I. Организационный момент: Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой: «Ребята, я рада вас видеть! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! Сегодня у нас необычный урок, и чтобы все получилось, вам нужно быть внимательными и активными». Здоровьесбережение: Контроль правильной посадки. |
II. Актуализация знаний (5 минут) Актуализация знаний. Ребята, на какие группы делятся все звуки русского языка? Обратите внимание, какие буквы у нас не обозначены цветом? Что мы знаем о них? Минутка чистописания. На доске слова «пень, деньки, здоровье». Ребята, что объединяет все слова? А чем они различаются? Вопрос: Для чего же тогда нужен мягкий знак в этих словах? Подведение к теме урока: «Сегодня мы узнаем, какую роль играет мягкий знак, если он стоит перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я». Формулирование темы урока: “Разделительный мягкий знак.” Здоровьесберегающий аспект: активное вовлечение учащихся в процесс, создание положительного эмоционального фона. |
III. Изучение нового материала (15 минут) Объяснение: Разделительный мягкий знак ставится после согласных перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Он показывает, что согласный и гласный произносятся по отдельности. Чтение правила в учебнике. Рассмотрение примеров: учитель пишет на доске, дети записывают в тетрадь: Предложение Ночью в лесу бушевала метель. Произносите слова хором и по отдельности, обращая внимание на раздельное произношение согласных и гласных. Зрительная гимнастика (1 минута): “Нарисуйте” глазами цифру 8 несколько раз. Посмотрите вверх-вниз, влево-вправо. Поморгайте быстро-быстро. Здоровьесбережение: смена вида деятельности, включение зрительной гимнастики для профилактики утомления глаз. |
V. Закрепление изученного материала (15 минут) Работа с карточками. Детям раздаются карточки со словами. Задание: подчеркнуть только слова с разделительным мягким знаком. Карточки: пень, пальто, листья, друзья, уголь, соловьи, коньки, обезьяна, платье. Проверка в парах. Здоровьесбережение: работа в парах, смена деятельности. |
IV. Физкультминутка (2 минуты) Упражнения для позвоночника: “Мягкий знак — вот это ловкость, проявим свою сноровку!” (Хлопать в ладоши над головой) “Руки в стороны разводим, мягкость в воздухе находим!” (Развести руки в стороны, покачивать ими) “Ноги мягко поднимаем, словно в танце мы летаем!” (Поочередно поднимайте согнутые в коленях ноги) “Приседаем мы легонько, словно мягкая гребенка!” (Легкие приседания) “Потянулись к облакам и быстрей вернулись к нам!” (Потянуться вверх, вернуться в исходное положение) “А теперь – чуть тише, мягче стали – нас не слышно!” (Медленно присесть на корточки, замереть) Здоровьесберегающий аспект: снятие напряжения с глаз и позвоночника. |
Упражнение с распределением в столбики. |
VI. Итог урока (2 минуты) Что нового узнали на уроке? Для чего нужен мягкий знак? Оценка работы учащихся. Здоровьесберегающий аспект: похвала за успехи, создание положительного эмоционального фона. |
VII. Домашнее задание (1 минута) Упражнение в учебнике на закрепление темы. Здоровьесберегающий аспект: домашнее задание не должно быть слишком сложным, нужно давать возможность выбора творческого задания. |