Чтение
Тема урока: «В. Распутин «Люся»».
Цели:
- познакомить детей с рассказом В.Распутина «Люся»;
- развивать устойчивое внимание, связную речь, память, мышление, умение выделять главное, ориентировку в малом пространстве (в учебнике), расширять словарный запас, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух;
- воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к животным.
Оборудование: ноутбук, презентация, учебник.
Ход урока
Организация класса.
- Добрый день, ребята. Сейчас у нас будет урок чтения, проверьте, все ли у вас готова для предстоящей работы.
II. Проверка домашнего задания.
-О каком произведении мы говорили на прошлом уроке? Рассказ Л.Платонова «Сухой хлеб».
- Что вам нужно было сделать дома? Подготовить краткий пересказ текста.
III. Введение в тему урока.
- А сейчас отгадайте загадку, и узнаете, о ком будет наше следующее произведение.
Высока, красива,
Чуточку игрива,
На могучей шее
Есть густая грива.
В деревенской жизни
Людям помогает:
Грузы перевозит,
Всех подряд катает.
Может и цветочки
Пожевать украдкой.
Мы даем ей сено
И зовем … (Лошадкой.)
IV. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из повести Валентина Григорьевича Распутина «Люся». Из этой повести мы узнаем, как тяжело было и людям и животным жить в послевоенные годы.
V. Изучение нового материала.
1. Знакомство с биографией.
Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть - Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты.
Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и «Край возле самого неба".
Писать художественную прозу начал в 1961, в основном рассказы: "Я забыл спросить у Лешки-" (1961) и др. Известность принесла повесть«Деньги для Марии" (1967), в 1970 выходит повесть "Последний срок", ставшая классикой "деревенской прозы", рассказавшая о последних днях ровесницы века старухе Анне, перебирающей как четки свои воспоминания, подводя итог своей праведной жизни.
Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль; когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины» .
2.Беседа по теме.
1945год. Война, продолжавшаяся четыре года, наконец, закончилась. О Победе узнали не сразу, радио и телефонов не было, газеты еще не издавались. Кто-то из жителей принес эту радостную весть, прибыв из соседней деревни. Так от деревни к деревне распространялась такая новость. В каждой семье радовались Победе, окончанию неимоверных мучений, надеялись на улучшение жизни. Ждали скорейшего возвращения своих воинов с фронта. Но вернулись очень немногие.
Основной «рабочей силой» в послевоенное время были женщины-вдовы да подростки. Сельхозтехника была утеряна или разбита во время войны, лошадей было мало. Земля за четыре года войны была «запущена», т.е. заросла сорняками, да и малоплодородная, она требовала много удобрений. Но ничего не было. Первый послевоенный сев проходил в очень тяжелых условиях. Истощенные женщины, подростки, и старики не справлялись с работой. Семян не хватало. Весной пахали на коровах и лошадях землю. Вручную засевали поля. Один человек пашет, двое идут за ним и раскидывают зерна по пахоте. Одним словом и людям и животным приходилось очень тяжело.
3. Словарная работа.
В тексте нам встретятся незнакомые слова:
Вожжи- Часть упряжи: ремни, веревки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью.
Борона – Земледельческое орудие, состоящее из рамы с вертикально направленными зубьями, служащее для мелкого рыхления почвы.
Межа – Граница земельных владений.
Постромки - Ремень (веревка), соединяющий валек с хомутом при дышловой запряжке или у пристяжной. || прил. постромочный, -ая, -ое.
4.Чтение рассказа учителем. Стр. 124-127.
5. Первичное восприятие текста.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто главные герои?
- Чем они занимались?
Физкультминутка.
Конь меня в дорогу ждет, (ученики стоят возле парт)
Бьет копытом у ворот (притопывают одной ногой)
На ветру качают гривой (качают головой из стороны в сторону)
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на коня вскачу (вытянуть руки перед собой впереди, сжав в кулаки)
Не поеду, полечу! (слегка присаживаются и встают)
Там, за дальнею рекой
Помашу тебе рукой (машут правой рукой, прощаясь
VI.Работа по теме урока.
1. Чтение рассказа про себя.
Индивидуальная работа: Белякова М. изучение буквы Ы, чтение слогов и слов с буквой Ы.
2.Анализ произведения.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто автор?
- Какое время описано в рассказе?
- Как выглядела девочка?
- Прочитайте описание ее внешности.
- Как выглядит Игренька на иллюстрации?
- Найдите в рассказе описание происходящего на иллюстрации.
- Почему упал Игренька?
- Как повела себя Люся?
- Была ли Люся злой?
- Как вы оцениваете ее отношение к лошади?
- Как отнеслась к Игреньке мать?
- С какими словами обратилась мать к Игреньке?
- Каким голосом нужно читать эти слова?
- Прочитайте их ласково, пивуче.
- Какой вы представляете себе мать?
-Почему коню не сразу удалось встать?
-Какие усилия приложил Игренька, чтобы подняться?
- Почему Люся не смогла поднять Игреньку?
- Почему он принял помощь матери?
3. Чтение текста по цепочке.
– Теперь будем читать текст по цепочке. Читайте правильно. Соблюдайте знаки препинания.
VII. Подведение итогов.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- О чем это произведение?
- Как жилось людям и животным в послевоенные годы.
- Чему научил вас этот рассказ?
VIII. Домашнее задание.
Разделить рассказ на части, озаглавить их и пересказать по плану.