СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по поэме М.Ю. Лермонтова "Демон".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен конспект урока по поэме М.Ю. Лермонтова "Демон".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по поэме М.Ю. Лермонтова "Демон".»

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1. Организационный


























2. Повторение изученного материала



Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: приветственное вводное слово учителя


Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами продолжаем изучение творчества М.Ю. Лермонтова. И сегодня мы поговорим о его поэме «Демон», которую вы должны были прочитать.



Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: сообщающее слово учителя

В творчестве М.Ю.Лермонтова, кроме известных уже нам тем поэта и поэзии, любви, страдания, изгнанничества, есть также темы добра и зла, земли и неба, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношениях с окружающим миром. Все эти темы Лермонтов поднимает в поэме «Демон».

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Письмо. Запись в тетради

















Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное





Слайд с датой и темой урока https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-demon-lermontova-1039536.html



Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная учителя

– Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»? Каким вы его себе представляете?

Запишите в тетрадь. Прочтите вслух. Что общего мы можем выделить?

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения:

Устный ответ по предмету



3. Изучение нового материала

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: инструктивное слово учителя

Работа над образом главного героя

– Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»?

Работа в парах.

Найдите в тексте описание характера, поступков, мыслей, желаний героя. Как Демон относится к миру, природе? Заполните таблицу цитатами из текста. Выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона, его достоинства и недостатки, плюсы и минусы. Заполните таблицу (слайд) Сделайте вывод о характере персонажа. Какой он?

 Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

Вывод учащихся: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах. Персонаж неоднозначный, в нём тесно переплетается добро и зло.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения:

Письменный ответ по предмету




Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: инструктивное слово учителя

Образ Тамары (работа по группам)

– С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары? На основе текста вам нужно составить ее портретную характеристику, рассказ о ее судьбе, взаимоотношениях Тамары и Демона. Сначала своими словами, затем подтвердить свои слова цитатами.

1 группа – портретная характеристика

Вывод: Тамара – воплощение жизни и красоты. По отношению к героине применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая.

2 группа – судьба героини

Вывод: будущее Тамары не безоблачно, она станет женой-рабыней, войдет в чужую семью, «темнило светлые черты» ожидание уз, плена, потеря свободы. После смерти жениха Тамара «безрассудна», ее разум не может осознать происходящего, она плачет и умоляет отца отдать ее в монастырь, чтобы там обрести покой.

– Есть что-то тайно-скрытое в повествовании, автор не все рассказывает читателю, читатель вынужден томиться вместе с героиней поэмы. Тем самым Лермонтов готовит нас к новому витку в развитии действия.

3 группа

Чувства Тамары и Демона

 Тамара ждет встречи с Демоном, слушает его речи, обращенные к ней одной и никому больше не понятные:

Ей часто слышалася речь. Под сводом сумрачного храма Знакомый образ иногда Скользил…Манил и звал он…но – куда?…

Тоской и трепетом полна, Тамара часто у окна Сидит в раздумье одиноком…

Все чувства в ней кипели вдруг; Душа рвала свои оковы! и др.

Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.

Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др.

– Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.

Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания.

– Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

Меня добру и небесам Ты возвратить могла бы словом

Твоей любви святым покровом Одетый, я предстал бы там, Как новый ангел в блеске новом…Демон даже дает клятву Тамаре, что: Отныне яд коварной лести. Ничей уж не встревожит ум;




Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения:

Письменный ответ по предмету



4. Итог урока

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: инструктивное


Сделаем вывод, обобщим всё сказанное. Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора?

Можно ли сказать, что образ Демона близок самому автору? Почему?


Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения:

Устный ответ по предмету

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.

В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

То не был ада дух ужасный,Порочный мученик – о нет!Он был похож на вечер ясный:Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!…

Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.