Электродинамика
Раздел 1.Электрическое поле и ток
Физика 11 класс
Урок № 1 Дата :
Тема урока: Электрическое поле. Напряжённость и потенциал электрического поля.
Образовательная цель: Напомнить учащимся о явлении электризации тел, двух видах электрического заряда и их взаимодействии; углубить знания учащихся о электрическом поле и его свойствах; ввести характеристики электрического поля - напряжённость и потенциал, сравнить их; ввести закон Кулона
Развивающая:
находить необходимые сведения в тексте , выделять главную мысль;
способствовать обучению школьников умению комментировать прочитанный текст;
активизировать мышление учащихся, повышать мотивацию учения, способствовать самовыражению, формированию критического мышления.
Коррекционная:
расширять и дифференцировать словарь (понятия и лексика по предмету),
развивать слуховое восприятие (услышать и оценить высказывание),
совершенствовать умение строить ответ связного высказывания.
Воспитательная цель: воспитание культуры умственного труда и общения, чувство ответственности за свою работу.
Тип урока: комбинированный
Словарь: электризация тел, электроток, напряжённость, силовые линии, потенциал, заряд, точечный заряд, закон Кулона.
ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Особенность урока: применение приемов технологии развития критического мышления учащихся
Оборудование: электрометр, плакаты по исследованию явления электризации тел и заряженных шариков, портрет Кулона, презентацию об учёном.
Человек …пока он составляет часть природы, должен следовать ее законам.
Спиноза.
Ход урока
- проверка посещаемости;
-проверка готовности к уроку;
2. Актуализация знаний и умений
* Что называется электрическим зарядом?
*Какие два вида электрического заряда существуют? Как они взаимодействуют?
*Что называется электризацией тел ? Какие эксперименты можно провести по электризации?
*Сформулируйте закон сохранения заряда.
*Скажите, чему равна величина элементарного заряда.
*Что вам известно об электрическом поле?
* Сформулируйте закон Кулона. Запишите формулу для вычисления силы взаимодействия между двумя зарядами.
3. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы , цели, задачи урока.
4.Изучение нового материала.
План изучения новой темы
*Электрическое поле.
*Напряжённость электрического поля ( определение, формула, единица измерения).
*Напряжённость поля точечного заряда.
*Линии напряжённости электрического поля (определения , свойства, рисунки).
*Однородное электрическое поле.
*Принцип суперпозиции полей.
*Потенциал электрического поля ( определение, формулы, единица).
*Разница потенциалов.
*Связь между разницей потенциалов и напряжённостью.
*Эквипотенциальные поверхности.
*Техника безопасности и жизнедеятельности :правила защиты от молнии.
Конспект урока
Сравнение напряжённости и потенциала
Сравнение напряжённости и потенциала
Вопросы | Напряжённость | Потенциал |
Определение физической величины | Напряжённостью электрического поля в данной точке называют векторную физическую величину ,равную отношению силы , действующей со стороны электрического поля на пробный точечный заряд, помещённый в данной точке поля , к значению данного заряда. | Потенциалом электрического поля в данной точке называют скалярную физическую величину ,равную отношению потенциальной энергии заряда помещённого в данной точке поля , к величине данного заряда. |
Формула по определению | = | = |
Единица | [ E]= ; | [ ]=B |
Величина скалярная или векторная? | векторная физическая величина | скалярная физическая величина |
Силовая или энергетическая характеристика поля? | Силовая характеристика поля | Энергетическая характеристика поля |
Формула точечного заряда | = = | =k , =k , |
Графическое представление | С помощью силовых линий | С помощью эквипотенциальных поверхностей |
Как вычисляется работа по перемещению заряда в однородном поле? | А= qEd | A= q( - ) |
Взаимосвязь между напряжённостью и разницей потенциалов | U=Ed U= - | |
4.Закрепление новых знаний и умений
* В чём схожесть и различие двух характеристик электрического поля - напряжённостью и разницей потенциалов?
* Какой эксперимент позволяет «увидеть» линии напряжённости электрического поля? Как направлена напряжённость в сторону возрастания или уменьшения потенциала?
*Почему возникают грозы?
5. Задачи:
*
1. Вычислить напряжённость электрического поля заряда 40нКл на расстоянии 20см от точечного заряда.
2.С каким ускорением движется электрон в поле с напряжённостью 12
6.Домашнее задание: п.____,Задачи №№
Дополнительно:
*Найти интересные факты о влиянии электрического поля на живые организмы, если есть возможность представить данную подборку материала в виде презентации.