Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Приветствие учащихся. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать У себя внимательность, А поможет всё узнать Наша любознательность. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
II. Речевая разминка | – Как гудит сильный ветер? – Как шумят деревья? – Как фыркает ежик? – Как рычит собака? – Что мы сейчас произносили? | Произносят звуки. Отвечают на вопросы. – Звуки |
III. Актуализация опорных знаний | – Какие бывают звуки? – Как вы их различаете? – Какой гласный звук и какую букву вы уже знаете? | – Гласные и согласные. Объясняют. – а, А |
IV. Постановка учебной задачи | – Сегодня мы познакомимся с новым звуком о и буквой О, обозначающей его на письме | Слушают учителя |
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1. Слого-звуковой анализ слова окуни (учебник с. 25) | Учитель показывает картинку с изображением окуней. – Кто это? – Как вы узнали, что это окуни? – Слово окуни делится на слоги, определим ударный слог. В первом слоге только один гласный звук; второй слог – слияние; третий – тоже слияние. Стрелочка указывает на первый квадрат схемы слова. Звук, обозначенный квадратом, и будет изучаться на этом уроке. Хором произнесем первый слог. – Вслушаемся, как произносится этот звук: о-о-о. Какой он, гласный или согласный? – Почему? – Звук произносится с голосом. Какова особенность звука [o]? – Определите ударный слог в слове окуни. – Измените слово так, чтобы на конце был согласный звук. – Звук [о] на письме обозначается буквой О. Давайте найдем ее на «ленте букв». На что похожа буква О? О похожа на кольцо, На окружность, на яйцо О – легка, проста, овальна, О запомним моментально! О – окно, огонь, обман, Озеро и океан, Остров, осень, одеяло… Слов на О совсем не мало! Т. Синицина – Из кусочков проволоки сделайте букву О | Рассматривают картинку. – Окуни. – На туловище поперечные полосы. Рассматривают схему слова, выполняют задания учителя, отвечают на вопросы. – Гласный. – При произнесении звука выдыхаемый воздух в полости рта не встречает преград. – При его произнесении губы слегка вытягиваются вперед и округляются. – Окунь. Высказывают свои предположения Из проволоки делают букву О |
2. Отгадывание загадок про овощи | 1. Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает 2. Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла. Ты посоли ее немножко. Ведь, правда, вкусная … . 3. Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я … . 4. Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. 5. Хоть я и сахарной зовусь, Но от дождей я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я … . – Как одним словом назвать эти растения? | Отгадывают загадки, отгаданные овощи показывают на картинках. 1. Лук 2. Картошка 3. Капуста 4. Морковь 5. Свекла – Овощи |
3. Слого-звуковой анализ слова овощи (учебник, с. 25) | Проводится слого-звуковой анализ слова овощи аналогично работе со словом окуни | Работают по схеме в учебнике |
Физкультминутка | – В какое время года собирают овощи в огороде и на полях? – Осенью с деревьев опадают листья. – Покажите, как падают листья. – Как красиво вы кружитесь, – сказал кленовый листок. Его подхватил ветерок, и он закружился вместе с другими листьями. Но вот ветер стих, и кленовый лист стал плавно опускаться и попал к кроту на огород | – Осенью. Под музыку дети кружатся, бегают, плавно поднимая и опуская руки |
4. Игра «Кто больше найдет слов со звуком [o] (учебник, с. 24)? | – Что вы видите на картинке? – Найдите на картинке слова со звуком [o]. – Какое время года изображено? Почему так думаете? | Рассматривают картинку. – Подсолнух, огород, дом, окно, крот, бочка, картофель, лопата. |
5. Развитие связной речи учащихся. Составление рассказа по картинке «В огороде у крота» | – Чем занимается крот? – Что находится в подвале у крота? – Составьте рассказ по картинке. – Составьте предложение по схеме | Отвечают на вопросы учителя и товарища, составляют рассказ. По схеме составляют предложение, например: Крот выкапывает лопатой морковь |
6. Работа с пословицами (учебник, с. 24) | – Как вы понимаете смысл пословицы «Кто скоро помог, тот дважды помог»? – Вспомните ситуации из своей жизни, когда вы оказали помощь людям, нуждающимся в ней. – Как вы понимаете слово «взаимопомощь»? – Почему так говорят: «При солнце тепло, при матери добро?», «Нет больше позора, чем не выполнить уговора?» | Слушают пословицу, отвечают на вопросы, приводят примеры жизненных ситуаций |
7. Нахождение буквы О в словах (учебник, с. 24, 25) | – Найдите буквы О в пословицах, посчитайте их. – Прочитайте стихотворение Ф. Бобылева «Окунек». Найдите слова с буквой О | Работают в паре. Находят буквы О, считают их. Читают стихотворения, проверяют друг друга |
8. Дидактическое упражнение. «Найди рисунок к схеме» (учебник, с. 25) | – Рассмотрите рисунки и схему. – К какому рисунку подходит данная схема? | Рассматривают рисунки. – Окунь |
9. Слого-звуковой анализ слова сом | – Произнесите слово сом. Что вы можете сказать о звуке [с]? – Что можно сказать о букве О? | – Звук [с] – твердый. – Буква О обозначает твердость предшествующего звука |
Физкультминутка | | |
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Составление рассказа по картинке (учебник, с. 26) | – Рассмотрите картинку и составьте рассказ к ней. Прочитайте предложение | – У крокодила заболел зуб. Мартышка перевязала его. Крокодил плачет: «О-о-о!» |
2. Дидактическая игра «Найди ошибку» | – Соотнесите рисунки и схемы. Найдите ошибки. Придумайте слова, которые начинаются с [а] и [о] | – Аист [а]; осы [о]. – Окуни, арбузы (схемы и рисунки следует поменять местами) |
3. Пересказ сказки по серии картинок к сказке «Маша и медведь» | – Иллюстрации к какой русской народной сказке изображены на рисунке? – Придумайте название к каждому рисунку | – «Маша и медведь». 1. «Отнеси пирожки бабушке и дедушке». 2. «Не садись на пенек» 3. «Собаки прогнали медведя». 4. «Я вам пирожки испекла» |
VII. Рефлексивно-оценочный | – Какому звуку, какой букве был посвящен урок? Найдите букву на «ленте букв». Почему буква О расположена на красном фоне, рядом с буквой А? – Чему учились на уроке? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогли на уроке? – Спасибо за урок | – Гласному звуку [o], буквам О, о. Находят букву на «ленте букв». – На красном фоне располагаются гласные буквы. Обе буквы (А и О) показывают твердость предшествующих согласных. Отвечают на вопросы учителя |