Русский язык
Тема: Глагол – как часть речи
Данный урок относится к теме «Глагол», на изучение которой в 3 классе отводится 10 уроков. Проводимый урок – первый в изучении всей темы. Тип урока – обобщение знаний о глаголе . Отсюда вытекает логика поставленных на уроке целей.
Данный урок я разрабатывала с учетом внедрения в свою практику семи модулей Программы.
Цели урока:
Обучающие: проверка прочности фундамента знаний – повторение, систематизация и расширение знаний детей о глаголе как о части речи;
Развивающие:
развитие умения вести диалог, умения целостно представить уровни и перспективу освоения учебного материала;
развитие способностей правильно формулировать мысли в процессе обсуждения;
развивать мотивацию и самосовершенствование личности;
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, на основе содержания заданий повторить правила поведения в определённых ситуациях; развивать умение работать в парах и группах.
Ход урока
Сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем.
Добрый день и добрый час!
На уроке третий класс.
1. Создание среды.
Звучит музыка.
- Что можно делать под музыку? Дети называют глаголы, и двигаются.
Что мы называли?
Назовите тему сегодняшнего урока
Поставьте цель на уроке.
ІІ Организационный момент
1. «Ассоциация »
— Закройте глаза и скажите «газета» …
— Какие ассоциации возникают?
— Названия, каких газет вы знаете, читали дома.
2. Сообщение темы урока
— Сегодня у нас необычный урок. К нам обратились сотрудники одной редакции с просьбой собрать необходимый материал для газеты «Глагол». Каждому из вас предстоит стать сотрудником этой газеты.
А для этого вы должны пройти собеседование, ведь люди, работающие газете должны быть грамотными, сообразительными, много знать и уметь.
ІІІ. Работа по теме
Первая рубрика «Это нужно знать на пять»
Внимание, ответственный момент - приём на работу — редакция возложила на меня. Собеседование пройдет в форме игры «Верю – не верю»
1.Глагол - служебная часть речи.
2.Глагол обозначает действие предмета.
3.Глагол отвечает на вопросы: Какой, Какое, какая, какие.
4.Изменяется глагол по числам.
5.В прошедшем времени у глагола можно определить род.
Вывод:
Все вы приняты на работу. Наш класс на целый урок превратится в редакцию, а в любой редакции люди работают по группам, в отделах. И первая наша зарплата оценивается в баллах.
Критерии оценивания Сколько правильных ответов, столько баллов вы поставите в расчетный лист.
Расчетный лист ___________________________________
| баллы |
1. «Верю – не верю» | |
2. Каллиграфическая минутка | |
3. Подбор слов | |
4.. Работа с пословицами | |
5. Распределение глаголов по группам( временам) | |
6. Распределение глаголов по группам (виду) | |
7. Игра «Волшебный стул» | |
8. Тест | |
9. | |
10. | |
Общее количество баллов | |
2. Работа в тетради
Откроем наши тетради и запишем. Когда мы были приняты на работу: число и месяц. А работа какая у нас будет? (классная, отличная)
Первая страница «Это нужно знать на пять»
Редакторы просто обязаны каллиграфически правильно писать.
И мы с вами пропишем буквы красиво, дайте характеристику букве Пп 1 б
Подберите на эту букву сущ. прил. гл по 1 б за каждое слово
Вторая страница «Наука и глагол»
Отдел науки
Мы сейчас поработаем в отделе науки. Серьёзный отдел. А кто же возглавляет его? Узнаем из стихотворения — научное название: акростих.
Акростих
Гуляет по свету,
Любитель мечтать,
А главное: очень
Газеты читать.
Он клеит, он чертит и даже поёт.
Любую работу себе он найдет.
— В этом стихотворении спряталось слово. Найдите его. (Глагол)
Приступаем к самой ответственной работе: изготовлению первой страницы
- какой должна быть первая страница и газета в целом? Разработаем критерии оценивания
1 Последовательность содержания
2. Полнота содержания
3 Эстетичность оформления
Работа по группам: СОЗДАНИЕ первой страницы
Самостоятельная
Часть речи
Обозначает действие предмета
Что делать? Что сделать?
Прошедшее время Род
Настоящее время лицо
Будущее время лицо
Число
Предложим оценить обложку нашим гостям по 3 бальной шкале
| 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Последовательность содержания | | | | |
Полнота содержания | | | | |
Эстетичность оформления | | | | |
А мы продолжим работу над газетой
Применим свои научные знания о глаголе в работе.
(работа в группах)
1. Работа с пословицами.
Составьте пословицы из левой и правой части и запишите одну, соответствующую номеру группы |
1. Труд кормит 2. Сядем рядком 3. Терпенье и труд 4. Гость пришел | поговорим ладком радость принес лень портит все перетрут |
Задание повышенной сложности Найдите в пословицах глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени и запишите их в 3 столбика |
| |
Проверка по шаблону
н.в. | пр.в | б.в. |
кормит знает портит | пришел принес | сядем поговорим перетрут |
Музыкальная физминутка
Третья страничка «Юный сыщик»
Наша помощь требуется городу «Глагольску». Как вы уже догадались. В нем живут глаголы. Но там случилась беда: налетел ураган, и глаголы в панике выбежали из своих домов. А теперь не могут их найти.
Реклама
Как же в наше время без рекламы. Она есть везде и в нашей газете тоже должна быть
Игра «Волшебный стул»
— На несколько секунд каждый из вас может стать диктором телевидения. (Дети садятся на «волшебный стул» и рекламируют глагол)
Физминутка
Четвертая страница «Новость дня»
Отдел новостей.
Какая же газета без новостей? Давайте их узнаем.
Пятая страница «Нам пишут…»
К нам в редакцию пришло письмо с сюрпризом. Вам нужно ответить на вопросы
Тест
1. Глагол отвечает на вопросы:
А) Что? Кто?
Б) Что делать? Что сделать?
В) Какой? Какая? Какое?
2. Укажи глаголы
А) смех
Б) смешной
В) смешить
3. Укажи предложения с глаголами множественного числа:
А) С полей и огородов люди получают урожай
Б) Над морем стоит сильный туман
В) Руки не протянешь, с полки не достанешь
4. Укажи глаголы настоящего времени
А) встречался
Б) играет
В) пройдет
5. В предложении глагол бывает
А) подлежащим
Б) сказуемым
В) определением
Самопроверка .
Планёрка
На планерке собираются все сотрудники газеты и подводят итоги.
— Интересным, познавательным получилась у нас газета ?
— Что особенно интересным?
— Понравится ли этот журнал третьеклассникам других школ?
Выставление оценок.
45 минут вы трудились над составлением газеты . Вы являлись сотрудниками редакции, поэтому я сейчас буду вам выплачивать зарплату (выставление оценок)
Домашнее задание
Предложим оценить обложку нашим гостям по 3 бальной шкале
| 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Последовательность содержания | | | | |
Полнота содержания | | | | |
Эстетичность оформления | | | | |
Итоговая | | | | |
Предложим оценить обложку нашим гостям по 3 бальной шкале
| 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Последовательность содержания | | | | |
Полнота содержания | | | | |
Эстетичность оформления | | | | |
Итоговая | | | | |
Предложим оценить обложку нашим гостям по 3 бальной шкале
| 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Последовательность содержания | | | | |
Полнота содержания | | | | |
Эстетичность оформления | | | | |
Итоговая | | | | |
Предложим оценить обложку нашим гостям по 3 бальной шкале
| 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Последовательность содержания | | | | |
Полнота содержания | | | | |
Эстетичность оформления | | | | |
Итоговая | | | | |
Предложим оценить обложку нашим гостям по 3 бальной шкале
| 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Последовательность содержания | | | | |
Полнота содержания | | | | |
Эстетичность оформления | | | | |
Итоговая | | | | |
Расчетный лист ___________________________________
Первая страница «Это нужно знать на пять» | баллы |
1. «Верю – не верю» | |
2. Каллиграфическая минутка | |
3. Подбор слов | |
Вторая страница «Наука и глагол» | |
4.. Работа с пословицами | |
5. Распределение глаголов по группам( временам) | |
Третья страничка «Юный сыщик» | |
6. Распределение глаголов по группам (виду) | |
7. Игра «Волшебный стул» | |
Четвертая страница «Новость дня» | |
8. Составление рассказа | |
Пятая страница «Нам пишут…» | |
9. Тест | |
Общее количество баллов | |
Расчетный лист ___________________________________
Первая страница «Это нужно знать на пять» | баллы |
1. «Верю – не верю» | |
2. Каллиграфическая минутка | |
3. Подбор слов | |
Вторая страница «Наука и глагол» | |
4.. Работа с пословицами | |
5. Распределение глаголов по группам( временам) | |
Третья страничка «Юный сыщик» | |
6. Распределение глаголов по группам (виду) | |
7. Игра «Волшебный стул» | |
Четвертая страница «Новость дня» | |
8. Составление рассказа | |
Пятая страница «Нам пишут…» | |
9. Тест | |
Общее количество баллов | |
Тест
1. Глагол отвечает на вопросы:
А) Что? Кто?
Б) Что делать? Что сделать?
В) Какой? Какая? Какое?
2. Укажи глаголы
А) смех
Б) смешной
В) смешить
3. Укажи предложения с глаголами множественного числа:
А) С полей и огородов люди получают урожай
Б) Над морем стоит сильный туман
В) Руки не протянешь, с полки не достанешь
4. Укажи глаголы настоящего времени
А) встречался
Б) играет
В) пройдет
5. В предложении глаголы бывают
А) подлежащим
Б) сказуемым
В) определением
Тест
1. Глагол отвечает на вопросы:
А) Что? Кто?
Б) Что делать? Что сделать?
В) Какой? Какая? Какое?
2. Укажи глаголы
А) смех
Б) смешной
В) смешить
3. Укажи предложения с глаголами множественного числа:
А) С полей и огородов люди получают урожай.
Б) Над морем стоит сильный туман.
В) Руки не протянешь, с полки не достанешь
4. Укажи глаголы настоящего времени
А) встречался
Б) играет
В) пройдет
5. В предложении глаголы бывают
А) подлежащим
Б) сказуемым
В) определением
Тест
1. Глагол отвечает на вопросы:
А) Что? Кто?
Б) Что делать? Что сделать?
В) Какой? Какая? Какое?
2. Укажи глаголы
А) смех
Б) смешной
В) смешить
3. Укажи предложения с глаголами множественного числа:
А) С полей и огородов люди получают урожай
Б) Над морем стоит сильный туман
В) Руки не протянешь, с полки не достанешь
4. Укажи глаголы настоящего времени
А) встречался
Б) играет
В) пройдет
5. В предложении глаголы бывают
А) подлежащим
Б) сказуемым
В) определением
Тест
1. Глагол отвечает на вопросы:
А) Что? Кто?
Б) Что делать? Что сделать?
В) Какой? Какая? Какое?
2. Укажи глаголы
А) смех
Б) смешной
В) смешить
3. Укажи предложения с глаголами множественного числа:
А) С полей и огородов люди получают урожай
Б) Над морем стоит сильный туман
В) Руки не протянешь, с полки не достанешь
4. Укажи глаголы настоящего времени
А) встречался
Б) играет
В) пройдет
5. В предложении глаголы бывают
А) подлежащим
Б) сказуемым
В) определением
1.Б
2.В
3.А
Акростих Гуляет по свету, Любитель мечтать, А главное: очень Газеты читать. Он клеит, он чертит и даже поёт. Любую работу себе он найдет. | Акростих Гуляет по свету, Любитель мечтать, А главное: очень Газеты читать. Он клеит, он чертит и даже поёт. Любую работу себе он найдет | Акростих Гуляет по свету, Любитель мечтать, А главное: очень Газеты читать. Он клеит, он чертит и даже поёт. Любую работу себе он найдет |
Акростих Гуляет по свету, Любитель мечтать, А главное: очень Газеты читать. Он клеит, он чертит и даже поёт. Любую работу себе он найдет | Акростих Гуляет по свету, Любитель мечтать, А главное: очень Газеты читать. Он клеит, он чертит и даже поёт. Любую работу себе он найдет | Акростих Гуляет по свету, Любитель мечтать, А главное: очень Газеты читать. Он клеит, он чертит и даже поёт. Любую работу себе он найдет |
Акростих Гуляет по свету, Любитель мечтать, А главное: очень Газеты читать. Он клеит, он чертит и даже поёт. Любую работу себе он найдет. | Акростих Гуляет по свету, Любитель мечтать, А главное: очень Газеты читать. Он клеит, он чертит и даже поёт. Любую работу себе он найдет | Акростих Гуляет по свету, Любитель мечтать, А главное: очень Газеты читать. Он клеит, он чертит и даже поёт. Любую работу себе он найдет |
| | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- | + | - | + | + |
| | | | |
н.в. | пр.в | б.в. |
кормит знает портит | пришел принес | сядем поговорим перетрут |
Составьте пословицы из левой и правой части | 1. Труд кормит 2. Сядем рядком 3. Терпенье и труд 4. Гость пришел | поговорим ладком радость принес лень портит все перетрут | Составьте пословицы из левой и правой части |
1. Труд кормит 2. Сядем рядком 3. Терпенье и труд 4. Гость пришел | поговорим ладком радость принес лень портит все перетрут |
Составьте пословицы из левой и правой части |
1. Труд кормит 2. Сядем рядком 3. Терпенье и труд 4. Гость пришел | поговорим ладком радость принес лень портит все перетрут |
Составьте пословицы из левой и правой части |
1. Труд кормит 2. Сядем рядком 3. Терпенье и труд 4. Гость пришел | поговорим ладком радость принес лень портит все перетрут |
Составьте пословицы из левой и правой части |
1. Труд кормит 2. Сядем рядком 3. Терпенье и труд 4. Гость пришел | поговорим ладком радость принес лень портит все перетрут |
| |
Составьте пословицы из левой и правой части и запишите одну, соответствующую номеру группы | |
1. Труд кормит 2. Сядем рядком 3. Терпенье и труд 4. Гость пришел | поговорим ладком радость принес лень портит все перетрут | |
Задание повышенной сложности Найдите в пословицах глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени и запишите их в 3 столбика | |
| | |
Составьте пословицы из левой и правой части и запишите одну, соответствующую номеру группы | |
1. Труд кормит 2. Сядем рядком 3. Терпенье и труд 4. Гость пришел | поговорим ладком радость принес лень портит все перетрут | |
Задание повышенной сложности Найдите в пословицах глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени и запишите их в 3 столбика | |
Составьте пословицы из левой и правой части и запишите одну, соответствующую номеру группы | |
1. Труд кормит 2. Сядем рядком 3. Терпенье и труд 4. Гость пришел | поговорим ладком радость принес лень портит все перетрут | |
Задание повышенной сложности Найдите в пословицах глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени и запишите их в 3 столбика | |
Составьте пословицы из левой и правой части и запишите одну, соответствующую номеру группы. |
1. Труд кормит 2. Сядем рядком 3. Терпенье и труд 4. Гость пришел | поговорим ладком радость принес лень портит все перетрут |
Задание повышенной сложности Найдите в пословицах глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени и запишите их в 3 столбика |
Составьте пословицы из левой и правой части и запишите одну, соответствующую номеру группы |
1. Труд кормит 2. Сядем рядком 3. Терпенье и труд 4. Гость пришел | поговорим ладком радость принес лень портит все перетрут |
Задание повышенной сложности Найдите в пословицах глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени и запишите их в 3 столбика |
Составьте пословицы из левой и правой части и запишите одну, соответствующую номеру группы |
1. Труд кормит 2. Сядем рядком 3. Терпенье и труд 4. Гость пришел | поговорим ладком радость принес лень портит все перетрут |
Задание повышенной сложности Найдите в пословицах глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени и запишите их в 3 столбика |
Критерии оценивания
1.Последовательность
содержания
2. Полнота содержания
3. Эстетичность
оформления
Что делать? Что сделать? | | |
Что делать? Что сделать? | | |
Какой? Какая? Какое? | | |
Какой? Какая? Какое? | | |
Обозначает действие предмета | | |
Обозначает действие предмета | | |
Обозначает признак предмета | | |
Обозначает признак предмета | | |
Обозначает предмет | | |
Обозначает предмет | | |
Часть речи | Число | Часть речи | |
Самостоятельная | Число | Самостоятельная | |
Служебная | Лицо | Служебная | |
Прошедшее время | Лицо | Прошедшее время | |
Настоящее время | Род | Настоящее время | |
Будущее время | Род | Будущее время | |
Кто? Что? | | Кто? Что? | |
Что делать? Что сделать? |
Какой? Какая? Какое? |
Обозначает действие предмета |
Обозначает признак предмета |
Обозначает предмет |
Часть речи |
Число |
|
Служебная | | |
Прошедшее время | Лицо | |
Настоящее время | Род | |