Тема: Человеческие добродетели.
Цель:
Продолжить расширять представления учащихся о внутреннем мире человека;
Обращать особое внимание на его добродетели;
Подчёркивать недостатки;
Развивать умение анализировать поступки, делать выводы;
Воспитывать желание самосовершенствоваться.
Оборудование:
Плакат «Дерево дружбы»;
нет
да
Таблички
Сигнальные карточки;
аукцион
дебаты
Пословицы на листах;
Таблички
Кукла из бумаги;
Заготовки для «Цветов добродетели»
Таблицы с качествами человека
Магнитофон;
Аудиозаписи песни «Дорогою добра»,
музыки П.И Чайковского «Вальс цветов»
микрофон
Ход урока
1.Орг. момент.
-Доброе утро, дорогие ребята. Сейчас у нас с вами будет урок Гражданского образования. А тему нашего разговора вы назовёте сами, когда прослушаете отрывок из песни (звучит отрывок из песни «Дорогою добра»)
- Так о чём пойдёт разговор на сегодняшнем уроке? (о доброте)
2. Беседа по актуализации знаний.
МИКРОФОН
- Продолжи предложение:
Доброта-это… (ответы детей)
добро
Подберите однокоренные слова к слову
Если у детей возникают трудности с подбором однокоренных слов, использую слова подсказки: «Какие слова получатся, если соединить два слова ДОБРО + СОСЕДИ, СОВЕСТЬ, СЕРДЦЕ, ЖЕЛАТЬ, ПОРЯДОК, ДУША?»
(добрососедство, добросовестность, добросердечность, доброжелательность, добропорядочность, добродушный)
-А есть ещё одно однокоренное слово к слову добро. Это слово
добродетель
-Вдумайтесь в это слово. Что, по-вашему, оно означает? (ответы детей)
В толковом словаре Ожегова сказано «Добродетель – это положительные качества человека»
-Сегодня на примере дружбы мы поговорим с вами о человеческих добродетелях.
3.Работа над новым материалом.
а) работа с пословицами
-Испокон века дружба ценилась в народе. И поэтому о ней придумано много пословиц и поговорок.
-Какие пословицы о дружбе вы знаете? (ответы детей)
б) работа в группах
-Объясните смысл пословиц:
1группа: Друзья познаются в беде.
2 группа: Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
в) инсценировка отрывка рассказа В.Осеевой «Синие листья»
-Сейчас вы посмотрите инсценировку отрывка рассказа В.Осеевой и скажите, какая из 2 пословиц подходит к его содержанию.
1д. - Дай мне, пожалуйста, зелёный карандаш.
2д. - А ты его не сломаешь?
1д. - Я осторожно.
2д. - Смотри, в рот не бери, сильно не нажимай, не подстругивай. И много не рисуй.
1д. – Мне только листочки на деревьях раскрасить и траву.
2д. - О, это много…
Учитель - Почему у тебя, Даша, листья на деревьях синие?
1д. - У меня зелёного карандаша нет.
Учитель - Почему ты у своей подружки не взяла?
2д. - Я ей давала, она не берёт.
Учитель - Нужно так давать, чтобы можно было взять.
-Как вы понимаете последние слова учителя?
-Так какая из этих пословиц подходит по содержанию?
г) «Кукла»
-С каким настроением Даша ушла с этого урока? (с обидой, разочарованием)
-К сожалению, в жизни такие ситуации встречаются часто. Наверняка в вашей жизни были случаи, когда вы кого-то обижали или обижали вас. В жизни каждого человека бывают ситуации, когда он сталкивается с обидными словами.
-Сейчас я прошу вспомнить эти слова и сказать этой кукле (дети называют слова, а учитель загибает края куклы).
-Посмотрите на куклу. Что с ней произошло? (ответы)
- А почему это произошло? (ответы: мы её обидели, оскорбили, унизили, испортили настроение)
-Как мы можем исправить ситуацию? (попросить прощение, извинится, сделать комплименты)
-Давайте исправлять ситуацию. Будем говорить ей хорошие слова. (Дети говорят комплименты, извинения, а учитель постепенно разглаживает куклу
-Ребята, посмотрите, стала ли наша кукла такой же, как раньше?
-Почему? (ответы)
Учитель: На примере этой куклы я хотела показать вам, что происходит в душе человека после обид, обмана, предательства. Внешне он остаётся прежним, а душа его изранена. Боль остаётся в душе ещё очень долго и никакие комплименты и извинения не могут её разгладить. Незря в народе говорят: «Доброе слово лечит, а злое калечит.»
4. Физминутка
-А сейчас я всем предлагаю встать и совершить небольшое путешествие по дороге Добра.
Звучит музыка, дети выполняют упражнения:
Маршировка.
Пружинка с поворотами.
Маршировка.
Наклоны головы.
Локоть-колено.
Повороты-хлопок.
Маршировка.
5.Дебаты
-А сейчас я предлагаю вам принять участие в дебатах «Умею ли я дружить»
1 уч. – Мне кажется, что я умею дружить. Дружить - это значит помогать, уступать, делиться. Когда я играю с друзьями, то отдаю им все лучшие игрушки, чтобы они со мной подольше играли. Я не люблю ссориться. Это некрасиво. Когда со мной друзья ссорятся, я стараюсь побыстрее помириться. Не люблю держать зло.
Голосование:
-Как вы считаете, умеет ли мальчик дружить. Определите свой выбор и просигнализируйте. (на доске фиксируются результаты голосования)
-А теперь выслушаем аргументы за и против.
Выступает 2 ученик.
2уч.- Я считаю, что ……………… умеет дружить. В дружбе он за то, чтобы помогать друг другу, уступать, делиться. Он не любит ссор, не держит зла на обидчика.
Выступает 3 ученик.
3 уч.- А я не согласен с этим мнением. Я считаю, что друзей игрушками не покупают. И ссоры бывают разными. Одну ссору можно быстро простить и забыть, а бывают и такие, после которых и дружбу продолжать не стоит.
-А как вы считаете? Выскажите своё мнение. (ответы детей)
Голосуем ещё раз. Вы можете изменить своё мнение. Покажите свой выбор.
Результаты фиксируются.
Вывод эксперта: - Да, мальчик добрый, открытый, дружелюбный, щедрый. Но дружбу игрушками да сладостями не купишь. Дружба идёт от души.
6. Аукцион доброты
-А сейчас проведём аукцион «Правила дружбы». Победителем станет тот, за кем останется последнее слово. Главное не повторяться.
Возможные ответы:
Уступать, делиться, не завидовать, помогать, не обижать, не льстить, быть щедрым, не грубить, заботиться.
-Победителем нашего аукциона стал ………. . Поздравим победителя аплодисментами, порадуемся за него.
7. Дерево ДРУЖБЫ
-Мне кажется, что дружба похожа на дерево.
-В чём сила дерева? (в его корнях)
-А каким должен быть корень дружбы? Какие качества добродетели её укрепляют?
-Выберите подходящие качества.
Грубость
Предательство
Честность
Доброта
Ссоры
Обиды
Отзывчивость
Злость
Сочувствие
Надёжность
Благородство
дружба
сочувствие
доброта
благодарность
терпение
благородство
надёжность
отзывчивость
честность
-Давайте ещё раз назовём положительные качества человека. (читаем)
8.Цветы добродетели
-Это человеческие добродетели. Как говорил один из философов « Каждое слово имеет свой цвет». С какими оттенками цветов у вас ассоциируются положительные качества человека? Я предлагаю вам создать Цветок Добродетели. Открываем конверты и приступайте к работе. Выбирайте только те цвета, которые, по-вашему, отображают человеческие ДОБРОДЕТЕЛИ.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов». Под музыку учащиеся создают цветы (конверт с лепестками разных цветов, клей-карандаш)
-Кто готов, подходит к доске и украшает наше дерево цветами. (дети по очереди подходят и украшают дерево)
-Я вижу в ваших цветах, вы использовали и жёлтый цвет- цвет тепла и добра, зелёный цвет-цвет жизни, розовый - счастья, весёлого настроения, оранжевый – цвет творчества, белый - честности. Молодцы, вы сумели в цвете передать наши слова.
9. Подведение итогов.
РЕФЛЕКСИЯ
-А сейчас наш урок подошёл к концу. Сейчас я хочу сделать небольшую паузу, для того чтобы каждый из вас проанализировал всё сказанное на уроке и приготовился ответить по вашему желанию на любой из вопросов.
Я узнал…
Я задумался о…
Я захотел…
Я решил…
Я понял, что…
10.Выставление оценок
-Я благодарю всех за участие на уроке. Наиболее активными были ………. . Их ответы были яркими и убедительными. Они получают ….
-Помогли мне на уроке …….. . Они получают …. Молодцы.
Принимали участие на уроке и остальные ребята. Но немного не хватило чёткости и убедительности в ответах. Вы получаете ….
11. Домашнее задание.
По выбору учащихся:
сенкан со словом добродетель
подобрать пословицы о добродетелях
составить правила Доброго человека
ЖИТЬ ПО ПРАВИЛАМ ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА !!!