Конспект урока по предмету «Внеклассное чтение». 3 класс.
Тема: Рассказы о животных В.Чаплиной, Е.Чарушина, Б.Житкова.
Цель: расширить читательский кругозор учащихся на основе рассказов о животных В.Чаплиной, Е.Чарушина, Б.Житкова.
Задачи:
Предметные:
-формировать у учащихся читательскую самостоятельность: умение выбирать книгу и осваивать её в соответствии с заданиями;
-формировать умение ориентироваться в книге;
-совершенствовать умение у учащихся думать над книгой с помощью самой книги, учитывая единство текста и внетекстовой информации: составлять рассказ по книге, ориентируясь на обложку и структуру книги.
Метапредметные:
Познавательные:
-познакомить учащихся с некоторыми фактами жизни и творчества В.Чаплиной, Е.Чарушина, Б.Житкова.
Регулятивные:
-формировать умение оценивать себя и других;
-формировать умение придерживаться плану при выполнении задания.
Коммуникативные:
-совершенствовать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли по прочитанному;
-формировать умение краткого выступления по прочитанному.
Личностные:
-вызвать у учащихся интерес, доброе, внимательное отношение к животным.
Образовательные ресурсы:
1.Книги В.Чаплиной, Е.Чарушина, Б.Житкова.
2.Мультимедийная презентация.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. У нас урок внеклассного чтения.
2.Работа с выставкой.
-Рассмотрите книги, которые представлены сегодня на выставке. Назовите их.
-Как вы думаете, о чём или о ком эти книги?
-По каким признакам вы это определили?
-Какова тема нашего урока?
-Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с несколькими рассказами о животных.
Произведения о животных посвящали детям многие писатели. О произведениях каких писателей мы поговорим?
- О животных.
- По иллюстрациям, по заглавиям, по фамилии автора.
-Рассказы о животных.
-Е.Чарушина, В.Чаплиной, Б.Житкова.
3.Обсуждение книг, прочитанных детьми самостоятельно.
а)-Какие рассказы В.Чаплиной вы прочитали к этому уроку?
-В.Чаплина родилась в Москве. Дед ее – известный ученый, мать – художник и музыкант, отец – юрист. А вот ее портреты в разные годы жизни: это – львица Кинули, это – собака Рада, это – рысенок Таска. Она очень любила животных и написала о них очень много интересных рассказов. В шестнадцать лет В.В.Чаплина поступила в кружок юных биологов зоопарка. С этого времени вся ее жизнь связана с Московским зоопарком, с животными, которых она любит и понимает, а они платят ей необыкновенной привязанностью. Вера Васильевна замечала в поведении животных все, до мельчайших подробностей. А потом решила рассказать ребятам о том, что видела сама. Так появились её книги. Она писала о малышах и о взрослых животных, о том, что каждый зверь имеет свой характер и нрав, что зверя можно воспитать и злым, и добрым, она писала о людях, которые работают в зоопарке, ухаживают за животными, лечат, изучают, кормят их.
-Кто хочет выйти к доске со своим кратким выступлением по плану?
1. Как называется книга, о которой вы хотите рассказать? Кто её автор? Назови издательство, год издания.
2. Это книга-сборник или книга-произведение?
3. Какое произведение ты прочитал?
4. О ком оно, назови, расскажи кратко.
5. Покажи иллюстрацию.
Вопросы по ходу выступления:
-Кто поможет? Кто хочет дополнить?
-Что или кто изображён на иллюстрации? Чем эта иллюстрация тебе понравилась?
-Чем необычны произведения В.Чаплиной?
б)-Ребята, посмотрите на портрет Е.Чарушина. Какие его рассказы вы прочитали?
- Евгений Чарушин родился в семье архитектора. Для построения чертежей отцу всегда были нужны краски, карандаши, ватманы-всё это очень нравилось маленькому Жене. Он часто рисовал вместе с отцом. Отец иногда брал сына с собой за город. В этих поездках Женя много наблюдал за природой. Много знаний о природе мальчик получил от матери, которая была искусным огородником и садоводом. Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Евгения Чарушина с животными, которых он сам ловил, воспитывал, наблюдал и просто читал о них. В доме всегда было много животных: кошек, собак, рыбок, птиц. На его детских рисунках чаще всего были изображены птицы и звери. С 15 лет Чарушин стал писать стихи все о животных.
-Ребята, сейчас я прочитаю отрывок, а вы определите из какого он рассказа?
-Кто прочитал этот рассказ, расскажите, что было дальше?
-Расскажи о книге, из которой ты прочитал этот рассказ.
-Ребята, сейчас на экране я вам покажу иллюстрации, а вы должны угадать, к какому произведению они относятся.
-Кто прочитал этот рассказ и сможет выразительно прочитать понравившийся эпизод?
-О каком рассказе мы не поговорили?
-Кто прочитал? Поделитесь своими впечатлениями.
Вопросы:
-Какие чувства вызвал герой? Чем понравился герой?
-Как ведут себя люди по отношению к животным?
в)-Борис Житков. Рассмотрите его портрет. Б.С.Житков родился в Новгороде. Его отец был преподавателем математики, мать – пианисткой. Сначала учился дома, затем окончил гимназию. Житков работал химиком, кораблестроителем. Он побывал во многих городах и странах земного шара, в кругосветном плавании. А вот писателем быть не собирался. Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды, по просьбе К.Чуковского он записал один из своих рассказов. И вскоре в журналах появились истории Житкова о животных для детей.
-Ребята, в каком из рассказов много смешных эпизодов?
-Расскажите или прочитайте эти истории.
-Как вы думаете, можно ли этот рассказ назвать весёлым?
-Почему? Кто виноват в том, что у обезьянки часто меняется хозяин?
-К какому выводу нас подталкивает автор?
-Какие ещё рассказы Житкова вы прочитали? Расскажи по плану.
-Что интересного вы узнали о животных из рассказов Житкова?
-Сейчас я вам предлагаю такую игру, называется она «Угадай рассказ». Определите, к какому рассказу подходит иллюстрация.
-Маленький приёмыш, Волчонок, Четвероногий пассажир.
Демонстрация слайдов.
5