СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по чтению "В. Распутин "Люся"".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по чтению предназначен для обучающихся VIII вида коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению "В. Распутин "Люся"".»

Чтение

Тема урока: «В. Распутин «Люся»».

Цели:

- познакомить детей с рассказом В.Распутина «Люся»;

- развивать устойчивое внимание, связную речь, память, мышление, умение выделять главное, ориентировку в малом пространстве (в учебнике), расширять словарный запас, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух;

- воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к животным.

Оборудование: ноутбук, презентация, учебник.

Ход урока

  1. Организация класса.

- Добрый день, ребята. Сейчас у нас будет урок чтения, проверьте, все ли у вас готова для предстоящей работы.

 II. Проверка домашнего задания.

-О каком произведении мы говорили на прошлом уроке? Рассказ Л.Платонова «Сухой хлеб».

- Что вам нужно было сделать дома? Подготовить краткий пересказ текста.

III. Введение в тему урока.

- А сейчас отгадайте загадку, и узнаете, о ком будет наше следующее произведение.

 Высока, красива,
Чуточку игрива,
На могучей шее
Есть густая грива.
В деревенской жизни
Людям помогает:
Грузы перевозит,
Всех подряд катает.
Может и цветочки
Пожевать украдкой.
Мы даем ей сено
И зовем … (Лошадкой.)

IV. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из повести Валентина Григорьевича Распутина «Люся». Из этой повести мы узнаем, как тяжело было и людям и животным жить в послевоенные годы.

V. Изучение нового материала.

1. Знакомство с биографией.

 Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть - Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты.
     Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве  Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и «Край возле самого неба".
     Писать художественную прозу начал в 1961, в основном рассказы: "Я забыл спросить у Лешки-" (1961) и др. Известность принесла повесть«Деньги для Марии" (1967), в  1970 выходит повесть "Последний срок", ставшая классикой "деревенской прозы", рассказавшая о последних днях ровесницы века старухе Анне, перебирающей как четки свои воспоминания, подводя итог своей праведной жизни.
    Писатель говорил, что его детство и его творчество  немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль; когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты, а также от явившегося  из неё сознательного  и материального чувства Родины» .

2.Беседа по теме.

  1945год. Война, продолжавшаяся четыре года, наконец,  закончилась. О Победе узнали не сразу, радио и телефонов не было, газеты еще не издавались. Кто-то из жителей принес эту радостную весть, прибыв из соседней деревни. Так от деревни к деревне распространялась такая новость. В каждой семье радовались Победе, окончанию неимоверных мучений, надеялись на улучшение жизни. Ждали скорейшего возвращения своих воинов с фронта. Но вернулись очень немногие.

Основной «рабочей силой» в послевоенное время были  женщины-вдовы да подростки. Сельхозтехника была утеряна или разбита во время войны, лошадей было мало. Земля за четыре года войны  была «запущена», т.е. заросла сорняками, да и малоплодородная, она  требовала много удобрений. Но ничего не было. Первый послевоенный сев проходил в очень тяжелых условиях. Истощенные женщины, подростки, и старики не справлялись с работой. Семян не хватало. Весной пахали на коровах и лошадях землю. Вручную засевали поля. Один человек пашет, двое идут за ним и раскидывают зерна по пахоте. Одним словом и людям и животным приходилось очень тяжело.

3. Словарная работа.

В тексте нам встретятся незнакомые слова:

Вожжи- Часть упряжи: ремни, веревки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью.

Борона – Земледельческое орудие, состоящее из рамы с вертикально направленными зубьями, служащее для мелкого рыхления почвы.

Межа – Граница земельных владений.

Постромки - Ремень (веревка), соединяющий валек с хомутом при дышловой запряжке или у пристяжной. || прил. постромочный, -ая, -ое.

4.Чтение рассказа учителем. Стр. 124-127.

5. Первичное восприятие текста.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто главные герои?

- Чем они занимались?

Физкультминутка.

Конь меня в дорогу ждет, (ученики стоят возле парт)
Бьет копытом у ворот (притопывают одной ногой)
На ветру качают гривой (качают головой из стороны в сторону)
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на коня вскачу (вытянуть руки перед собой впереди, сжав в кулаки)
Не поеду, полечу! (слегка присаживаются и встают)
Там, за дальнею рекой
Помашу тебе рукой (машут правой рукой, прощаясь

VI.Работа по теме урока.

1. Чтение рассказа про себя.

Индивидуальная работа: Белякова М. изучение буквы Ы, чтение слогов и слов с буквой Ы.

2.Анализ произведения.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто автор?

- Какое время описано в рассказе?

- Как выглядела девочка?

- Прочитайте описание ее внешности.

- Как выглядит Игренька на иллюстрации?

- Найдите в рассказе описание происходящего на иллюстрации.

- Почему упал Игренька?

- Как повела себя Люся?

- Была ли Люся злой?

- Как вы оцениваете ее отношение к лошади?

- Как отнеслась к Игреньке мать?

- С какими словами обратилась мать к Игреньке?

- Каким голосом нужно читать эти слова?

- Прочитайте их ласково, пивуче.

- Какой вы представляете себе мать?

-Почему коню не сразу удалось встать?

-Какие усилия приложил Игренька, чтобы подняться?

- Почему Люся не смогла поднять Игреньку?

- Почему он принял помощь матери?

3. Чтение текста по цепочке.

– Теперь будем читать текст по цепочке. Читайте правильно. Соблюдайте знаки препинания.

VII. Подведение итогов.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- О чем это произведение?

- Как жилось людям и животным в послевоенные годы.

- Чему научил вас этот рассказ?

VIII. Домашнее задание.

Разделить рассказ на части, озаглавить их и пересказать по плану.