СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Обращение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Обращение"»

Конспект урока русского языка. 4 класс

Тема: Обращение. Знаки препинания в предложении, содержащем обращение

Ход урока

  1. Организационно – мотивационный этап.

  2. – Здравствуйте, ребята! 

2) Повторение пройденной темы.

1) О чем вы говорили на прошлом уроке? (О предложениях и их видов.)

2) Какие виды предложения вы знаете по цели высказывания? (По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные.)

3) Какие виды предложения вы знаете по интонации? (Восклицательные и вопросительные.)

II. Операционально – исполнительский этап.

— Открываем тетради. Оставьте две строчки после домашнего задания. Ставим три пальца – пишем число «17 сентября». На следующей строчке ставим два пальца, пишем – «Классная работа»

– Ребята, положите ручки и послушайте меня. Проверив вашу работу, хочу сказать, что ты, ………, прекрасно справилась с работой, а ты, …………, хуже, чем мог бы это сделать.

- Скажите, друзья мои, а почему вы положили ручки? А откуда вы узнали, что мои слова обращены к вам? Каким было предложение? Что именно я сказала? РЕБЯТА, ПОЛОЖИТЕ РУЧКИ. Т.е. я назвала вас « ребята» и обратилась к вам с просьбой положить ручки.

– Вспомните, что именно я сказала?

– Что помогло вам понять, что я говорила именно с этими ребятами? (Я назвала их имена).

– Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью?

– Итак, тема нашего урока: «Предложения с обращениями».

- Чему на уроке научимся?

- Как оформляется (выделяется) на письме?

- Каким значком обозначается в схеме предложения?

- Каким членом предложения является?

- Какой частью речи выражено обращение?


3. Вступительная беседа учителя. Сообщение темы. Постановка вопросов по теме.

III. Объяснение нового материала.

На доске записана группа слов:

солнышко мы шлем тебе привет

- Можно ли считать, что на доске записано предложение? (Да, есть главные члены предложения, выражена законченная мысль) - Оформлено ли оно на письме? (Нет)

- Оформите предложение. (надписывают заглавную букву, ставят «!»)

- Почему поставили «!»? (содержится сообщение с чувством радости) - Назовите слово, которое показывает к кому обращаются с речью. (солнышко)

- Договоримся: Слово, которое показывает к кому, чему обращаются с речью называется ОБРАЩЕНИЕ.

- А если предложение звучит так:

Солнышко, мы шлём тебе привет!

- Где обращение? – солнышко.

- Прочитайте предложение ещё раз выразительно.

- Что вы заметили, когда _______ прочитал это предложение выразительно? (Он сделал остановку, выделил голосом слово солнышко, произнес слово солнышко с чувством и т. д.)

- Молодцы, вы заметили, что при произнесении предложения на слово солнышко падает логическое ударение и делается вынужденная пауза. А как на письме обозначить эту паузу? (Запятой)

- Где находится обращение в предложении? (в начале, в конце, в середине?)

- Как вы думаете, может ли обращение быть каким-либо членом предложения? (нет)

- Какой частью речи выражено обращение? (Именем существительным)

- Охарактеризуйте наше им. сущ. « солнышко». Что о нем можно сказать?

Обращение – это слово, которое показывает, к кому обращаются с речью. На письме выделяется запятой, в схеме обозначается значком О, не является членом предложения.

2) Работа по теме урока.

—  Давайте откроем учебник на странице 17 и выполним упражнение 20. Посмотрите внимательно, что это за выделенные слова? Прочитайте предложения, показывая интонацией обращение, чтобы все поняли к кому вы обращаетесь.

- Для чего они нужны в речи, в предложении?

—  Сделайте вывод: как выделяется обращение на письме? (Запятыми.)

—  Как обращения выделяются в устной речи? (Они произносятся более высоким тоном и после них или перед ними делается пауза.)

—  Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

IV. Физминутка для глаз, для рук. V. Работа по теме урока« Упражнение 21»

 —  Прочитайте предложения и сравните их. (В предложениях   говорится об одном и том же, одинаковыми словами, но обращение стоит в разных частях предложения.)

—  Прочитайте предложение, в котором обращение стоит в начале. Как обращение выделяется на письме? (Если обращение стоит в начале, то оно отделяется запятой.)

—  Прочитайте предложение, в котором обращение стоит в середине. Как выделяется обращение в этом предложении? (Если обращение стоит в середине, то оно выделяется  с обеих сторон запятой.)

—  В каком предложении обращение стоит в конце? Как оно выделяется в письменной и устной речи? (Если обращение стоит в конце, то перед обращением ставится запятая.)

—  Спишите предложения. Подчеркните в них обращения. Составьте и запишите свое предложение с обращением. (Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)

3) Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику. Открываем на странице 18 упражнение 22. Давайте прочитаем задание к упражнению.

—  Что такое диалог? (Разговор двух лиц.)

—  Как оформляется диалог в письменной речи? (Слова каждого участника разговора пишутся с новой строки, а перед ними ставится тире.)

—  Прочитайте диалог выразительно в парах.

—  Какие слова вы выделили интонацией? Почему? (Это обращения.)

—  Объясните употребление знаков препинания в предложениях.

—  В каких предложениях допущены ошибки?


III. Рефлексивно – оценочный этап.

1) Подведение итогов урока

—  Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

—  Что такое обращение?

—  Какой частью речи оно бывает выражено?

—  Как обращение выделяется на письме, в устной речи?

2) Оценка детей.

3) Домашнее задание.

Придумать или выписать из текстов художественной литературы три предложения с обращениями в разных частях предложения (в начале, в середине, в конце).