Тема: Научно-познавательная и художественная литература. Г.Я. Снегирёв «Отважный пингвинёнок»
Цели: 1) Создать условия для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Г.Я.Снегирёва и его произведением «Отважный пингвинёнок»;
2) Способствовать развитию речи, памяти, мышления, умения рассуждать, делать выводы;
3) Содействовать воспитанию интереса к творчеству писателей - натуралистов, содействовать бережному отношению к природе.
Методическое обеспечение: учебник «Литературное чтение» 3 класс, изображение пингвинёнка, изображения книг Г.Я.Снегирёва, видеоролик о пингвинах.
План урока:
Организация начала урока.
Приветствие.
Проверка домашнего задания.
Сообщение темы и целей.
Речевая разминка.
Изучение нового материала.
Вступительная беседа.
Чтение рассказа о пингвинах.
Знакомство с автором.
Выставка книг Г.Я. Снегирёва.
Первичное восприятие текста.
Проверка первичного восприятия текста.
Вторичное чтение произведения.
Анализ произведения.
Просмотр видеоролика.
Подведение итогов урока.
Инструктаж по домашнему заданию.
Ход урока:
Организация начала урока.
Приветствие.
Проверка домашнего задания.
- Вам нужно было подготовить подробный пересказ рассказа Вольта Николаевича Суслова «Кто сильнее?»
Сообщение темы и целей.
- Сегодня на уроке у нас гость из далекой и суровой Антарктиды. Антарктида – страна вечного холода, никогда не тающего снега. Находится на Юном полюсе земного шара.
-Кто это? Угадайте: «Антарктическая короткокрылая плавающая, но не летающая птица».
+Пингвин.
-Но если быть точнее, то маленький пингвиненок. И он пришел к нам не с пустыми руками, а принес рассказ. Сегодня мы с вами изучим рассказ Геннадия Яковлевича Снегирёва «Отважный пингвинёнок».
Речевая разминка.
На-на-на во дворе растёт сосна,
Но-но-но завтра мы пойдём в кино,
Ан-ан-ан собери свой чемодан,
Ин-ин-ин вы ходили в магазин?
Изучение нового материала.
Вступительная беседа.
- Но перед тем, как начать читать, давайте прочтём, что же нам пишет Максим Книжник и Знаток. Откройте учебники на странице 110. Прочитайте.
- Что мы сможем узнать из энциклопедий? Где мы можем найти энциклопедии?
Чтение рассказа о пингвинах.
- Что вы знаете о пингвинах?
- Давайте прочитаем интересную информацию об этих прекрасных животных – пингвинах.
- Почему пингвинам не бывает холодно? Найдите в тексте абзац, в котором об это говорится
- Как пингвины передвигаются под водой и с какой скоростью?
- Какие особенности имеют пингвины?
- Давайте узнаем, что же пишет Геннадий Снегирёв об этих удивительных птицах.
Знакомство с автором.
- Но мы должны сначала познакомиться с автором произведения.
В Москве, в большой коммунальной квартире родился в 1934 году и жил мальчик, которого звали Гена Снегирев.
Больше всего на свете, он мечтал о путешествиях в дальние края. Был он на Камчатке, в Туркмении, на Курильских островах, на Белом море.
В Антарктиде с интересом наблюдал за удивительными птицами – пингвинами. В двадцать лет Геннадий Снегирев стал писать, писать для детей.
Написал прекрасные рассказы о животных, с одним из которых мы с вами и познакомимся.
Выставка книг Г.Я.Снегирёва.
- Посмотрите на книги Снегирёва. Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на книги? Что он любил? О чем любил писать?
Первичное восприятие текста.
- Я начну читать вам рассказ, а вы продолжите.
Проверка первичного восприятия текста.
- Понравилось ли вам произведение?
- Какие чувства вы испытывали при чтении?
Вторичное чтение произведения.
- Сейчас будем читать рассказ по абзацам.
Анализ произведения.
- О чём говорилось в рассказе?
- Какой поступок совершил пингвинёнок?
- Как писатель относится к своему герою: восхищается, осуждает, жалеет? В каких строках это выражено особо ярко? Прочитайте.
- Как вы понимаете слово отважный? Подберите синонимы к этому слову.
- Прочитайте, какой высоты была скала?
- Каким вы представляете пингвинёнка на краю скалы? Опишите эту картину словами.
- Какую важную мысль хотел нам передать автор?
- Давайте порассуждаем, какой из этих двух текстов о пингвинах можно отнести к научно-познавательному и почему?
Просмотр видеоролика.
- Давайте закончим наш урок просмотром видеоролика об этих удивительных птицах – пингвинах. Вы узнаете много нового и интересного.
Подведение итогов урока.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что для вас было самым интересным?
- Что для вас было удивительным?
Инструктаж по домашнему заданию.
- Вашим домашним заданием будет пересказ Геннадия Снегирёва «Отважный пингвинёнок».