КОНСПЕКТ УРОКА
по предмету «Математические представления»
Возраст обучающейся 10 лет, 3 класс
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант.
Тема: «Выделение предмета по признаку: большой, маленький»
Цель: дать представление о признаках предмета: большой, маленький.
Задачи:
Образовательные:
уточнить, расширить, закрепить знания учащейся о признаках предмета: большой, маленький;
сформировать умение визуального сравнения и выделения предметов по размеру;
повторить понятия: цвета, животные.
Коррекционно-развивающие:
корригировать и развивать математические представления;
корригировать и развивать кратковременную и долговременную память, логическое мышление на основе упражнений на сравнение;
корригировать и развивать зрительное восприятие, слуховое, пространственное мышление;
развивать мелкую и общую моторику через работу с мягкими игрушками, массажными мячиками, игрушками, шариками, шишками, предметными картинками, физкультурную минутку и т.д.;
соотносить название предметов, животных с их изображением (игрушка,
картинка).
Воспитательные:
воспитывать положительную установку на урок по развитию математических представлений;
стимулировать положительную реакцию (отсутствие сопротивления) на некоторые формы взаимодействия;
воспитывать навыки общения, взаимодействия, чувство доброжелательности.
Оборудование: картинки с изображением предметов разного размера, коробка, корзина, пушистая метелочка, мыльные пузыри, предметы и игрушки разного размера: медведи, бублики, грибы, листочки, шарики, листочки клена, массажные мячи, шишки,
Тип урока: комбинированный урок
Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ, инструктаж), наглядный, практический, демонстрация, упражнения, музыкальное сопровождение.
Форма организации деятельности обучающейся: индивидуальная работа.
Ход урока (по этапам)
1.Организационный момент
- Доброе утро, Кристина!
Я приглашаю тебя на очень интересный и увлекательный урок математики.
Поглаживание по рукам и телу с целью установления телесного контакта и развития тактильных ощущений.
Давай поздороваемся с гостями.
Приветствие
Встало солнышко-Ура!
Заниматься нам пора.
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Давай Кристина сначала с тобой сделаем зарядку для пальчиков и покатаем массажные мячики (разного размера), чтобы размять ручки и проснуться.
«Мячики катаем, катаем!
Дружно пальчики сгибаем, сгибаем!
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы считать!»
(педагог вместе с ребенком выполняют пальчиковую гимнастику и массаж рук)
2. Формулирование темы урока и его цели
Кристина, тема нашего урока: «Большой-маленький» и мы с тобой будем учиться отличать предметы по размеру, будем определять, где предмет маленький, а где большой. А помогут нам в этом два забавных гостя.
Педагог загадывает загадку.
«Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки и малину,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)
Кристина, в нам пришли на урок два медведя: Толик и Лёлик. Познакомься с нашими гостями (обследует игрушки медведя разного размера, используя приём «рука в руке»).
Посмотри наши мишки разного размера. Толик большой мишка, а Лёлик – маленький.
Кристина, посмотри на наших гостей, они почему-то грустные. Давай спросим у них: «Что случилось? Почему вы мишки грустите?»
Толик: «Мы собрали с Лёликом корзину шишек, но пока шли по лесной дороге, их растеряли!»
Поможешь нам, Кристина, их снова собрать!
Педагог вместе с ребенком перекладывает шишки из коробки в корзину используя приём «рука в руке». Проговариваем ребенку о том, что шишки собираем разного размера, ребенок обследует шишки.
Ну вот, мишки мы справились, помогли вам собрать шишки.
3.Динамическая пауза (музыкальное сопровождение)
А теперь, Толик и Лёлик, давайте мишки отдохнем и споем вместе песенку.
Звучит песенка «Мишка косолапый».
Мишка косолапый,
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенки поет.
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лом,
Мишка рассердился
И ногою-топ!
Больше я не буду
Шишки собирать.
Сяду на печенек,
Буду отдыхать!
4. Операционно-содержательный.
А сейчас, Кристина, давай вместе с медведями сходим на лесную прогулку, будем собирать грибы, ягоды и листочки деревьев.
Добрый лес, старый лес!
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас,
И зовём с собою вас!
Кристина, посмотри, что нашли наши мишки. Педагог показывает грибы.
Это белые грибы.
(Ребенок обследует вместе с педагогом грибы разного размера, используя приём «рука в руке»).
Один гриб большой, а другой маленький. Большой для Толика, а маленький для Лёлика.
Кристина, а это что нашли мишки?
Педагог показывает листочки.
Это листочки клена.
(Ребенок обследует вместе с педагогом листочки разного размера, используя приём «рука в руке»).
Один листочек большой, а другой маленький. Большой для Толика, а маленький для Лёлика.
А еще Толик и Лёлик собрали лесные ягоды: клюкву, чернику, голубику и морошку.
(Ребенок обследует вместе с педагогом шарики разного размера и цвета, а затем собирает их на веревочку по принципу: большой – маленький).
Вот какая у нас получилась интересная прогулка в лесу.
5. Музыкальная пауза:
А теперь давайте отдохнет, послушаем звуки леса с пением птиц.
(звучит мелодия: звуки природы. Шум леса).
Педагогом используется для тактильный ощущений пушистая метелочка.
Кристина, а сейчас давай угостим чаем наших гостей Толика и Лёлика. Прогулка у нас была долгой, мишки устали. Напоим наших друзей чаем с баранками.
У нас есть две баранки. Большую дадим Толику, а маленькую Лёлику.
(Ребенок обследует вместе с педагогом баранки разного размера, используя приём «рука в руке»).
А сейчас будет подарок от наших мишек. Они нам приготовили волшебные мыльные пузыри.
Играем с мыльными пузырями.
(Ребенок ловит вместе с педагогом мыльные пузыри, используя приём «рука в руке разного размера» педагог проговаривает, что пузыри разного размера «большие и маленькие»).
6.Закрепление. Подведение итогов.
- Кристина, мы сегодня с тобой знакомились с большими и маленькими предметами и учились различать предметы по размеру.
Педагог показывает картинки с изображением предметов разного размера (медведи, грибы, баранки, шишки), которые использовали на уроке, повторяем понятия «большой-маленький», обводим пальцем и проговариваем «большой-маленький».
7. Рефлексия.
Молодец, Кристина! Ты сегодня справилась со всеми заданиями
- Спасибо тебе за работу!
И спасибо нашим гостям! Приходите к нам еще на занятия!
6