Используемый учебно-методический комплект: Школа России
Учебный предмет (дисциплина) русский язык
Класс: 4
Тема урока: Местоимение. Личные местоимения.
Тип урока | Освоение нового материала |
Педагогические задачи | Создать условия для формирования умений и навыков, необходимых для усвоения общего понятия о местоимении; совершенствовать умение определять местоимение среди других частей речи; дать представление о значении личных местоимений, их признаках и синтаксической роли; способствовать развитию навыка определения рода, числа существительных, местоимений, формированию умения заменять имена существительные местоимениями; содействовать воспитанию любви к русскому языку, чувства коллективизма |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся с ролью местоимений в речи; научатся определять местоимение среди других частей речи; указывать значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль; подчеркивать главные члены предложения; выполнять звуко-буквенный разбор слова; указывать части речи; определять роль местоимений в тексте |
Метапредметные УУД | Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные результаты | Осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Ход урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) |
1 | 2 | 3 |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте. Какие ошибки нашли и исправили в тексте? Докажите, что вы правильно их исправили. – Подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Исправляют ошибки. На синем (на каком? П. п., ср. р.) небе легкие облака. Слышна трель пестрого (какого? Р. п., м. р.) дятла. |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Отгадайте загадки, и вы узнаете, написание каких букв мы повторим сегодня на уроке. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу, хвост короче уха. Живо угадай-ка, кто же это? (Зайка.) Просыпаюсь утром рано Вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку, Быстро делаю … (зарядку). | Отгадывают загадки. Выполняют чистописание. |
| – Назовите первый звук в словах. Какой буквой на письме он обозначается? Дайте характеристику этому звуку. – Спишите, продолжив закономерность. | – Звук [з], буквы «З», «з». Зз Ззз Зззз |
| – Прочитайте пословицу и объясните ее смысл. Спишите, подчеркните орфограммы. | За чужой щекой зуб не болит. |
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Прочитайте ребус. – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 2.) | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. Сильное кино … И вот он начал свой рассказ: – Они ползут, а он им – раз! А тут как раз она ползла, А он как даст ему со зла! Он ей – раз! Она им – раз! Но тут как раз ее он спас, Он был с ней заодно… Ух, сильное кино!.. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. |
| Нет, видно, я еще мала: Я ничего не поняла. А. Барто | |
| – В стихотворении я выделила интонацией несколько слов. Назовите их. Какой частью речи являются данные слова? – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Изучать местоимение мы будем по следующему плану: 1. Общее грамматическое значение, вопросы. 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическая функция | – Слова «он», «они», «им», «она», «ему», «ей», «ее», «ней», «я» – это местоимения. – Сегодня на уроке уточним роль местоимений в речи |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Читает стихотворение. Сказали мне, что с нею вы При них на берегу Его ловили. Но, увы: Я плавать не могу! Мы вам ее, она нам их, Вы им, обратно, нас. Он с нею, к нам опять для них, А мы с ним – к ней от вас… | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале текста. |
| Хоть мне известно, что оно Их любит больше тех, – Всё это тайной быть должно Для нас и вас от всех. | |
| – Поняли вы что-нибудь? Как думаете, почему? – Для чего существуют местоимения в речи? – Местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи? | – Смысл стихотворения понять нельзя. Местоимения заменяют существительные, они не называют предмет, а указывают на него. – Мы употребляем местоимения, чтобы избежать повторения в предложении одного и того же имени существительного. – Местоимение – самостоятельная часть речи |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражнение 108). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. – Прочитайте строчки стихотворения В. Маяковского. Что вы представили? Почему автор именно так расположил стихотворные строки? – Какой частью речи являются выделенные слова? Называют ли они конкретное лицо? А на кого, на что могут указывать? | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Делают вывод: личные местоимения («я», «ты», «он», «она», «оно», «мы», «вы», «они») указывают на лицо, предмет, но не называют его. |
Работа по учебнику (упражнение 109) | – Прочитайте местоимения. – Почему эти местоимения названы личными? – Назовите личные местоимения, которые указывают на того, кто говорит. | – Местоимения «я», «мы» указывают на того, кто говорит. – Местоимения «ты», «вы» указывают на того, к кому (к чему) обращаются с речью. |
| – Назовите личные местоимения, которые указывают на того, к кому (на то, к чему) обращаются с речью. – Назовите личные местоимения, которые указывают на того, о ком (на то, о чем) говорят | – Местоимения «он», «она», «оно», «они» указывают на того, о ком (о чем) говорят |
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Работа по учебнику (упражнение 110). | Организует работу по учебнику. – Прочитайте загадки. Отгадайте их. – Выпишите местоимения, а рядом запишите имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения. – Почему в загадках используются местоимения? (См. РМ, Приложение 3.) | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Выписывают местоимения, записывают имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения. Он – сом. Она – ящерица. Выполняют звуко-буквенный разбор слов «глазки», «змейка». |
| Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте. Впишите название части речи. Подчеркните слова этой части речи. | Выполняют задание в рабочей тетради. Выполняют задание. Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они – Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения. |
| – Прочитайте. Впишите в таблицу местоимения | Заполняют таблицу. |
| | Лицо | Число | Ед. ч. | Мн. ч. | 1-е | я | мы | 2-е | ты | вы | 3-е | он (м. р.), она (ж. р.), оно (ср. р.) | они | |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Что такое местоимение? – На какие вопросы оно отвечает? – Какие морфологические признаки свойственны местоимению? – Какую синтаксическую функцию выполняют местоимения? – Какую роль выполняют местоимения в речи? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят само- оценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. Продолжают высказывания: • Я смог… • Я попробую… • Меня удивило… • Урок дал мне для жизни… • Мне захотелось… |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 70 в рабочей тетради, упражнение 111 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Приложение 1
Организация начала урока
Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.
– Проверим готовность к уроку.
– Здравствуйте, ребята. Урок русского языка я хочу начать с пословицы: «Красна птица перьем, а человек ученьем». Как вы понимаете её значение?
– Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго дня и радостного настроения.
Обучающиеся сообщают о готовности к уроку. Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).
Приложение 2
Работа над словами с непроверяемым написанием
ГЕРОЙ – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги. 2. Главное действующее лицо литературного произведения. Происходит это слово от греческого ГЕРОС – богатырь. ГЕРОЙ – ГЕРОС = «богатырь».
– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «герой».
Учащиеся подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. Составляют предложения.
Однокоренные слова: героиня, героический, героизм, геройский, геройство, героика.
Синонимы: героизм, героический, геройство, геройский, доблесть, доблестный.
Антонимы: герой, героический, геройство, трус, трусливый, трусость.
Пословицы и поговорки:
Герой за славой не гонится.
Герой никогда не умрёт – он вечно живёт.
За каждого героя Родина стоит горою.
Герой воюет, а трус горюет.
Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.
Тот герой, кто за Родину горой.
В труде рождаются герои.
Предложения:
В парке звучал туш в честь героев космоса.
Мы прочитали рассказ про героев.
Приложение 3
Работа по учебнику
– Вспомните другие загадки, где встречаются местоимения.
– Послушайте стихотворение и отгадайте, о чём идёт речь.
Он, Она, Оно
Моё стихотворение – Про местоимения… Утром – Так заведено – Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт ОНО Розовой жар-птицей… А стемнеет – ОН придёт: Тоненький, Смущённый, – | Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл – плывёт ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна… Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна.) |
Глазки – [гласк’и] – 2 слога.
г – [г] – согласный, звонкий парный, твердый парный;
л – [л] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
а – [а] – гласный, ударный;
з – [с] – согласный, глухой парный, твердый парный;
к – [к’] – согласный, глухой парный, мягкий парный;
и – [и] – гласный, безударный.
В слове «глазки» 6 букв, 6 звуков.
Змейка – [зм’эй’ка] – 2 слога.
з – [з] – согласный, звонкий парный, твердый парный;
м – [м’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
е – [э] – гласный, ударный;
й – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
к – [к] – согласный, глухой парный, твердый парный;
а – [а] – гласный, безударный.
В слове «змейка» 6 букв, 6 звуков.