Развитие слухового восприятия; мотивирование к учебной деятельности Использование межпредметной связи с литературой; использование элементов проблемного обучения Задание на развитие памяти и связной речи Построение проекта выхода из затруднения Упражнение на развитие памяти и связной речи Упражнение на развитие самостоятельной учебной деятельности Упражнение на развитие слухового восприятия Задание на развитие памяти и связной речи Применение здоровьесберегающей технологии Упражнение на активизацию познавательной деятельности Упражнение на развитие самоконтроля Упражнение на развитие абстрактного мышления Индивидуальный и дифференцированный подход Упражнение на развитие памяти | I. Организационный момент. -Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы приступаете к изучению нового, очень важного раздела географии, знания которого вам пригодятся в жизни. Где бы вы не жили: в деревне, в городе, или вам просто придётся побывать в другой местности, или вы пойдёте в лес – эти знания вам потребуются. Ведь жизнь полна неожиданностей, порой не очень приятных, поэтому её надо приводить в порядок. А сейчас проверим всё ли у вас на парте в порядке: учебник, тетрадь, ручки. Актуализация знаний обучающихся. -Раздел называется «План и карта» -Как вы понимаете слово «план»? -Правильно, дом, сад – это предметы, объекты. -А карта с точки зрения географии, что это такое? -А что такое рисунок? Первую тему раздела «План и карта» вы назовёте, если внимательно послушаете стихотворение о двух подругах, которые не нашли общего языка не оттого, что не хотели, а не имели жизненного опыта и знаний. (Слайд 1) Позвала к себе подругу, Рассказала, как идти, И рисунок приложила, Чтобы дом быстрей найти. Но подруга заплутала: Где дорога и фонтан, Хорошо, что начертила На обратный путь свой план. -Почему девочка не нашла дом подруги? -На какой объект было обращено главное внимание подруги? -Да, она рисунок приложила. Но вторая девочка оказалась догадливой. Что она предприняла, чтобы не заблудиться? -Как вы думаете, виновата ли девочка, что она неумело объяснила дорогу своей подруге? -Найдите два ключевых предмета в стихотворении, которые использовали девочки? -Какая тема нашего урока? (слайд 2) Изучение нового материала -Как вы думаете, что значит знать дорогу от одного пункта до другого -Если уж девочка решила объяснить дорогу с помощью рисунка, какие объекты ей нужно было нарисовать? -Но это долго и трудно. Что бы вы сделали в такой ситуации? -Расскажите, как вы добираетесь от школы до дома? -А теперь схематично, изобразите свой путь в тетрадях (самостоятельная работа). -Трудно? Почему? -Что же нам делать? Работать будем по такому плану: (Слайд 3) 1. Поверхность Земли (я вам расскажу). 2. Рисунки и фотографии (вы прочитаете сами). 3. Аэрофотосъёмка (прочитаем вместе). 4. План (прочитаете сами) Потом сделаем вывод, чем отличается рисунок от плана. Рассказ учителя о поверхности Земли. -В чём заключается разнообразие поверхности Земли? (Слайд 4) -Для чего нужно знать свою местность? Найдите ответ в тексте и причитайте. (Слайд 5) -Посмотрите на рисунки 69 и 70, затем прочитайте о рисунке и фотографии. -А теперь сделайте вывод: где здесь рисунок, а где фотография, и в чём их схожесть? -Расскажите, что вы видите на рисунках 69 и 70? -Что общего между рисунком и фотографией? (прочитайте в тексте) 3-й пункт плана – аэрофотосъёмка – как вы считайте, что это такое? -Трудно дать точный ответ. Сейчас вы проведёте исследовательскую работу, прочитав следующий абзац. В тетрадь запишите, что такое аэрофотосъёмка. Работа в тетрадях (Самостоятельная работа) -Для чего выполняют аэрофотосъёмку? -Что такое аэрофотосъёмка? Рассказ учителя (Слайды 6) Для проведения аэрофотосъёмки используют специальный самолёт. В люк на дне самолёта вмонтирован большой фотоаппарат. Он автоматически фотографирует Землю. Готовые снимки прикладывают один к другому и склеивают. Так получается огромная фотография всего района. Изображение с фотографии рек, домов и т.д. переносят на бумагу, и получается план. Первые планы, или рисунки местности люди начали делать ещё в древние времена. На них рисовали места охоты, переправы через реки и др. Переходим к следующему пункту плана «План». -Читаем самостоятельно, исследуем, записываем, что такое план. Беседа. -Для чего нужен план? -Что такое план? -Как изображают предметы на рисунке? -Как показывают предметы на плане? -Чем отличается рисунок от плана? Физкультминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Голова чтоб не болела, Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.) А теперь руками крутим — И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) Тянем наши руки к небу, В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Повороты вправо-влево, Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.) Наклоняемся легко, Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.) Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминке. (Дети садятся.) Раз — согнуться-разогнуться. Два — встать ровно, потянуться. Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять, шесть — тихо сесть. Семь, восемь — лень отбросим. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. Закрепление нового материала Практическая работа Задание 1. Сделать рисунок по контурным линиям. Задание 2. Сделать план этих предметов (квадрат, прямоугольник, круг). (Слайд 7) -Как смотрим на рисунок? -Как смотрим на план предмета? Задание 5 Рассмотри рисунки предметов и вид этих предметов сверху. Задание 7 Сравни рисунок и план. Чем они различаются? Самопроверка. Чем различаются рисунок и план? -Почему на рисунке мы видим не все предметы, которые есть на плане? Рассмотрим рисунок 72 в учебнике. Здесь изображены рисунок и план посёлка. Расскажите, что вы видите на рисунке. -А на плане? -Правильно, на плане отмечены улицы и указано, где расположены лесные массивы, огороды, луга, поляны. -Что обозначают буквы на плане: С,Ю,З,В? -Как можно было составить такой подробный план местности? -Что такое аэрофотосъёмка? -Что такое план? Оценки учащимся. Задание на дом 1,2 уровень- стр. 69-70 прочитать, вопросы1-5 3 уровень- стр. 70 вывод, вопрос 5 VI. Подведение итогов Урок на тему «Рисунок и план предмета» подходит к концу. Тема сложная, но нужная. Мы с вами постарались подойти к изучению материала по- новому. Вы сами работали с учебником, через практическую работу в рабочей тетради установили разницу между рисунком и планом. А это значит, что продвинулись в знаниях вперёд. Рефлексия. -Мне удалось… -Меня удивило … -Мне понравилось … -Я порадовался за … Показ фотосъемки нашего города и школы | Мы записываем план урока. Бывает план дома, план сада. На карту географы наносили реки, озёра, страны, моря, города. Художники эти предметы рисовали Подруга не объяснила чётко, мимо каких объектов надо идти. На дом, который она изобразила на рисунке. Начертила план. Нет, потому что она ещё мала. Рисунок и план Уметь ориентироваться по местным признакам. Найти дорогу в незнакомом месте, помогают разные ориентиры: строение, мосты, высоковольтная линия и т.д. Объекты, которые встречаются на её пути. Написали бы название крупных объектов. (Рассказы учащихся). Да, потому что рисунки не убираются в тетрадь. (Варианты ответов) Познакомиться со статьёй в учебнике на стр. 69 Равнины, возвышенности, горы и т.д. Это фотография, на которой изображена часть города с высотными домами. А на рисунке 70 мы видим рисунок, на которой изображены дома вдоль дороги. Фотография ,рисунок, видеосъёмка Чтобы изучить участок местности. Фотографирование территории с самолёта. Сбоку Сверху (ответы учащихся). Потому что на рисунке мы видим то, что помещается на первом плане, а сзади не видим. На плане предметы изображены сверху. Дома, лес, дорогу, машину, реку, мост и т.д На плане мы видим больше, например, смешанный лес. Это стороны горизонта, которые определяют с помощью компаса. С помощью аэрофотосъёмки. Ответы учащихся. |