Фронтальная работа с классом - А начнем составлять кластер с того, что мы уже знаем о Т.П. - Что вы уже знаете про Т.п.? Какую информацию мы можем сразу внести в кластер? Д.: вопросы, вспомогательное слово. - Давайте в этом убедимся. Работа на карточках Занесла, запорошила, укрылась. Снеговая, белым, пуховое. Над землей, под снегом, снежинками. Снегири, земля, березка. - Почитайте все слова и найдите, в какой строчке только имена существительные в творительном падеже? Покажите, какой вариант вы выбираете: первый (показываешь один пальчик), второй (показываешь два пальчика), третий (три пальчика), четвертый (четыре пальчика). Дети выбирают свой вариант и показывают на пальцах. - Докажите, что слова под номером три, являются именами существительными в Т.П. Что вам помогло определить падеж? К данным словам подставьте вспомогательное слово. (На доске появляются карточки вопросов и вспомогательного слова) - Ребята, давайте из данных слов составим предложения? Попробуйте составить. - Какие предложения у вас получились? Умничка! - А я предлагаю вам составить еще одно предложение. (На доске слова, из которых потом получится предложение: Красногрудые снегири лакомились ягодами рябины. С помощью интерактивной доски будете двигать слова на свои места.) Можно еще и так: Кто догадался, какое первое слово будет в этом предложении? А второе? Допишите сами это предложение. А потом проверите, двигая. - Запишите это предложение. Найдите грамматическую основу предложения, подчеркните. Найдите, слово, которое стоит в творительном падеже? Докажите. Каким членом предложения оно является? Сделайте вывод. - Значит, имена существительные в творительном падеже являются….. второстепенным членом предложения. (На доске появляются карточка второстепенный член предложения) -Ребята не только художники восхищаются зимой, но многие поэты воспевают ее в своих стихотворениях. Замечательный поэт, наш земляк, Сергей Есенин посвятил много стихотворений зиме. Одно из них наверняка вам знакомо. Кто вспомнит, может вместе со мной его прочитать («Белая береза»…) – читаем до конца. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. - Ребята, нельзя не записать эти удивительные строчки. 1 вариант запишет 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик. Определите падежи у имен существительных. 3) Упр.96,с.53. по вариантам – в тетрадь. Взаимопроверка. Проверка обмен тетрадями. -Назовите имена сущ. в т.п., по каким признакам вы их определили? - Найдите в предложениях сравнения. Какой частью речи оно выражено в каждом предложении? В каком падеже? Вывод: Сравнение может быть выражено именем сущ. в Т.п. -Ребята, вы обратили внимание, пока вы писали, звучала замечательная музыка прекрасного композитора Петра Ильича Чайковского «Еловый лес зимой» из балета «Щелкунчик». Как видите, не только художники, но и композиторы воспевают ее величество зиму. -Что-то мне стало холодно. А вам? Давайте согреемся, выполнив веселую зарядку. Молодцы, какая замечательная зарядка у нас получилась. |