: речь учителя, презентация, рабочая тетрадь, карточка с заданием, красные и зелёные кружочки. |