СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему социальному миру "Бумага.Ее свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с бумагой и ее свойствами 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему социальному миру "Бумага.Ее свойства"»

Тема  «Этот интересный мир бумаги»

Цель урока - закрепить знаний детей о свойствах бумаги

Задачи:  

1.Уточнить представление детей о бумаге, формировать основы знаний о её свойствах.

2. Обобщить знания детей о значении бумаги в повседневной жизни. Научить определять свойства бумаги (впитывает воду, мнется, режется, горит).

3. Учить делать выводы о проделанной работе.

Ход урока

1.Орг. момент

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: "Доброе утро!"

"Доброе утро!" – солнцу и птицам.

"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … .

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, …

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё …

4. Если хочешь отвечать –

Надо …

Подготовка рабочего мест

-внимательным

- не перебивая.

-понятно.

- руку поднимать

2.Определение темы урока. Постановка цели.

- Отгадайте загадку и определите тему урока

Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Она бывает и деньгами.

А ну-ка, догадывайтесь сами!

-Правильно ребята, это бумага.

- Где в жизни мы встречаем бумагу?



3. Немного истории

Мы с вами уже знаем, где в жизни сталкиваемся с бумагой, но не знаем кто её изобрёл и каким способом делалась бумага.

Рассказ учителя:

В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили.

В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги.

Первыми бумагу начали делать китайцы. Изобрёл её Цай Лунь в Китае в 105 году. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он перемешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянную рамку и сито из бамбука). После сушки на солнце он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.

Бумагодельную машину изобрёл в 1799 году французский изобретатель Н. Л. Робер. Сейчас производство бумаги сложный высокомеханизированный процесс. Берут бревно, очищают от коры, потом сильно измельчают в муку, эту массу просеивают и промывают, очищая от грязи и отбеливают. Смешивают с водой, помещают в специальную машину, там выкладывается ровным слоем, проходит под круглым валиком, который прессует её в гладкий лист. Этот валик выдавливает всю лишнюю воду, потом это сушат, сматывают в рулоны, срезают края, чтобы бумага была ровная.

Вывод: Производство бумаги очень сложный процесс, состоящий из многих этапов.

- Как человек применяет бумагу?

А сейчас мы поиграем.

Если я назову вам предмет, и он сделан из бумаги, вы хлопаете в ладоши.. ( Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).


-в жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой : дома, в школе, в магазине, в столовой, в библиотеке.

4.Практическая часть

1. Возьмите в руки по кусочку бумаги и определите ее вид (цветная для аппликаций;

для принтера; альбомная; тетрадная; печатная, декоративная; впитывающая; газетная; упаковочная; самоклеящаяся.

2. какая она на ощупь (рыхлая, плотная, грубая, гладкая, рельефная, мягкая) 

3. Разорвите свой кусочек бумаги и внимательно рассмотрите место разрыва. Опишите, что видите (волокна, ворсистая, мохнатая, ровная, трудно рвётся, кривая)

4. Опустите свои кусочки бумаги в воду. Понаблюдайте, что происходит с бумагой (стала волнами, удлинилась, увеличилась в размерах, размокает очень долго, быстро размокает)

-Какие же свойства оказались одинаковыми у любого вида бумаги?

-Почему книги и тетради нужно беречь от воды?

Вывод: Вся бумага отличается друг от друга своими свойства, но есть и одинаковые свойства.

- состоит из волокон, впитывает воду, деформируется в воде) - потому что остаются кляксы и тетрадь становится не опрятной и не красивой, ведь они должны быть чистыми и опрятными, чтобы приятно было их брать в руки.

Ребята, вы слышали слово-макулатура. Макулатура это – отходы всех видов бумаги (газеты, журналы, книги), которые перерабатывают в новую бумагу. Для этого люди собирают макулатуру и сдают ее на переработку. Ведь 54кг макулатуры позволяет сохранить 1 дерево, а значит продлить жизнь окружающей среде.

 Вывод: Сбор макулатуры помогает сохранять деревья и бумага  может обрести вторую жизнь.

5.Итог урока