СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "открытия"новых знаний,формирования системы новых понятий,расширения знаний учеников за счёт включения новых определений,терминов,описаний.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"»

6 класс. Урок по теме: «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»

Цель деятельности учителя: познакомить с орфограммой «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова»; выработать алгоритм применения изучаемой орфограммы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать правило написания букв О-Ё после шипящих в корне; слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.

Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии .

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно- демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Основные понятия: орфограмма-буква.

Организационная структура урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово учителя

- Давайте определим настрой на работу, своё настроение:

  • отличное

  • хорошее

  • не совсем готовы1мин.

2. Актуализация и пробное учебное действие

- Сегодня нам предстоит с вами интересная и непростая работа. Для начала проведём языковую разминку. На экране вам предложены слова: весна, кошка, роза, воробей, учитель, велосипед. С одним из предложенных слов составьте синквейн. 2мин.(+2мин.для прослушивания)

(Учитель дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся, выборочнопроверяет синквейны)

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

(Учитель формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися,принимающими её на себя)

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с главной морфемой слова. Какая это морфема?(Корень)

- Какие орфограммы корня вы знаете? (корни с проверяемой и непроверяемой гласной: корни с чередованием)

- Любите ли вы сказки? Предлагаю вашему вниманию сказку о русском языке.

В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут все согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласныхникак со своей работой не справиться. Вот и стараются они не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящий.



- А какие шипящие согласные вы знаете? (Ж,Ш,Ч,Щ)

-Что мы ещё о них знаем?(Ж и Ш- всегда твёрдые, Ч и Щ- всегда мягкие)



- С буквами Ы,Э,Ю,Я шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами О и Ё.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О правописании букв О и Ё после шипящих)

Учитель показывает слайд с темой урока. 2мин.

- Теперь обратите внимание на экран, где вам предлагаются слова для анализа.

Шорты, пчёлка, шёлковый, щёчка. шоу, молодожёны, анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, жокей.

- Что общего между этими словами? (Во всех словах есть шипящие)

-Какой звук слышится после шипящих? (Звук О)

- Значение каких слов вам незнакомо?

- Посмотрите на экран, где записаны новые для вас слова с их толкованием . Они встретятся вам в процессе урока



На экране выведены слова(Учитель поясняет значение незнакомых слов)

Чопорный- чрезмерно строгий в поведении, в обращении

Шоу- яркое развлекательное представление, развлекательная программа

Жокей- профессиональный наездник

Челнок- в ткацком станке, швейной машине: овальная колодка с накрученной нитью внутри

Щеголять- выставлять что-нибудь напоказ (например, одежду)

Щёголь- человек, любящий наряжаться

Жернов- мельничный каменный круг для размола зёрен в муку

Анчоус- мелкая морская рыба

Мажорный- 1)музыкальный аккорд в музыке; 2)весёлый, бодрый

Шоры- в упряжи: боковые щитки на уровне глаз животного, не дающие глядеть в стороны

Шорник- специалист по шорным изготовлениям

Шомпол- стержень для чистки канала в ручном огнестрельном оружии

Пижон- пустой молодой человек, щёголь3мин.

- Почему же в словах пишутся разные буквы после шипящих О и Ё? (Звук О передаётся на письме разными буквами)

- Какова цель нашего урока? (Научиться правильно писать слова с буквами О-Ё после шипящих в корне слова)

4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

- Давайте запишем предложенные слова в два столбика. В первый столбик – слова, к которым можно подобрать однокоренное слово с буквой Е, во второй- к которым нельзя подобрать однокоренное слово с буквой Е.(Работа в тетрадях и на доске)

Шёпот, шоссе, расчёска, шоколад, пчёлка, крыжовник

(шёпот- шептать шоссе-

расчёска- расчесать шоколад-

пчёлка- пчела шофёр-)3 мин.

- Какую особенность вы заметили? (Если в однокоренных словах пишется Е, в слове пишем Ё, если нельзя подобрать слово с Е – пишем О)( На экране правило №1)

- Обратите внимание на ударение в этих словах.

- Сформулируйте самостоятельно правило.

- Давайте познакомимся с правилом из учебника. (Чтение учащимися правила. Слова- исключения проговариваются всем классом вслух)(На экране правило №2)2мин.

- Есть слова, которые заимствованы из других языков, где всегда пишется буква О. Посмотрите на экран. (На экране заимствованные слова : жокей, жонглёр, шофёр, шоссе, шорты, шоколад, Шотландия)

- Прослушайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслисьчопорный шотландецЖора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

(Включение нетбуков)1мин.

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Письменное выполнение упражнения 457. (Работа в тетрадях и на доске – два ученика)

Шелковистый- шёлк, желудёвый- жёлудь, щека- щёки, челнок-чёлн, желтизна -жёлтый, щелчок- щёлкать. щеголять- щёголь, чернеть- чёрный, вычеркнуть- чёркать, дешевизна- дешёвый.5мин.

- Что мы должны знать и уметь, чтобы пользоваться правилом? (Пользоваться алгоритмом)

- Прежде, чем выполнять тестовое задание, давайте выведем алгоритм ваших действий

- Какой «сигнал» подсказывает нам, что в слове орфограмма? (Шипящая буква)

- Что нужно сделать в первую очередь? (Определить часть слова)

- От чего зависит выбор орфограммы? ( От проверочного слова и ударения)

- Какой следующий шаг ваших действий? ( Если орфограмма в корне, надо подобрать однокоренное слово с Е.Можно подобрать такое слово- пишем Ё, нельзя- пишем О)

На экране показывается алгоритм определения выбора орфограммы

Алгоритм

1. Где корень?

2. Где орфограмма?

3. Можно ли изменить звук [о]?

4.Если можно – пишем ё,

5.Если нельзя – пишем – о.2мин.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (тест)

(Тестирование учащихся на нетбуке)

Тест «Буквы О и Ё после шипящих в корне»

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...рох 2) ш...в 3) ч...рствый 4) пиж...н

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ч...рточка 2) ш…колад 3) щ...лка 4) ч...тное число

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) анч...ус 2) пош...л 3) деш...вый 4) поч...тный

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...рты 2) ш...фёрский 3) пш...нка 4) капюш...н

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...кировать 2) ж...нглировать 3) прищ...лкивать 4) ч...кнулся

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) подсч...т голосов 2) ш...рник 3) молодож...ны 4) реш...тка

7. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ч...рствый 2) зач...т 3) ш...ссе 4) расч...ска

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) выч...ркивать 2) поч...тный 3) отч...тливый 4) ш...тландский

9. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) крыж...вник 2) ж…нглёр 3) ч...порный 4) пощ...чина

10. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ж...рнов 2) ш...мпол 3) ш...у 4) тайный подж...г

5мин.+ 3мин.для анализа





7.Повторение темы

Нужно отгадать загадку и записать ответы в тетради в строчку.(слайд с отгадками)

1. К одежде за воротничок пришили этот колпачок.(капюшон)

2. Очень эта речь тиха, прямо скажем, чуть слышна.(шёпот)

3. На ветке – конфетки с начинкой медовой, а кожа на ветке –породы ежовой.

(крыжовник)

4. Вновь упала на глаза не корова, не коза, не сосна, не ёлка, а моя же…

(чёлка)

5. Я у деда был в саду.Дед мне дал орех в меду.

- Видишь, ульи там и тут?Новосёлы в них живут!А пронзают, будто ток,

Сделав на руке ожог.

- Кто же эти новосёлы?

Дедушка ответил: (пчёлы)

6. Это платье не из ситца – модницам в него рядиться!Что за ткань, возьми ты в толк, щеголихи любят…(шёлк)

7. На поляне дуб могуч.Ветви достают до туч, летом разрастётся он –

тень лежит со всех сторон.Дуб велик, плод мал, как ноготь.

Называется он … (жёлудь).

8. Костяная спинка, жёсткая щетинка.С мятной пастой дружит, нам усердно служит (зубная щётка).

9. По пригоркам, по равнинам я веду свою машину, я люблю дорог простор,

а зовут меня (шофёр).

10. Зубастая пила в лес густой с утра пошла весь обходила, ничего не спилила (расчёска)

Взаимопроверка .Учащиеся проверяют ошибки друг у друга. Контроль со стороны учителя. 6 мин.

8.Включение в систему знаний и повторение

- Какую орфограмму мы изучили? (Гласные О-Ё после шипящих в корне слова)
- Выполнили мы работу согласно цели урока?

- Что нового вы узнали на уроке?

- С какими новыми словами познакомились?

Учитель выслушивает варианты ответов учащихся1мин.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Кто понял тему так хорошо, что он сможет объяснить её пропустившему урок однокласснику?

-Оцените, как хорошо вы поняли тему урока. Если оцениваете себя на «5»,то поднимите красный цветочек. Если вы ещё сомневаетесь, что изучили тему на отлично- поднимите жёлтый цветочек. Если же тема вами плохо понята или совсем не понята- поднимите синий цветок. 1мин

10. Домашнее задание

Упражнение 459 (Задание разноуровневое)

1 уровень сложности- выполнить упражнение по заданию – на оценку «3»

2 уровень сложности- дополнительно составить диалог с несколькими словами упражнения – на оценку «4»

3 уровень сложности- дополнительно составить на следующий урок кроссворд для класса по теме сегодняшнего дня- на оценку «5».1мин.

11. Подведение итогов урока.

Учитель диктует оценки за урок.

5 минут -резервное время