11 класс
ТЕМА: Нарастание кризисных явлений в странах Восточной Европы. Демократические революции конца 80-х гг.,
их особенности и осуществление.
Цели: - выяснить причины, раскрыть общие черты и особенности демократических революций в странах Восточной Европы в конце
1980-х– начале 1990-х гг., определить характер, итоги и последствия революций;
- формировать умения и навыки сравнивать и анализировать исторические факты, обобщать фактический материал, обсуждать и
оценивать сообщения одноклассников.
- способствовать воспитанию интереса к изучению истории, стремления использовать полученные знаний в повседневной жизни.
Универсальные учебные действия:
- объяснять и применять в историческом контексте понятия и термины;
- характеризовать изменения, произошедшие в Европе;
- систематизировать и анализировать информацию (учебник, дополнительная литература, СМИ, Интернет) о развитии стран
Восточной Европы в конце ХХ-начале ХХI в., выделяя общие тенденции и особенности развития;
- выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Тип урока: комбинированный
Цифровые образовательные ресурсы: мультимедийная презентация «Демократические революции в странах Восточной Европы в конце 1980-х- начале 1990-х гг» - https://docs.google.com/presentation/d/1obnzdSY2bh3NPHfSblsl8IjySlFsxIsj/edit?usp=sharing&ouid=117979537487567293537&rtpof=true&sd=true
Видеофрагменты
Болгария - https://drive.google.com/file/d/1vjYqWJiU1lNAIfZpo7pRut1nBd7GGMRo/view?usp=sharing
Польша - https://drive.google.com/file/d/1rx1qeK9IQUInl_yQk4gipZpqSSFfPUvc/view?usp=sharing
Румыния – https://drive.google.com/file/d/1bNyW93vkjpMN4RUgGpkuocaGBYpubjkh/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1j-s-t5gvRG7-vm3T5vDyzCFg6NOvsVId/view?usp=sharing
Германия – https://drive.google.com/file/d/1BR7fER0nvfk5aTnC0SZ9nf_rK-LwSMPz/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1UEUsonFiH_1MYEk26b590yGSl6fnSS88/view?usp=sharing
Венгрия - https://drive.google.com/file/d/1TYll5aV63ndYD92ZHL2v7E1m3qLlch5Z/view?usp=sharing
Чехословакия - https://drive.google.com/file/d/1iZcFVLaLereRhdgR_2CKGUyi0Ux4YQAO/view?usp=sharing
Югославия - https://drive.google.com/file/d/1WdPyIwHMbFK5trXZX96xZCpBGxu5Kxxh/view?usp=sharing
Основные понятия и термины: «Хартия-77», «Солидарность», «бархатная революция», «шоковая терапия», тоталитарный режим.
Предварительная подготовка: опережающее задание для групповой работы: 1. Познакомиться с историей преобразований в каждой стране. 2.Определить место государства в таблице «Общие черты и особенности революций в странах Восточной Европы». 3. Приготовиться к обсуждению вопроса о характере революций.
Основные вопросы:
1.Провал попыток реформирования реального социализма в странах Восточной Европы в конце ХХ в. Причины демократических революций.
2.Демократические революции конца 80-х гг., их особенности и осуществление:
- Венгрия
- Польша
- Болгария
- Чехословакия
- ГДР
- Румыния
- Югославия
3.Характер революций
4.Итоги революций - общие черты демократических преобразований.
5.Последствия революций.
ХОД УРОКА:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Страны Восточной Европы в 1940-х-конце 1980-х гг.» | 1. Фронтальный опрос | 1. Работа с картой 2.Краткие устные ответы. |
II. Мотивационно-целевой | 1.Учащиеся подводятся к формулированию учебной задачи урока. 2.Постановка проблемного задания. | 1.Формулируют учебную задачу урока. 2. Записывают тему урока. 3. Знакомятся с проблемным заданием |
III. Содержательно-поисковый Изучение нового материала | 1.Провал попыток реформирования реального социализма в странах Восточной Европы в конце ХХ в. Причины демократических революций. | Круглый стол: - анализ подготовленного материала - работа с мультимедийной презентацией - работа с документом (учебник с.229-230) - формулируют общие причины демократических революций в странах Восточной Европы - записывают причины революций в тетрадь |
2. Демократические революции конца 80-х гг.: их особенности и осуществление: | 1. Работа в группах. 2. Выступления учащихся. 3. Работа с мультимедийной презентацией и видеофрагментами. 4. Работа по составлению аналитической таблицы «Особенности революций в странах Восточной Европы в конце 1980-х-начале 1990 гг..» |
3.Характер революций | Предлагают варианты ответов (метод «Займи позицию»). Запись в тетрадь. |
4. Итоги революций – общие черты демократических преобразований. | 1. Работа с учебником (с.224) 2. Записывают общие черты демократических преобразований в тетрадь. |
5. Последствия революций. | 1. Работа с мультимедийной презентацией. 2. По рассказу учителя записывают последствия революций в тетрадь. |
IV. Контроль и коррекция | Решение проблемного задания Заключительное слово учителя. | 1.Выдвигают версии решения проблемного задания. 2.Выполнение задания «Графическое изображение особенностей революций в Восточной Европе» 3.Заполняют схему оценивания своей работы на уроке. |
V. Домашнее задание | Показ на слайде домашнего задания. | Записывают домашнее задание |
Домашнее задание: Прочитать § 22, выучить конспект, повторить § 19-21
*** Практическая работа: «Берлинская стена – самый одиозный и зловещий символ «холодной войны»