СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Творительный падеж имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: способствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного в форме творительного  падежа и развитию умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Творительный падеж имён существительных"»

Русский язык. 3 класс

Урок 86.

Тема: Творительный падеж имён существительных.

Цель: способствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного

            в форме творительного  падежа и развитию умения определять падеж по вопросу и

            предлогу.

Задачи:

Обучающие: 

  • актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;

  • дать представление о творительном падеже имён существительных;

Развивающие: 

  • развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы;

  • развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость,  умения работать с текстом.

Воспитательные:

  • создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку и толерантности

Планируемые результаты:  

Учащиеся  научатся распознавать имена существительные в творительном падеже; определять грамматические признаки имён существительных (род, число, падеж); изменять имена существительные по падежам.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

  • оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);

  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  • устанавливать алгоритм  распознавания падежа имени существительного;

Коммуникативные УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование личностных результатов:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Оборудование:

  • интерактивная доска, мультимедийный проектор;

  • электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого  Русский язык, 3 класс;

  • презентация к уроку;

  • учебник «Русский  язык», 3 класс, часть 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);  






Этапы урока

Ход урока

I. Мотивация к  учебной деятельности.





ΙΙ. Актуализация знаний.


    1. Орг.момент.

- Здравствуйте! Меня зовут А.Н.. Сегодня я у вас проведу урок русского языка.

- Ребята, сегодня, когда я шла в школу, посмотрев на красоту вокруг, поняла, что зима самое прекрасное время года. Она не только очень красивая, но еще и волшебная. А сколько забав и радости приносит она. Правда, ведь ребята?


- Не только мы восхищаемся красотой русской зимы, но художники воспевают ее в своих картинах. Посмотрите на картину Бориса Михайловича Кустодиева «Зима», как он изобразил это время года.

-А как ласково можно назвать зиму? (зимушка)

- Какие ещё однокоренные слова можно подобрать к слову зима? (Зимушка, зимовье, зимовать, зима, зимний.)

-Зимовье. (Если они не назвали, то назови сначала сама)А кто знает, что такое зимовье? (место или помещение, где живут зимой, т.е. зимуют)

- Докажите, что данные слова являются однокоренными?

(не только общий корень, но и все эти слова связаны по смыслу)

- Каким, словом можно проверить безударную гласную в слове зима?

- А, словом зимушка?


- Ребята, я так люблю, когда идет снег, люблю наблюдать, как вальсируют снежинки. А если снежинка опустится на варежку, то ее можно рассмотреть. Кто-нибудь из вас наблюдал за полетом снежинок? А рассматривал их? Правда, красиво? Давайте представим, что мы с вами снежинки.(Пауза и тихонечко произносишь) На улице очень тихо, снежинки такие лёгкие, пушистые, искристые весело танцуют в воздухе (все вместе, обязательно танцуй с ними), тихонько опускаясь на землю. Самые хрупкие, самые нежные и красивые снежинки, снежинки-девочки, покружились и опустились («сели» скажешь, если не догадаются сесть за парты), а снежинки побольше, снежинки-мальчики, подпрыгнули и тоже тихо опустились на землю (сели). Все снежинки оказались на земле, их танец закончен. Они улыбнулись друг другу и настроились на работу.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(Если кто-то будет спрашивать раньше, записывать ли число, скажешь: «Запишем, только попозже»)

  1. Формулирование темы и постановка учебной задачи.








  1. Введение в тему урока.

На землю опускались непохожие друг на друга снежинки. А у меня есть необычные снежинки, посмотрите.

Работа на слайде.1 Слова на снежинках.

Без в_ды, от доро_ки,  под _кном, на сне.., на лё_.

У.: Прочитайте слова.

- Кто уже догадался, что необходимо сделать?

- Правильно, вставить, пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.

(сама рукой указывай последовательность слов)

У.: Подумайте, на какие группы можно разделить эти слова?

Д: слова с парными согласными и с безударными гласными в корне.

У.: А  еще, по какому признаку можно сгруппировать эти существительные?

- Вспомните, о чем говорили на предыдущих уроках.

Д: по падежам.

- Давайте определим падеж у данных имен существительных.

- А чтобы правильно определить падеж им сущ, что нужно сделать? Поставим вопрос и вспомогательное слово.

- Без воды (указывай) А слово, от дорожки в каком стоит падеже? Докажите. Есть еще сущ. в Р.п.?

-Определим падеж у сущест. на снег. Есть еще сущ. в В.п.? Докажите.

У.: На какие группы разделили существительные  по падежам?

Д.: на Р.п  и В.п.

У.: Какое существительное осталось лишним?

Д.: под окном не относится к этим падежам

У.: Кто догадался, о каком падеже пойдет речь? Сформулируйте тему урока.

Д.:         Творительный  падеж имён существительных.

У.: Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок? Что нужно будет узнать? Чему будем учиться?

Д.: Выяснить (Узнать) всё про творительный падеж им. сущ. Учиться находить существительные в творительном падеже в словосочетаниях и предложениях, закреплять имение определять падежи

(если зависнут, то отдельно повтори вопрос, и вместе отвечайте, потом другой вопрос Что нужно будет узнать? Д.: Выяснить (Узнать) всё про творительный падеж им. сущ. Чему будем учиться? Учиться находить существительные в творительном падеже в словосочетаниях и предложениях, закреплять имение определять падежи)

У.: А чтобы лучше запомнить все, что мы узнаем о творительном падеже, нам поможет кластер, который мы составим с вами вместе.

(Кластер – это гроздь знаний, пучок, в котором собрана вся необходимая информация.)


IV. Построение проекта учебных действий.









































































Физкультминутка.



  1.  Фронтальная работа с классом

- А начнем составлять кластер с того, что мы уже знаем о Т.П.

- Что вы уже знаете про Т.п.? Какую информацию мы можем сразу внести в кластер?

Д.: вопросы, вспомогательное слово.

- Давайте в этом убедимся.

Работа на карточках

  1. Занесла, запорошила, укрылась.

  2. Снеговая, белым, пуховое.

  3. Над землей, под снегом, снежинками.

  4. Снегири, земля, березка.

- Почитайте все слова и найдите, в какой строчке только имена существительные в творительном падеже? Покажите, какой вариант вы выбираете: первый (показываешь один пальчик), второй (показываешь два пальчика), третий (три пальчика), четвертый (четыре пальчика). Дети выбирают свой вариант и показывают на пальцах.

- Докажите, что слова под номером три, являются именами существительными в Т.П. Что вам помогло определить падеж?

К данным словам подставьте вспомогательное слово.

(На доске появляются карточки вопросов и вспомогательного слова)


- Ребята, давайте из данных слов составим предложения? Попробуйте составить.

- Какие предложения у вас получились? Умничка!

- А я предлагаю вам составить еще одно предложение.

(На доске слова, из которых потом получится предложение: Красногрудые снегири лакомились ягодами рябины. С помощью интерактивной доски будете двигать слова на свои места.) Можно еще и так: Кто догадался, какое первое слово будет в этом предложении? А второе? Допишите сами это предложение. А потом проверите, двигая.

- Запишите это предложение. Найдите грамматическую основу предложения, подчеркните. Найдите, слово, которое стоит в творительном падеже? Докажите. Каким членом предложения оно является?

Сделайте вывод.

 - Значит, имена существительные в творительном падеже являются….. второстепенным членом предложения.


(На доске появляются карточка второстепенный член предложения)


-Ребята не только художники восхищаются зимой, но многие поэты воспевают ее в своих стихотворениях. Замечательный поэт, наш земляк, Сергей Есенин посвятил много стихотворений зиме. Одно из них наверняка вам знакомо. Кто вспомнит, может вместе со мной его прочитать («Белая береза»…) – читаем до конца.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

- Ребята, нельзя не записать эти удивительные строчки. 1 вариант запишет 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик. Определите падежи у имен существительных.

3) Упр.96,с.53. по вариантам – в тетрадь. Взаимопроверка. Проверка обмен тетрадями. 

-Назовите имена сущ. в т.п., по каким признакам вы их определили?

- Найдите в предложениях сравнения. Какой частью речи оно выражено в каждом предложении? В каком падеже?

Вывод: Сравнение может быть выражено именем сущ. в Т.п.


-Ребята, вы обратили внимание, пока вы писали, звучала замечательная музыка прекрасного композитора Петра Ильича Чайковского «Еловый лес зимой» из балета «Щелкунчик». Как видите, не только художники, но и композиторы воспевают ее величество зиму.


-Что-то мне стало холодно. А вам? Давайте согреемся, выполнив веселую зарядку. Молодцы, какая замечательная зарядка у нас получилась.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи













одновременно

  1. Фронтальная работа.

- Обратите внимание на наш кластер. Все ли мы узнали про т.п.

Работа в парах ( на карточках)

- Поставь вопрос к сущ.в Т.п, выделите окончание.

Мороз покрыл землю пушистым (______) одеялом, реки сковал прозрачным скользким (_______) льдом. Зима раскрасила крыши домов белой (_______) краской, окна - серебристым (______) инеем. Детвора собралась под (________) сосной.


Коллективная проверка на мультимедийной доске – документ камере

- Что помогло вам определить падеж имен сущ. в Т.п.?

- Какие окончания вы выделили, назовите.

На доске появляются карточки с окончаниями

( Когда они будут называть окончания, добавляй: ОМ или ЕМ, или ОЮ; ОЙ или ЕЙ, или Ю, потому что в тексте они не все, поэтому ты им даешь эти знания)

- Какое имя сущ. в т.п. будет лишнем? (под сосной). Почему?

- Давайте, посмотрим, с какими еще предлогами употребляется т.п.


На доске (предлоги на снежинках) 1 чел у доски

- Расставь предлоги в словосочетаниях, определи падеж имен существительных.

Гулять … (перед) домом

видно …(за) облаками

Летел … (над) лесом

Стоять … ( под) деревом

Пришла … (с) метелью


- …, в чем заключалась твоя работа? Как думаешь, справился ли ты с заданием? Ребята, давайте проверим.

- МОЛОДЕЦ, … ПЯТЕРКА!

- Ребята, так с какими предлогами употребляются им.сущ. в Т.п.? Назовите их.

На доске появляются карточки с предлогами.


VII. Обобщение знаний о творительном падеже.

У.: Ребята, мы составили наш кластер. В нем представлены все о грамматические признаки творительного падежа.

- А какие это признаки, давайте вспомним.


- Наша аллея у школы такая красивая в зимнем наряде. А вот в классе остались деревья без одежды. Я думаю, что им холодно. Поможем им укрыться снегом? Для этого вам нужно разделиться на 4 группы. Выберите свое дерево и наклейте на него снежинки, на которых им.сущ. в Т.п., но будьте внимательны, одно слово будет лишним. По окончанию работы, 1 чел от группы представит свое дерево и назовет лишнее слово.


1 группа

Узором,

под горкой,

занесло снегом,

о снеговике

2 группа

Льдом,

с морозом, украсила серебром,

на санках

3 группа

Вьюгой,

за лесом, любовались снежинкой, играть во дворе

4 группа

Ветром,

над городом, укрыла ковром,

о зиме

- Что помогло вам определить им.сущ в Т.п.?

- Какие слова лишние. Почему? О признаках предложного падежа вы узнаете на след.уроке.

На какие вопросы отвечает?

С какими предлогами употребляется в речи?

Каким членом предложения является в предложении?

Какие имеют окончания имена сущ. в творительном падеже?

- МОЛОДЦЫ! Какие деревья красивые у вас получились, а как замечательно выполняли все задания. УМНИЧКИ!

А давайте вспомним:

  • Какая была тема урока?

  • Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

  • Как вы думаете, достигли мы цели?

Домашнее задание

Д.з. будет на выбор

Упр. 94, с.53, правило.

VIII. Рефлексия

– (Поставь их) Ребята, мы сегодня много говорили о зиме, о снежинках, даже представляли себя снежинками. Предлагаю, вновь представить себя снежинками и те снежинки, которым сегодня было на уроке легко и все понятно, те тихонечко встают и кружатся на месте. А те, которым было трудновато, присели отдохнуть.

-А те, кто сможет поделиться с другими ребятами, полученными знаниями, те тихонечко и красиво подлетают ко мне.

-Давайте похлопаем им. Какие вы молодцы!

А чтобы и в дальнейшем у вас не возникло трудностей, я дарю вам веселые снежинки, которые помогут с любыми заданиями в определение Т.п.








Значение[зимовье]

  1. проведение зимы где-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

  2. место, помещение, где зимуют люди ◆ Сплотились, стали валить лес, рубить поначалу зимовья, позже обращённые в баньки, подбадривать других — не давали опустить руки. О. В. Волков, «Из воспоминаний старого тенишевца», 1988 г. (цитата изНационального корпуса русского языка, см. Список литературы)

  3. место, где проводят зиму животные, в том числе рыбы ◆ Видимо, легче изменить привычки птиц, которые миллионы лет стремятся на зимовье одним и тем же маршрутом, чем отучить людей охотиться на редких животных. Александр Волков, «Рассказы о животных, и не только о них», Чудесное путешествие Кристиана с дикими гусями // «Знание — сила», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)







  • Я вот что придумала, только додумать не знаю как. 1вариант: раздать деревья на которых снежинки, написать на снежинках слова в т.п. 2вариант: раздать загадку-зимнюю, списать ее, найти слова в т.п., отгадку нарисовать

  •  

И вот пожарный случай еще. Ваша идея со словами. На круглых карточках в виде снежков написаны сущ. Назовите их в т.п.
Я - мороз, они-морозом....





Вот небольшая подборка игр, связанных с темой «Снежинка».

1. Взрослый начинает фразу, ребенок ее заканчивает:
Снежинка маленькая, а льдинка еще… (меньше).
Облако белое, а снежинка еще … (белее).
Одеяло пушистое, а снежинка еще… (пушистее).
Перышко легкое, а снежинка еще… (легче).
Рекомендации: не повторяйте неправильного ответа, всегда корректно исправляйте. В речи взрослого должны присутствовать только корректные формулировки.

2. Дыхательное упражнение «Танец снежинок»
Для этой игры вам будут нужны снежинки, вырезанные из бумаги или салфеток, схемы смотрите здесь (ничего сложного нет). 
Снежники рассыпаем по поверхности стола, ребенок (пусть он изображает разгулявшуюся метель) должен дуть на снежинки, стараясь освободить пространство стола. Обратите внимание, как кружатся снежинки, танцуют.

3. Образование слов. Очень важное упражнение, способствует развитию творческих способностей. На основании известного слова надо придумать еще одно. 
Снег падает. Это… ? (Снегопад).
По снегу ходит. Что… ? (Снегоход) 
Катается по снегу. Что… ? (Снегокат) 
Снег убирает машина. Какая…? (Снегоуборочная). 
Белый как снег. Какой…? (Белоснежный).
Рекомендации: Не ругайте малыша, если он придумал слово, которое не существует, это здорово. Посмейтесь вместе над перевертышем, но в конце расскажите о правильном варианте.  

4. Упражнение «Соорудим сугроб»
Перед упражнением запаситесь кружками из белой бумаги (2-3 см в диаметре), на которых схематично нарисуйте снежинку, лист синей цветной бумаги или картона – это фон для будущего сугроба.
Задание заключается в том, что малыш должен соорудить сугроб из маленьких снежинок, но снежинки просто так не перелетят в сугроб, они волшебные. Ребенок берет бумажную заготовку, проговаривает слова и только после этого кладет на определенное место, где и будет сооружаться сугроб.

Задания для упражнения: Какие бывают снежинки? Сказали прилагательное, положили снежинку. А так по очереди: взрослый, ребенок. Старайтесь находить малоупотребимые прилагательные.
Например:  пушистые, белые, легкие, маленькие, нежные, хрупкие, невесомые, сверкающие, чистые, шестилучевые и т.д.

Что делают снежинки? Теперь вспоминаем глаголы,  правила остаются неизменными.
Например: кружатся, танцуют, парят, порхают, летают, сверкают, блестят, переливаются.
В конце упражнения у вас получится большой снежный сугроб, который надежно спасет обитателей леса от зимних морозов.

Вот таким интересным и полезным может быть ваше занятие по теме «Снежинки».