Тема «Этот интересный мир бумаги»
Цель урока - закрепить знаний детей о свойствах бумаги
Задачи:
1.Уточнить представление детей о бумаге, формировать основы знаний о её свойствах.
2. Обобщить знания детей о значении бумаги в повседневной жизни. Научить определять свойства бумаги (впитывает воду, мнется, режется, горит).
3. Учить делать выводы о проделанной работе.
Ход урока
1.Орг. момент
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" – солнцу и птицам.
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … .
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, …
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …
4. Если хочешь отвечать –
Надо …
Подготовка рабочего мест
-внимательным
- не перебивая.
-понятно.
- руку поднимать
2.Определение темы урока. Постановка цели.
- Отгадайте загадку и определите тему урока
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А ну-ка, догадывайтесь сами!
-Правильно ребята, это бумага.
- Где в жизни мы встречаем бумагу?
3. Немного истории
Мы с вами уже знаем, где в жизни сталкиваемся с бумагой, но не знаем кто её изобрёл и каким способом делалась бумага.
Рассказ учителя:
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили.
В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги.
Первыми бумагу начали делать китайцы. Изобрёл её Цай Лунь в Китае в 105 году. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он перемешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянную рамку и сито из бамбука). После сушки на солнце он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.
Бумагодельную машину изобрёл в 1799 году французский изобретатель Н. Л. Робер. Сейчас производство бумаги сложный высокомеханизированный процесс. Берут бревно, очищают от коры, потом сильно измельчают в муку, эту массу просеивают и промывают, очищая от грязи и отбеливают. Смешивают с водой, помещают в специальную машину, там выкладывается ровным слоем, проходит под круглым валиком, который прессует её в гладкий лист. Этот валик выдавливает всю лишнюю воду, потом это сушат, сматывают в рулоны, срезают края, чтобы бумага была ровная.
Вывод: Производство бумаги очень сложный процесс, состоящий из многих этапов.
- Как человек применяет бумагу?
А сейчас мы поиграем.
Если я назову вам предмет, и он сделан из бумаги, вы хлопаете в ладоши.. ( Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
-в жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой : дома, в школе, в магазине, в столовой, в библиотеке.
4.Практическая часть
1. Возьмите в руки по кусочку бумаги и определите ее вид (цветная для аппликаций;
для принтера; альбомная; тетрадная; печатная, декоративная; впитывающая; газетная; упаковочная; самоклеящаяся.
2. какая она на ощупь (рыхлая, плотная, грубая, гладкая, рельефная, мягкая)
3. Разорвите свой кусочек бумаги и внимательно рассмотрите место разрыва. Опишите, что видите (волокна, ворсистая, мохнатая, ровная, трудно рвётся, кривая)
4. Опустите свои кусочки бумаги в воду. Понаблюдайте, что происходит с бумагой (стала волнами, удлинилась, увеличилась в размерах, размокает очень долго, быстро размокает)
-Какие же свойства оказались одинаковыми у любого вида бумаги?
-Почему книги и тетради нужно беречь от воды?
Вывод: Вся бумага отличается друг от друга своими свойства, но есть и одинаковые свойства.
- состоит из волокон, впитывает воду, деформируется в воде) - потому что остаются кляксы и тетрадь становится не опрятной и не красивой, ведь они должны быть чистыми и опрятными, чтобы приятно было их брать в руки.
Ребята, вы слышали слово-макулатура. Макулатура это – отходы всех видов бумаги (газеты, журналы, книги), которые перерабатывают в новую бумагу. Для этого люди собирают макулатуру и сдают ее на переработку. Ведь 54кг макулатуры позволяет сохранить 1 дерево, а значит продлить жизнь окружающей среде.
Вывод: Сбор макулатуры помогает сохранять деревья и бумага может обрести вторую жизнь.
5.Итог урока