СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии "Аммиак"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока направлен на изучение строения  свойств аммиака.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии "Аммиак"»

Урок химии № 34 в 9 классе. «___»___________________ 20___ г.

Аммиак.

Цель. Рассмотреть строение молекулы аммиака и его свойства.

Задачи:

Образовательные: рассмотреть строение молекулы аммиака; познакомить учащихся с водородной связью; изучить свойства аммиака; рассмотреть особенности водородной связи

Развивающие:развитие логического и аналитического мышления, самостоятельности и способности к обобщению, обеспечение системности учения, а так же развитие терминологического мышления; умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизироватьранее приобретенные теоретические знания: строение атома, химическая связь, закономерности протекания химических реакций, окислительно-восстановительные реакции

Воспитательные:воспитание положительной мотивации учения, чувства ответственности, Ход урока, формирование культуры здоровья на уроке.

Оборудование.

  1. Орг. момент.

  2. Повторение изученного материала.

Самостоятельная работа.

1 вариант.

  1. Число неспаренных электронов в атоме азота равно

  1. 1 2) 5 3) 3 4) 7

  1. Число энергетических уровней и число внешних электронов атома азота равны

  1. 2,5 2) 2,3 3) 3,7 4) 3,5

  1. Физические свойства азота при комнатной температуре:

  1. Бесцветный газ;

  2. Бесцветный газ, без запаха;

  3. Бесцветный газ, без запаха, малорастворим в воде;

  4. Бесцветный газ, без запаха, малорастворим в воде, тяжелее воздуха.

  1. Промышленный способ получения азота:

  1. Разложение оксида ртути;

  2. Перегонка жидкого воздуха;

  3. Разложение бертолетовой соли;

  4. Разложение нитрита аммония.

  1. Места нахождения газообразного азота:

  1. Воздух;

  2. Воздух, море;

  3. Воздух, море, почва;

  4. Воздух, море, почва, растения и животные.

  1. Роль азота в реакции с кислородом:

  1. окислитель 2) восстановитель

  1. Формула продукта реакции, схема которой

Li + N2→ ...

2 вариант.

  1. У атома азота число электронов на внешнем энергетическом уровне и заряд ядра равны соответственно

  1. 3, 14 2) 4,14 3) 3,7 4) 5,7

  1. Самый большой радиус имеет атом

  1. Bi 2) N 3) As 4) P

  1. Определите степени окисления азота и тип химической связи в веществах:

N2

NH3

N2O5

Ca3N2 -

  1. Напишите уравнения химических реакций, происходящих между:

А) азотом и кальцием

Б) азотом и водородом

В) азотом и кислородом

  1. Литий выдержали в атмосфере азота. На полученное твердое вещество подействовали небольшим количеством воды. Выделившийся газ сожгли в кислороде. Напишите упомянутые уравнения реакций.

3 вариант.

  1. Наиболее электроотрицательный элемент – это:

  1. азот 2) мышьяк 3) фосфор 4) сурьма

  1. Степень окисления азота в соединенииCa(NO2)2равна:

  1. +1 2) +3 3) +4 4) +5

  1. Продуктом взаимодействия азота с кислородом является:

  1. N2O3 2) NO 3) N2O 4) N2O5

  1. Азот взаимодействует со щелочными металлами с образованием:

  1. нитритов 2) нитридов 3) амидов 4) нитратов

  1. Азот в промышленности получают

  1. NH4NO2 = N2 +2H2O

  2. (NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O

  3. 3CuO + 2NН3 = N2 + 3Cu + 3H2O

  4. Перегонкой жидкого воздуха

  1. Напишите уравнения химических реакций, происходящих между:

А) азотом и магнием

Б) азотом и кислородом

В) азотом и водородом

  1. Изучение новой темы.

NH3- аммиак.

1) определите степени окисления элементов

2) укажите вид химической связи

Молекулы аммиака взаимодействуют, связываясь друг с другом с помощью водородных связей.

Водородная связь – это химическая связь между атомами водорода одной молекулы и атомами очень эо элементов (F, O, N) имеющих неподеленные электронные пары, другой молекулы.

  1. Благодаря этой связи вещества обладают хорошей растворимостью в воде.

  2. Некоторые вещества с небольшой молекулярной массой образуют ассоциаты, что приводит к повышению их температур плавления и кипения.

Условные обозначения водородной связи – это три точки.

NH3 ∙∙∙ NH3 ∙∙∙ NH3

Физические свойства.

Аммиак – это газ с резким запахом, tпл = - 33,35 0С, хорошо растворим в воде в 1V воды растворяется до 700V аммиака, летуч.

Раствор аммиака в воде называют аммиачной водой. Максимальная концентрация =25%, 5-10% раствор называют нашатырным спиртом. (Где применяют?)

Аммиак применяют при обмороке или остановке дыхания. При попадании в организм вызывает тяжелые ожоги гортани и пищевода.

Получение аммиака.

  1. В лаборатории.

В лаборатории аммиак получают слабым нагреванием смеси гидроксида кальция и сульфата аммония (хлорида аммония). Составьте уравнение реакции.

Демонстрация лабораторного опыта: нагреть смесь кристаллических хлорида аммония с гидроксидом кальция:

2NH4Cl + Ca(OH)2 = 2 NH3 + CaCl2 +2H2O



Так как аммиак легче воздуха, то при выделении он будет улетать вверх. Поэтому, для того чтобы собрать аммиак, пробирку необходимо держать перевернутой дном. Собрав аммиак, растворите его в воде, в которую предварительно добавьте несколько капель фенолфталеина. Раствор должен окраситься в малиновый цвет. Учащиеся делают вывод, что при растворении аммиака в воде образуется щелочь.

Для обнаружения аммиака поднести к отверстию пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку ( становится малиновой) или красную лакмусовую ( синеет).

  1. В промышленности

Прямым синтезом из простых веществ – азота и водорода. Реакция идет только в присутствии катализатора, при температуре 500 0С и при повышенном давлении.

Химические свойства.

  1. Взаимодействие с водой. При нагревании растворимость газов уменьшается, аммиак улетучивается, равновесие системы еще больше смещается влево, гидроксид-ионов практически не остается в растворе. Водный раствор становится нейтральным, а не щелочным, а фенолфталеин – бесцветным. Вывод: водный раствор аммиака легко разлагается.

NH3 + H2O ↔NH3 ∙ H2O ↔ NH4+ + OH- 

  1. Взаимодействие с кислотами.

Составьте уравнения реакций взаимодействия аммиака с соляной и серной (с образованием средней и кислой соли), азотной кислотами.

Демонстрация опыта. Взаимодействие аммиака с концентрированной соляной кислотой.

  1. Окисление аммиака (с катализатором). Рассмотрите реакцию как ОВ. Назовите окислитель, восстановитель.

4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2O

  1. Окисление аммиака (без катализатора). Рассмотрите реакцию как ОВ. Назовите окислитель, восстановитель.

4NH3 + 3O2 → 2N2 + 6H2О

  1. Аммиак способен восстанавливать оксиды малоактивных металлов. Составьте уравнение реакции восстановления меди из оксида меди(II), учитывая, что образуется медь, азот и вода. Рассмотрите реакцию как ОВ. Назовите окислитель, восстановитель.

2 NH3  + 3CuO = 3Cu + N+ 3 H2O

  1. Активные металлы способны замещать в аммиаке атом водорода. Составьте уравнение реакции аммиака с натрием, учитывая, что образуется амид натрия (NaNH2) и водород. Рассмотрите реакцию как ОВ. Назовите окислитель, восстановитель.

  2. Аммиак взаимодействует с более сильными окислителями.

Демонстрация опыта. К раствору аммиака добавить каплю бромной воды.

Напишите уравнение реакции, учитывая, что в результате образуются бромид аммония и азот.

8NH3 + 3Br2 →N2 + 6NH4Br

Применение.

Составьте схему применения аммиака (стр. 214 (151)).

  1. Закрепление.

Напишите уравнения химических реакций, согласно схеме.

  1. N2 → NH3→ NH4NO3



NO

  1. NH3→NH4OH→ (NH4)2 SO4



N2

  1. Домашнее задание.

§ 25 упр. 8 стр. 152