Конспект урока по обучению письму.
Тема: письмо строчной и заглавной буквами А, а.
Цель: познакомиться с письменной строчной и заглавной буквами А, а.
Задачи:
Познакомить детей со звуком [а], буквами А а и их употреблением в речи;
Учить выделять из слов на слух гласный звук [а], узнавать графический образ этих букв.
Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
Воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.
Оборудование: прописи, презентация.
Ход урока:
Орг. момент.
Актуализация знаний.
- Сколько букв в русском алфавите?
- На какие звуки делятся буквы?
- Сколько гласных букв?
- Сколько согласных букв?
- Назовите всегда твердые согласные, мягкие.
- Непарные, парные.
- Звонкие, глухие.
- Какие элементы вы с вами уже изучили?
Целеполагание.
- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране письма, где вы научитесь красиво и правильно писать буквы.
- С самого первого урока мы с вами учились писать элементы письменных букв, а сегодня начинаем писать сами буквы.
- Угадайте, о какой букве идет речь:
Вот два столбика наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква ……. А!
- Как вы думаете, какую первую букву мы будем учиться писать?
- Правильно.
- Какая тема урока? Цель урока?
ФИЗМИНУТКА.
Открытие новых знаний.
Знакомство со строчной буквой а.
- Сегодня мы будем писать букву А, а.
- Что это за буква и для чего она нужна, вы узнаете, отгадав загадки:
Сам алый сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов- богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)
- Что общего у этих слов? Какой звук мы слышим в начале слова?
- Звук [а] на письме обозначается буквой А.
Письменные буквы отличаются от печатных своей формой, хотя звучат одинаково. (Демонстрация печатной и прописной букв).
- Сравните эти два значка. Какие элементы у них общие? Чем отличаются? (Ответы детей).
- У печатной буквы а линия с закруглением вверху и внизу, а у письменной буквы а – линия с закруглением внизу.
- Сколько элементов нужно для написания строчной буквы а?
(два: овал и линия с закруглением внизу).
Посмотрите на написание этой буквы и ее элементов в прописи на с.20.
Работа в прописи на стр. 20.
- Рассмотрите рисунок. Что вы можете сказать о девочке, которая принесла нам букву а?
- Она уверена, что вы не обидите ее букву, а будете писать ее правильно и красиво.
- Посмотрите на первый элемент. Что это? (овал). На что похожи овалы? (на шарики)
- Давайте пропишем строчную букву а воздухе.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Закрепление материала.
1. Работа в прописи на стр. 20.
- А теперь обведите по контуру элементы буквы а.
Письмо буквы а:
Начинаем писать букву а немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведем наклонную линию через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведем второй элемент буквы – это черта с закруглением внизу.
Учитель показывает написание буквы на доске, дети пишут в тетрадях.
- Рассмотрите схемы и написанные под ними слова. Прочитайте. (Читают умеющие читать дети).
- Давайте произнесем эти слова по слогам, и определим, какой звук обозначает буква а.
Ма-ма, па-па. (Гласный звук).
- Обведите по контуру букву а.
2. Работа со схемой.
- Прочитайте слова внизу страницы.
- Какие слова написаны?
- Какая гласная буква указана?
- Обведите эту букву а в слове мама, затем в слове папа.
- Давайте посмотрим схемы. Сколько слогов в слове мама? Папа?
- Красным цветом какой звук обозначен?
- Верно.
Итог урока.
- Какую букву мы сегодня учились писать?
- Какой звук обозначает буква а?
- Каким цветом гласный звук должен быть?
- Вам понравился урок?
- Какие затруднения вы испытывали?