СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Поход в библиотеку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: "Поход в библиотеку"»

Дата: 02.09.2020 г.

Тема: «Поход в библиотеку».

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с библиотекой; способствовать формированию умений работать в библиотеке, находить нужную информацию, работать с энциклопедиями.

Тип урока: изучение нового.

Планируемые УУД:

  • Личностные: осознают пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обосновывают мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.

  • Познавательные: анализируют высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения, находят в них общий ценностный смысл, сопоставляют иллюстрации с изображением старинных книг, фиксируют этапы развития книги (с точки зрения технологии изготовления, дизайна, удобства в пользовании); классифицируют высказывания мудрецов о книгах и чтении;

  • Регулятивные: формулируют учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимают и принимают её, планируют вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; выбирают в совместном обсуждении шкалу оценивания и предлагают критерии оценки выполнения некоторых видов работ на уроке;

  • Коммуникативные: отвечают на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи, считывают необходимую информацию об истории происхождения книги с иллюстраций учебника, обсуждают в паре ответы на вопросы учебника, разделяют полномочия в группе при планировании проекта «О чём может рассказать энциклопедия».


Ход урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (само-

определение)

к учебной деятельности

II. Подготовка к основному этапу.

Актуализирующая беседа

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять.

Многое хочу узнать

– Вспомните, какое ценное знание вы получили на предыдущем уроке?

– Почему это знание ценное?

– Поделитесь впечатлениями о выполнении домашнего задания, о вашем рассказе родителям.

– Дома вы должны были выбрать обложку
и закладку для учебника «Литературное чтение».

– Обменяйтесь впечатлениями, покажите друг другу результат работы.

– Оцените с помощью разноцветных фишек работу вашего товарища: отдельно оцените выбор обложки и отдельно выбор закладки, отдайте ему те фишки, которые он заслужил. Объясните товарищу свою оценку.

– Встаньте те, кто получил красную фишку
за выбор обложки. А теперь встаньте те, кто получил красную фишку за выбор подходящей закладки.

– А кто из вас получил зелёные фишки? Объясните, почему вашему выбору дали такую оценку, согласны ли вы с этим.

– Есть ли такие ребята в классе, кто получил фиолетовую фишку? Какой вывод вы сделали для себя на будущее? Постарайтесь исправить недостаток в работе к следующему уроку и покажите своему соседу по парте получившийся вариант

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.







Обмениваются впечатлениями

Готовность
к уроку

оценивают разноцветными фишками

Работа
с учебником. Беседа по вопросам.







Оценивание
результатов работы
с помощью цветных фишек

III. Постановка учебной задачи.

Работа со шмуцтитулом. Целеполагание. Работа над формулировкой учебных задач урока и над целевыми установками, данными
на шмуцтитуле (учебник, с. 6, 7)

– Откройте учебник на с. 6–12. Как нужно листать страницы учебника, чтобы он служил нам долго?

– Рассмотрите материал урока, который мы сегодня будем изучать. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке.

– Давайте вернёмся к плану изучения темы, который мы составили на предыдущем уроке. Посмотрите, что ещё нам сегодня предстоит сделать.

– Выберите среди целей изучения темы те, которые наиболее полно отражают задачи сегодняшнего урока.

– Попробуйте сформулировать задачи урока
по алгоритму, написанному на доске:

Узнаем: …

Научимся: …

Будем учиться: …

Слушают учителя. Читают.





Дети предлагают пункты плана.



Формулируют цели изучения раздела или темы

Оценивание результатов деятельности
с помощью фишек.


Оценивание работы друг друга в парах

(разработанные критерии)

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Постановка проблемного вопроса урока. Были ли вы когда-нибудь
в библиотеке?

– А знаете ли вы, что такое библиотека, когда библиотеки появились и какой путь прошли книги от древних времён до наших дней? Хотите узнать? Тогда начнём.

– Откройте с. 6 учебника, здесь вы узнаете всё о библиотеках.

– Прочитайте статью о библиотеках.



– Послушайте сообщение ученика о Птолемее (5–6 предложений).

(На слайдах показать самые большие и известные библиотеки мира, рассказать о том, в каких государствах и странах они находятся, какой пользуются популярностью, почему люди их посещают. Также нужно обратить внимание, что библиотеки бывают научные, публичные, специализированные, школьные и др. Желательно рассказать о каждой из них или предложить детям подготовить заранее небольшие сообщения из 5–6 предложений.)

– Представьте такую ситуацию, что вы пришли в библиотеку, а там нет библиотекаря. Вам нужно найти книгу, что вы будете делать?

– Для этого, ребята, есть алфавитный каталог (показать на слайде презентации). В нём расставлены карточки по алфавиту. На каждой карточке указаны фамилия автора и его инициалы. А дальше написано название книги. Если вы знаете автора произведения, то его можно быстро найти по алфавитному каталогу. Также на каждой карточке написан шифр (несколько цифр и букв), который указывает, где, в каком месте и на какой полке в библиотеке стоит нужная книжка. По этому шифру можно быстро найти книгу на нужной полке. Попробуйте это сделать, когда вы будете посещать библиотеку. Если у вас не будет что-то получаться, то обязательно обратитесь к библиотекарю

Читают текст. Отвечают на вопросы
к нему.

Внимательно слушают













Оценивание сообщения по разработанным

критериям

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух,

Поскорей на парту плюх

Выполняют движения по тексту под руководством учи-
теля. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни.

Правильное

выполнение движений

Работа
с учебником






– Рассмотрите картинки.

– Прочитайте текст (с. 8–11).

– Вообразите себя на месте мальчика. Что бы вы взяли в библиотеке читать?

– Ответьте на вопросы (с. 11).

– Прочитайте стихотворение Р. Сефа «Читателю» (с. 12).

Знакомит учащихся с биографией поэта (см. ресурсный материал).

Предлагает ответить на вопрос: «Почему надо учиться читать всю жизнь?»

Слушают ответы друг друга внимательно, не перебивают, вежливо высказывают свою точку зрения, приводят в качестве аргументов доказательства из текста. Соотносят картинки с текстом учебника. Отвечают на вопросы учителя

Работа
с текстом, рисунками, беседа по вопросам, объяснение высказываний великих писателей

V. Закрепление знаний и способов действий

– Для чего создавались библиотеки?

– От каких слов произошло слово «библиотека»? Где появились первые библиотеки?

– Какие библиотеки считаются первыми?

– Кем была создана библиотека в III в. до н. э.?

– Кто такой Птолемей, чем он прославился?

– Поднимите руки те, у кого дома есть библиотека. Расскажите, кто в семье у вас любит собирать книги. Какие книги чаще попадают в вашу домашнюю библиотеку? Есть ли в вашей библиотеке место для детских книг?

– Сделайте вывод о том, что такое библиотека и что она значит в жизни каждого человека

Отвечают на вопросы учителя.



Запоминают новые имена.





Выстраивают логические выводы

Беседа по вопросам,

оценивание

(разработанные критерии)

Проект

«О чём может рассказать школьная библиотека», или «Почему нам интересно ходить в библиотеку»

– Прочитайте на с. 7 учебника название уже знакомой вам рубрики.

– Что такое проект, какие проекты вы уже выполняли в 1 классе?

– Чему вы научились, выполняя проекты?

– Какие правила необходимо знать, чтобы проект увенчался успехом?

– Разбейтесь на группы и определите, какая тема проекта вам ближе.

– Прочитайте план ваших действий, распределите, кто и за что будет отвечать при выполнении проекта, запишите задание по проекту в свой дневник. Проект будет выполняться в течение месяца, следовательно, вам нужно распределить правильно силы и время

Разбиваются на пары (группы).

Распределяют роли в группе.

Слушают и слышат друг друга.

Прислушиваются
к мнению одноклассников.

Составляют план

Оценивание проекта по разработанным

критериям

Работа
по теме урока (продолжение) по учебнику

(с. 8)

– О чём ещё вы должны сегодня узнать на уроке? Обратитесь к плану, написанному на доске. (Должны узнать о том, как создавались книги.)

– Откройте с. 8 учебника и прочитайте текст о первых книгах вверху страницы.

– А теперь рассмотрите иллюстрации, определите, какие книги были самыми первыми, а какие появились позже. (Учитель на доске фиксирует этапы развития книги.

Помимо этого необходимо обратить внимание на значение слов: пергамент, свиток, складная книга, Древний Восток.)

– Вот какой путь прошла книга! Она изменилась и по технологии изготовления, и по оформлению. Что вы можете рассказать

о современных книгах, какие они?





Читают текст. Рассматривают иллюстрации. Отвечают
на вопросы.



Знакомятся с новыми словами

Критерии оценивания.

Работа
с заданиями и ил-

люстрациями учебника

Знакомство с электронными книгами – ридерами

– А кто слышал об электронных книгах? Как их называют по-другому? (Ридеры.) (Можно показать изображение на слайде.)

Объединитесь в группы, составьте рассказ
об электронной книге по плану.

План

1. Ридер – самая современная книга.

2. Внешний вид ридера.

3. Функции пользователя.

4. Преимущества ридеров перед другими видами книг

Составляют текст
по плану.

Выступают с рассказами об электронных книгах

Составление рассказа по плану

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(итог)

– Что нового узнали на уроке?

– В чём утвердились, какие важные мысли вы бы хотели взять на заметку, запомнить?

– Поднимите руки, у кого возникло желание «читать всю жизнь», ходить в библиотеку или загрузить в электронную книжку много-много интересных книг.

– Предлагаю в «Портфеле достижений» каждый месяц отмечать количество прочитанных книг и делиться самыми интересными моментами произведений.

– Интересно ли вам было сегодня на уроке? Покажите это с помощью разноцветных фишек

Слушают. Отвечают на вопросы

Беседа по вопросам. Саморегуляция

«Лесенка достижений»

Домашнее задание

– Выполните задания учебника (с. 6, задание 3; с. 11, задания 2, 3).

– Подготовьте рассказ о том, как развивалась книга и какой она стала в современной жизни (задание по желанию).

– Составьте план подготовки проектного задания по выбранной теме, укажите в плане сроки выполнения работы

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Оценивание
работы по итогам урока





2