СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету начальной школы с использованием интерактивной доски.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету начальной школы с использованием интерактивной доски.»


Министерство науки и образования Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»








Сообщение

на тему: «Конспект урока по предмету начальной школы с использованием интерактивной доски»






Выполнила студентка 4 «В» группы

______Кунашева А.Ш.

Проверил преподаватель

_______Коржова А.П.





Астрахань, 2024



Тема: Екатерина Великая

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: сформировать представления обучающихся о жизни в России в эпоху правления Екатерины II; познакомить с личностью императрицы Екатерины Великой и военачальниками периода ее правления.

Задачи:

Образовательные:

1.Сформировать представления обучающихся о жизни в России в эпоху правления Екатерины II.

2.Познакомить обучающихся со знаменитыми русскими военачальниками- А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым, их деятельностью.

3. Рассказать о жизни дворян и крепостных крестьян

Развивающие: способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, речи; формировать хронологические представления детей; развивать умение работать с текстом.

Воспитывающие: воспитывать интерес к истории; воспитывать патриотизм, гордость за великие достижения своего народа, поддерживать интерес к изучению истории, любознательность.

Планируемые результаты (Формирование универсальных учебных действий):

Личностные результаты:

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают; развитие нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать

Предметные результаты:

  • иметь представление о жизни и деятельности Екатерины II.

  • иметь представление о положении разных слоёв российского общества.

  • кратко рассказывать о восстании под предводительством Емельяна Пугачёва.

  • иметь представление о деятельности А.В.Суворова и Ф.Ф. Ушакова.

Метапредметные:

Познавательные:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

- умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем

Регулятивные:

- освоение способа решения проблемы поискового характера.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, технологическая карта, раздаточный материал.





Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Амина Шафхатовна , сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Приветствуют учителя

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

2.Актуализация знаний

-Прежде чем мы начнем изучать новую тему, немного поговорим о прошлой теме урока.

- Кто мне скажет, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

-Что нового вы узнали на прошлом уроке?

- Расскажите о детстве Ломоносова.









- Расскажите о годах его учебы. Где и как учился, какие трудности преодолевал?

-В чем главные заслуги Михаила Ломоносова?













-А какие качества личности помогли Ломоносову достичь выдающихся успехов?















- Теперь я предлагаю вам решить кроссворд, чтобы понять, как хорошо вы поняли прошлую тему.

1. Город, где в университете учился Ломоносов.

2. Первый учитель Ломоносова.

3. Профессия отца Ломоносова.

4. Страна, где за границей учился Ломоносов.

5. Город, около которого родился Ломоносов.

6. Одно из морей, где вместе с отцом рыбачил юный Ломоносов.

7. Он открыл атмосферу на планете ... .

8. Судно, на котором Ломоносов с отцом выходил в море.













- Молодцы, ребята!



-Михаил Васильевич Ломоносов



Мы узнали …

Рассказывают о детстве Ломоносова. С 10 лет Михаил помогал отцу, они вместе ходили на рыбные промыслы в Белое и Баренцево море и т.д



Ответы детей

- Он открыл атмосферу на планете Венера. Ученый организовал при Академии первую в России химическую лабораторию. Под его руководством построили фабрику цветного стекла. Открыл Московский университет, который носит имя Ломоносова.

-Решительность, настойчивость, целеустремлённость, глубокие знания по всем предметам, мудрость и так далее











1 – Петербург

2 – дьячок

3 –рыбак

4 – Германия

5 – Холмогоры

6 – Белое

7 – Венера

8 - Чайка




Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.





Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

3.Постановка учебной задачи

- Для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам выполнить след задание: посмотрите на первые буквы каждого слова. прочитайте сверху вниз слово по первым буквам

единственная
красноречивая 
авторитетная
талантливая
естественная

роковая
идеальная

неуступчивая

аккуратная

Какое у нас получилось ключевое слово?

- Молодцы! Как вы думаете, о ком на уроке сегодня пойдет речь?


-Так какая же тема нашего сегодняшнего урока?


-Молодцы ребята, давайте откроем учебник на стр. 105 и посмотрим, правильно ли мы определили тему нашего сегодняшнего урока.

-Кто прочитает мне тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с Екатериной Великой

-Какие цели поставим?

  • Узнать о жизни в России в эпоху правления Екатерины Великой

  • Познакомиться с личностью императрицы и военачальниками периода ее правления.












-ЕКАТЕРИНА

-Екатерина Великая


Регулятивные: осмысляют учебный материал;



Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

4.Открытие новых знаний (Чтение текста учениками по частям)




































































Смотрим часть видео до Санкт-Петербурга

https://youtu.be/Rr6viUfiXks

Вопросы по ролику:

  1. Какой принцессой по происхождению была Екатерина Великая?

  2. Во сколько лет она прибыла в Россию?

  3. На какие качества Екатерины обратила внимание императрица Елизавета Петровна?

  4. Какие качества ей помогли стать самой образованной женщиной?

  5. В каком году Екатерина II сделалась императрицей?

  6. Сколько лет она царствовала?

На слайде портрет императрицы.


Посмотрите, на странице 105 видим портрет Екатерины II.

Попробуйте описать мне Екатерину Великую. Опишите её внешний вид.

Попробуйте определить черты ее характера.

-Какими качествами обладала императрица?

-Какой дар был у Екатерины II?

А ещё, ребята, так как страна нуждалась в образованных людях, по приказу императрицы в городах появились народные училища и воспитательный дом.





-как вы думаете, какой целью открывались народные училища?





-а с какой целью открывались воспитательные дома?























Работа с картой.

-Ребята, откройте свои карты на страничке 92-93.



Покажите мне границы Российской империи в конце 18 века.

Как мы определим?

-Кто хочет показать мне у доски эти границы?

- Ребята, выскажите свои предположения, почему Екатерину, как и Петра, называли Великой.







Физминутка

Поднимает руки класс—
Это «раз», (Потягивания под счет учителя)
Повернулась голова —
Это «два». (Движения головой)
Руки вниз, вперед смотри -
Это «три». (Приседания)
Руки в стороны по шире
Развернули на «четыре». (Повороты туловища)
С силой их к плечам прижать —
Это «пять». (Движения руками)
Всем ребятам тихо сесть —
Это «шесть». (Ходьба на месте)



-А теперь, чтобы узнать больше об императрице Екатерине II, мы с вами поработаем в группах.

Каждый ряд – это группа

На страницах 106 – 110 даны три темы:

1 гр. – Путешествие в Петербург

2 гр. – Дворяне и крепостные крестьяне

3 гр. – Знаменитые военачальники

-Ребята, но для начала мы должны вспомнить правила работы в группе

Сейчас вы самостоятельно прочитаете свой текст, а затем каждая группа выйдет к доске и ответит на свои вопросы. Вопросы у каждого лежат на парт.

А после ваших выступлений я задам общие вопросы всем вам, чтобы узнать, как вы слушали друг друга

Вопросы 1 группе:

  1. Какой город был самым многолюдным городом в России? (Петербург)

  2. Где и кому вознесся памятник Медный всадник? (на одной из главных площадей столицы – Сенатской – вознесся Медный Всадник – памятник Петру Великому)

  3. Где был возведен Зимний дворец? Когда и почему перед дворцом собирались толпы народа?

-Теперь ждем представителей 2 группы

Вопросы 2 группе:

  1. Кто был поддержкой и опорой российских государей? (дворяне). Кто такие дворяне?

  2. Кого называли крепостными крестьянами?

  3. От кого зависел крепостной? ( от своего господина)

  4. Что мог сделать господин со своим крепостным? (продать его, проиграть в карты, а то и обменять на породистую собаку)

  5. Кто поднял крестьян на восстание? (казак Емельян Пугачёв). Посмотрите на слайд. Тут изображен портрет Е.Пугачева. Опишите его внешний вид. Как вы думаете, какие у него были черты характера?

  6. Чем закончилось восстание? (войска разгромили восставших)

Найдите на карте район восстания. (задание ко всем)

Вопросы 3 группе:

  1. Какое событие произошло в 1783 году? ( в состав России вошел полуостров Крым, был основан город Севастополь, который стал базой российского Черноморского флота)

  2. Кем был А.В. Суворов ?

  3. Какая книга стала солдатской памяткой на долгие годы и кто ее автор? ( Книга А.В. Суворова «Наука побеждать» )

  4. Кто такой Ф.Ф. Ушаков? (Ушаков – флотоводец)

  5. С кем сражался русский флот под командованием Ушакова?

  6. Расскажите о самом знаменитом сражении Суворова

Закрепление. Вопросы для всех.

  1. Назовите самый многолюдный город в России (Петербург)

  2. Как называется памятник, который был вознесён Петру Первому на Сенатской площади? ( Медный всадник)

  3. Когда и почему перед Зимним дворцом собирались толпы народа?

  4. Дворян из числа любимцев Екатерина жаловала…? (поместьями с 1000 крепостных крестьян?

  5. Кто поднял крестьян на восстание? (Емельян Пугачев)

  6. В каком году в состав России вошел полуостров Крым, был основан город Севастополь, который стал базой российского Черноморского флота (в 1783 году)

  7. Назовите знаменитого полководца и флотоводца (Суворов и Ушаков)

  8. Что их обоих отличало? (мужество, решительность и бесстрашие)

  9. Какую книгу написал Суворов?(«Наука побеждать»)

  10. Какая крепость была взята Суворовым? (Измаил)

  11. Где находилась эта крепость? (на Дунае)

  12. Как звали коменданта этой крепости? (Мехмет – паша)



- Умнички! Вы все молодцы, слушали друг друга внимательно и ответили правильно на мои вопросы.

















-




- немецкой

- в 14 лет

-на острый живой ум и красоту принцессы

- целеустремлённость, любознательность и тд

- в 1762

- 34 года





Слушают учителя и описывают портрет императрицы.



-Екатерина была умна, имела сильный характер, волю, отличалась редким трудолюбием.



- У Екатерины был редкий дар выбирать себе помощников и советчиков.



-Народные училища открывались с целью образования людей, так как страна нуждалась в образованных людях.



- Воспитательный дом был открыт с целью приюта для сирот и детей бедняков.

















Работают с картой







-Высказывают почему Екатерину называли Великой.



























Читают текст и рассказывают всему классу о том, что узнали.

А затем отвечают на вопросы учителя.





































Ответы детей











- Дворяне – это люди, которые принадлежали к господствующему слою населения.

Крепостные крестьяне – это крестьяне, «прикрепленные» к своим владельцам, то есть господин имел право распоряжаться судьбой такого крестьянина.




Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу













Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;









Познавательные: Определение основной и второстепенной информации







Личностные: Аргументация своего мнения и позиции

Самостоятельная работа

-Ребята, сейчас откройте рабочие тетради на стр 36 и выполните задание №1 и №5

Выполняют задание

№1

При Петре Великом: русские корабли вышли в Балтийское море, основание Санкт-Петербурга и открытие в России первого музея.

При Екатерине Великой: открытие народных училищ и Воспитательного дома, на Чёрном море появился русский флот и в Санкт-Петербурге воздвигнут Медный всадник.

№5

А.В. Суворов – великий русский полководец, не проигравший ни одного сражения. Взял неприступную крепость Измаил.

Ф.Ф. Ушаков – выдающийся флотоводец, командующий Черноморским флотом.



Закрепление изученного материала.


-Ребята, сейчас я буду задавать вам вопросы. Тот, кто правильно ответит, получит жетончик.



1. Сколько лет правила Екатерина Великая?

34

2. Продолжательницей чьих дел она стала?

Петра Великого

3. Какой редкий дар был у Екатерины Великой?

выбирать помощников

4. Кто был самым прославленным полководцем при императрице?

А. Суворов

5. Кто был самым прославленным флотоводцем при Екатерине II?

Ф. Ушаков

6. Какая книга стала солдатской памяткой на долгие годы?

«Наука побеждать»

7. Кто автор этой книги?

А. Суворов

-Молодцы, ребята!







34



Петра Великого



Выбирать помощников



А. Суворов





Ф. Ушаков





«Наука побеждать»



А. Суворов

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.





Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

Подведение итогов

- Итак, ребята, с какой императрицей мы с вами сегодня познакомились?

-А что вы можете о ней сказать?

- Как изменился город Санкт-Петербург?

-Кто такие дворяне? Кто такие крепостные крестьяне?

-С какими военачальниками вы познакомились?

-Чем они прославились?

-А как вы думаете, справедливо ли Екатерину II называют Великой? Выскажите своё мнение о ней.

Ребята, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?



-Удалось ли нам ее достигнуть?



Домашнее задание:

Учебник , стр ___ читать и пересказывать,

Рабочая тетрадь , стр ____упражнение №2.









Отвечают на вопрос.









Ответы детей.

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Рефлексия

Ребята, мы подошли с вами к подведению итогов урока.
- на уроке я узнал…

- мне было трудно…

- мне показалось интересно...
- Какое задание вам понравилось?

- об этом я расскажу дома…
- Понравился ли вам урок?
У вас на столах лежат две короны: одна золотая, другая черно-белая. Если вам понравился урок, и вы все поняли, то покажите мне золотую корону, а если не понравился урок – черно-белую.
- Вы все огромные молодцы, мне было приятно с вами работать, спасибо всем за урок, до свидания.

Дети оценивают проведенный урок.




Личностные: самооценка;



П.: рефлексия способов и условий действий.