Конспект урока
«Сохраним планету вместе.»
Цель деятельности учителя: реализовать естественные потребности детей в деятельности, познании, общении, самоутверждении через включение их в жизнь общества посредством социально-значимой деятельности экологической направленности и формировать экологическое сознание подрастающего поколения, экологической культуры.
Планируемые результаты:
Предметные: получать информацию о состоянии природы в настоящее время, развивать у учащихся навыки совместной работы в группе, навыки общения и взаимопонимания;
Личностные: формировать положительное отношение к природе;
1. Самоопределение к деятельности. Приветствие. Прозвенел звонок-начинаем наш урок!
2. Актуализация знаний и мотивация.
Сегодня у нас будет очень интересная и актуальная тема урока. Просмотр видео. Послушайте стихотворение:
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна
– Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Давайте, ребята поговорим, о чем мы услышали в стихотворении? Что увидели в видеоролике? (Ответы детей, подводим их к теме урока)
- Вы все правы, о природе! Наш урок будет посвящен нашей планете!
И пройдет он под девизом, а каким вы сейчас сами скажете (решение ребуса слайд 2)
Правильно, тема нашего занятия «Сохраним планету вместе».
3. Постановка учебной задачи.
Все живое на земле рождается, дышит, кормится, стареет и умирает, давая начало новой жизни! Принято говорить, что ЧЕЛОВЕК- ЧАСТЬ ПРИРОДЫ! А так ли это, мы сегодня с Вами узнаем.
- У меня есть для Вас письмо, от кого оно, вы сами узнаете, его прочитав.
(Письмо получает один ученик и зачитывает для всего класса):
Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда - то могла радовать, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, всё вокруг. Я любила созданную природу.
Как же я была прекрасна в то время? Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но его разум, оказался направлен, не только на создание, но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животные. Он разрывает мои недра на куски, заполняет мою прозрачную кровь ядами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами.
Во что превратилась я ???? Неужели я воспитала и вскормила собственного губителя. У вас ещё есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца!
- От кого это письмо? От нашей планеты!
-Мы вправе задавать вопрос, КАК МЫ МОЖЕМ СОХРАНИТЬ НАШУ ПЛАНЕТУ?
4. Целеполагание.
Мы сегодня выясним с вами, что же мы можем сделать, чтобы наш природный мир сохранился и для наших потомков. Почему нашу планету называют зелёной? Но для продолжения разговора я бы хотела узнать, знаете ли вы значение слова «природа»?
5. Включение в систему знаний.
Природа-это все существующее во Вселенной, живой и неживой мир. В природе есть свои законы. Но, к сожалению, мы люди, очень часто нарушаем эти законы. И происходит это по разным причинам. Кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. Всё это приводит к непоправимым последствиям. Каждый день на земном шаре исчезает один вид животных. Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений. В минуту вырубается двадцать гектаров тропических лесов. 5 миллиардов тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли. На грани превращения в пустыню 200 миллионов квадратных километров леса. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его существование.
Сейчас я расскажу вам самое главное – наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняют дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря, и их загрязняют, нефть из танкеров во время аварии проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля. С каждым годом мусора становиться больше. Но не только от заводов загрязняется наша Земля.
Как вы думаете, откуда берется мусор? (Люди выбрасывают использованные пакеты, очистки, объедки, бутылки, банки, фантики, старые вещи и много другое)
-Что произойдет, если мусор не убирать? (Мусор будет везде, будет некрасиво, города зарастут мусором)
- От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности! Она требует помощи!
Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть со мной в игру «Если вдруг…». Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуаций, а вы должны ее продолжить. Например : если люди уничтожат все цветы на Земле ...погибнут многие насекомые …не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека.
Продолжите теперь вы:
1)На городских пляжах перестанут убирать территорию …
2) Вырубят все леса на земле …
3)Если все заводы по переработке мусора обанкротятся и закроются…
4)Уберут из дворов мусорные баки…
5) Разрушат горы…
Да, ребята, из нашей игры мы видим, что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого. Значит не зря природа бьет тревогу , обращаясь к нам просит вас о разумном с ней обращении.
6.Физминутка.
7. Продолжение работы по теме урока. Работа в группах.
«Что наносит вред природе?»
Сейчас вы также будете работать только в двух командах, на листочках, которые вам выдали. Задача 1 команды красным цветом выделить те рисунки, на которых изображен вред природе. Задача второй, где польза природе. На выполнение у вас 2 минуты. Затем будем проверять с доской. У доски будет выступать один из представителей команд с устным ответом.
Итог: сейчас мы с вами ребята наглядно увидели примеры человеческого вмешательства в жизнь природы и нашей зеленой планеты!
Как же мы с вами можем помочь нашей планете? Чтобы помочь ей, надо научиться любить природу, любить ее с детства. Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери, цветочки, травинки. Этим занимаются люди, которые называются экологами. Хотите стать маленькими юными экологами?
8. А теперь я предлагаю нам вместе стать экологами ( Кто такие экологи?) и оградить нашу природу от ран. Мы будем спасать нашу природу с помощью экологических знаков, которые должен знать каждый житель нашей зеленой планеты!
«Работа по созданию экологических знаков»
Работа у доски. Соотнеси знак и его назначение.
После организация выставки «Береги природу»
10. Итоги урока:
-Какой вывод мы можем сделать после увиденного и услышанного? О чем заставил задуматься наш урок?
В заключении хотелось бы вспомнить сказку А.С Пушкина « О рыбаке и рыбке» . Чем закончилась сказка?
В ней есть предупреждение. Золотая рыбка – это природа, мудрая, строгая, щедрая. Старуха- это мы люди. Сказка подсказывает, что человек должен быть разумен в своих потребностях, уметь обуздать свои желания, чтобы не остаться у разбитого корыта.
(Перед детьми сухое, голое дерево) Результат чего?
Я принесла волшебные листочки, каждый, кто возьмет их в руки, сразу придумает хорошее дело.
Дети берут листочек, вносят предложение, и прикрепляют листочек к дереву.
Когда все дети внесут свои предложения, учитель обращает их внимание на дерево: оно зазеленело, на нем «выросло» много листочков от добрых пожеланий ребят. Сухое дерево от заботы и доброты стало «счастливым». Вот так вот и в природе вокруг нас: цветы, деревья будут хорошо себя чувствовать, если мы будем к ним проявлять доброту, заботится о них. Они будут хорошо себя чувствовать и нас порадуют красотой и здоровьем.
Берегите землю, берегите!
Красоту ее вы сохраните!
Бабочку, летящую над полем,
Ястреба парящего на воле.
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Лес и море, солнышко в зените,
Берегите, землю, берегите!!!
Домашняя работа – нарисовать рисунок на тему «Сохраним планету вместе».