Конспект урока
УМК «Школа России»
Предметная область: Окружающий мир
Класс: 4
Тема: Жизнь леса.
Цели: закрепление знаний учащихся об особенностях природы леса, животном и растительном мире; развитие устной речи, логического мышления, умение сравнивать и делать выводы; воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради; компьютерная презентация «Жизнь леса»,аудиозаписи «Звуки леса», презентация «Как вести себя в лесу», иллюстрации растений, лекарственных трав, грибов, дерево для рефлексии, картинки с яблоками красного, желтого, зеленого цветов ;карточки в конверте с изображениями животных ,картинка «Лес», карточки с заданиями ,корзины для сбора грибов.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой; получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные : использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД ):
Познавательные: извлечение необходимой информации в ходе освоения новой темы; дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают.
Организационный момент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
-Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда урок начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.
(Учитель настраивает учащихся на успешную работу.)
Проверка готовности к уроку.
Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Молодцы!
Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поздоровайтесь!
Проверка домашнего задания.
Тест, взаимопроверка.
3. Постановка темы, цели и задачи
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку. Куда? Догадайтесь!
- А чтобы узнать, куда мы отправимся я предлагаю закрыть глаза и послушать.
( Включить звуки леса)
Город этот непростой,
Он дремучий и густой. (Лес)
Давайте откроем на доске жёлтый листок и проверим правильно мы угадали.
- Молодцы, ребята, правильно, мы будем путешествовать по лесу.
-Ребята. Посмотрите внимательно на доску, перед вами карта. (Слайд 1)
-Широко раскинулась на карте нашей страны зелёный океан лесов плещутся в этом океане белоствольные берёзки (Слайд 2), тёмные ельники (Слайд 3), сосновые боры (Слайд 4). Одно из замечательных богатств нашей страны –лес.
-Каким цветом окрашена на карте лесная полоса? (Зелёным)
-Как мы с вами можем узнать, какой это лес? (По условным обозначениям)
-Какие бывают леса? (Смешанные, хвойные, лиственные)
-Чем они отличаются? (Ответы детей)
-Давайте определим цели.
-Что мы должны узнать на уроке. (Ответы детей)
3. Открытие нового знания.
-А как вы понимаете, что такое лес? (Ответы детей)
(Слайд 5) Лес –это участок земли ,на котором растут деревья, кустарники, травы, грибы.
-Учёные называют лес «природным сообществом».
-Как вы думаете почему? (Все обитатели живут совместно)
-Что же такое сообщество, как вы думаете? (Ответы детей)
(Слайд 6) Сообщество- группа растительных или животных организмов, живущих вместе.
-Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом.
-Учёные называют эти этажи- ярусами и располагают их в порядке уменьшения.
-Продолжаем путешествие .но прежде чем войти в лес .
Вспомним правила поведения в лесу.
-Первый ярус (Слайд 7) Это многолетние растения с крупным твёрдым стеблем. (Деревья) Им надо больше света . Другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев.
Береза – настоящая красавица, белые одежки, золото сережки. Древесина березы очень плотная. Березовый сок вкусный и полезный для здоровья. Только не спеши собирать его, ведь без него береза погибнет. (СЛАЙД 13)
Дуб – растет очень медленно, но зато живет до 1000 лет и более. В русских лесах нет дерева мощнее дуба. Дуб не гниет в воде, и его древесина ценится. Кора его содержит лекарственное вещество, а для животных дуб – настоящая кормушка. (СЛАЙД 14)
Липа – цветет летом и цветы ее медоносы. Липовый мед считается самым лучшим. А липовый чай помогает от простуды. (СЛАЙД 15)
Ель – обычно растет на влажных местах. В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления гитар, скрипок, пианино. Еще из нее делают бумагу. (СЛАЙД 16)
Сосна – прекрасное витаминное дерево. Очень хорош и красив сосновый бор! Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества убивают микробы. В сосновых лесах много ягод и грибов. (СЛАЙД 17)
- Как много интересного и полезного мы с вами узнали о растениях. Спасибо. Молодцы.
-Второй ярус (Слайд 18) это многолетние растения. У которых от общего корня отходят несколько твёрдых стеблей (Кустарники.)
Калина Калины представляет собой раскидистый многоствольный кустарник, с цветами, собранными в щитовидные соцветия, плоды ее – темно-красная костянка, содержащая одно семя. Плоды калины обладают общеукрепляющим действием, употребление их в пищу способствует повышению иммунитета, придает бодрости.(Слайд 19)
Шиповник это красивый кустарник семейства розоцветных, «родственник» роз, а также полезное растение. Шиповник оказывает полезные свойства в лечении органов пищеварения, почек, различных воспалительных процессов (Слайд 20)
Ежевика Само растение представляет собой кустарник со стеблями и побегами гибкой формы, а также усаженными шипами. В процессе дозревания ягода ежевики меняет свой цвет с зеленого на красный, затем, полностью созрев, становится черной Если употреблять эту ягоду регулярно, то вы можете быть уверены в том, что ваш иммунитет будет на высшем уровне.(Слайд 21)
-Спасибо, ребята . Молодцы.
-Третий ярус (Слайд 22) растения с мягкими зелёными стеблями.
- ПОДОРОЖНИК. Листья подорожника применяются при ранениях, ушибах, ожогах, укусах насекомых как кровоостанавливающее средство. Подорожник обладает хорошим противовоспалительное свойством. Собирать его можно всё лето. (Слайд 23)
-ЗВЕРОБОЙ.(Катя К.)Его используют в качестве антибактериального, антисептического, болеутоляющего, ранозаживляющего, противоревматического, мочегонного, желчегонного, вяжущего препарат. Для лечебных целей используют облиственные верхушки растения с соцветиями. Собирать их лучше всего с самого начала цветения, так как в этот период растение максимально целебно.(Слайд 24)
4 ярус это мхи, лишайники.
-Молодцы, ребята, оказывается лес-это не только красота, но и огромная польза для человека.
4.Физминутка.
5.Работа по новой теме.
-Продолжаем путешествие. Для кого лес является домом? (Для животных)
-Весь лес- от верхушки деревьев до земли заселён животными.
-Назовите обитателей леса. (Ответы детей)
-Сядьте группами. У вас на партах лежат картинки леса и конверты с животными.
-Попробуйте расселить животных по месту их обитания. Наклейте животных на картинку. А теперь проверьте, правильно ли вы расселили животных. У кого есть ошибки. (Слайд 26)
-Как вы думаете. Могут ли существовать растения и животные друг без друга? (Нет)
-Почему? (Они живут вместе помогая друг другу т.е. сообща)
-Это и есть природное сообщество.
-Всё в природном сообществе взаимосвязано.
Работа в парах.
-у вас на партах лежит листочек. На этом листочке вы со своим соседом должны построить цепь питания характерную для лесного сообщества.
(Слушаем несколько вариантов.)
-Очень хорошо.
-Но мы с вами забыли ещё об одном обитателе леса. Отгадайте загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть но нет сапожка,
Шляпа есть, нет головы. (Гриб)
-Правильно. Молодцы.
-А какие грибы можно встретить в лесу? (Ответы детей) (Слайд 27)
-На какие группы делятся грибы? (Съедобные и несъедобные)
-А для чего лесу нужны грибы? (Ими питаются животные)
-Какие животные питаются грибами? (Ёжик, белка. Заяц. Кабан. Лось)
-Давайте вспомним правила сбора грибов . (Слайд 28)
-А пока мы вспоминаем правила поведения в лесу. Приглашаются к доске 2 человека. Которые у нас отправятся в лес за грибами.
1.Не трогай незнакомый гриб.
2.Никогда не пробуй гриб на вкус.
3.Не собирай грибы у дорог и предприятий.
4.Не сбивай грибы –мухоморы. Они пища для животных.
5.Не вырывай гриб с грибницей.
-Молодцы. А теперь давайте проверим наших грибников.
-Какие грибы вы взяли и почему? (Ответы детей)
-И запомним самое главное правило при сборе грибов.
«Не бери незнакомый гриб.»
-Молодцы. Но нам пора возвращаться домой. (Звучит мелодия звуки птиц) (Слайд 29) Лес с тропинкой домой.
6.Подведение итогов урока.
- Ответили ли вы на вопросы, которые интересовали вас в начале урока?
- Где можно найти ответы на остальные вопросы?
6. Рефлексия
-Ребята, мы сегодня с вами совершили огромное и полезное для нас путешествие по лесу
- Ой, посмотрите, что это?.
(на доску прикреплено дерево)
- Посмотрите, у вас на столах лежат яблоки красного, желтого и зелёного цвета.
-Ребята, я попрошу вас показать с помощью яблок, какое впечатление вы получили от сегодняшнего урока.
- Если вам урок понравился и вы все поняли, то прикрепите к нашей чудо-яблони, пожалуйста, красное яблоко, если урок вам понравился, но что-то вы не выяснили для себя прикрепите, пожалуйста жёлтое яблоко, но а если урок по вашему мнению был скучным и вы совсем ничего не поняли, прикрепите, пожалуйста зелёное яблоко.
7. Домашнее задание