6 класс. Урок по теме: «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»
Цель деятельности учителя: познакомить с орфограммой «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова»; выработать алгоритм применения изучаемой орфограммы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать правило написания букв О-Ё после шипящих в корне; слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.
Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии .
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно- демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем.
Основные понятия: орфограмма-буква.
Организационная структура урока
Мотивация к учебной деятельности
Вступительное слово учителя
- Давайте определим настрой на работу, своё настроение:
2. Актуализация и пробное учебное действие
- Сегодня нам предстоит с вами интересная и непростая работа. Для начала проведём языковую разминку. На экране вам предложены слова: весна, кошка, роза, воробей, учитель, велосипед. С одним из предложенных слов составьте синквейн. 2мин.(+2мин.для прослушивания)
(Учитель дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся, выборочнопроверяет синквейны)
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
(Учитель формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися,принимающими её на себя)
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с главной морфемой слова. Какая это морфема?(Корень)
- Какие орфограммы корня вы знаете? (корни с проверяемой и непроверяемой гласной: корни с чередованием)
- Любите ли вы сказки? Предлагаю вашему вниманию сказку о русском языке.
В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут все согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласныхникак со своей работой не справиться. Вот и стараются они не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящий.
- А какие шипящие согласные вы знаете? (Ж,Ш,Ч,Щ)
-Что мы ещё о них знаем?(Ж и Ш- всегда твёрдые, Ч и Щ- всегда мягкие)
- С буквами Ы,Э,Ю,Я шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами О и Ё.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О правописании букв О и Ё после шипящих)
Учитель показывает слайд с темой урока. 2мин.
- Теперь обратите внимание на экран, где вам предлагаются слова для анализа.
Шорты, пчёлка, шёлковый, щёчка. шоу, молодожёны, анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, жокей.
- Что общего между этими словами? (Во всех словах есть шипящие)
-Какой звук слышится после шипящих? (Звук О)
- Значение каких слов вам незнакомо?
- Посмотрите на экран, где записаны новые для вас слова с их толкованием . Они встретятся вам в процессе урока
На экране выведены слова(Учитель поясняет значение незнакомых слов)
Чопорный- чрезмерно строгий в поведении, в обращении
Шоу- яркое развлекательное представление, развлекательная программа
Жокей- профессиональный наездник
Челнок- в ткацком станке, швейной машине: овальная колодка с накрученной нитью внутри
Щеголять- выставлять что-нибудь напоказ (например, одежду)
Щёголь- человек, любящий наряжаться
Жернов- мельничный каменный круг для размола зёрен в муку
Анчоус- мелкая морская рыба
Мажорный- 1)музыкальный аккорд в музыке; 2)весёлый, бодрый
Шоры- в упряжи: боковые щитки на уровне глаз животного, не дающие глядеть в стороны
Шорник- специалист по шорным изготовлениям
Шомпол- стержень для чистки канала в ручном огнестрельном оружии
Пижон- пустой молодой человек, щёголь3мин.
- Почему же в словах пишутся разные буквы после шипящих О и Ё? (Звук О передаётся на письме разными буквами)
- Какова цель нашего урока? (Научиться правильно писать слова с буквами О-Ё после шипящих в корне слова)
4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
- Давайте запишем предложенные слова в два столбика. В первый столбик – слова, к которым можно подобрать однокоренное слово с буквой Е, во второй- к которым нельзя подобрать однокоренное слово с буквой Е.(Работа в тетрадях и на доске)
Шёпот, шоссе, расчёска, шоколад, пчёлка, крыжовник
(шёпот- шептать шоссе-
расчёска- расчесать шоколад-
пчёлка- пчела шофёр-)3 мин.
- Какую особенность вы заметили? (Если в однокоренных словах пишется Е, в слове пишем Ё, если нельзя подобрать слово с Е – пишем О)( На экране правило №1)
- Обратите внимание на ударение в этих словах.
- Сформулируйте самостоятельно правило.
- Давайте познакомимся с правилом из учебника. (Чтение учащимися правила. Слова- исключения проговариваются всем классом вслух)(На экране правило №2)2мин.
- Есть слова, которые заимствованы из других языков, где всегда пишется буква О. Посмотрите на экран. (На экране заимствованные слова : жокей, жонглёр, шофёр, шоссе, шорты, шоколад, Шотландия)
- Прослушайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслисьчопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.
(Включение нетбуков)1мин.
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Письменное выполнение упражнения 457. (Работа в тетрадях и на доске – два ученика)
Шелковистый- шёлк, желудёвый- жёлудь, щека- щёки, челнок-чёлн, желтизна -жёлтый, щелчок- щёлкать. щеголять- щёголь, чернеть- чёрный, вычеркнуть- чёркать, дешевизна- дешёвый.5мин.
- Что мы должны знать и уметь, чтобы пользоваться правилом? (Пользоваться алгоритмом)
- Прежде, чем выполнять тестовое задание, давайте выведем алгоритм ваших действий
- Какой «сигнал» подсказывает нам, что в слове орфограмма? (Шипящая буква)
- Что нужно сделать в первую очередь? (Определить часть слова)
- От чего зависит выбор орфограммы? ( От проверочного слова и ударения)
- Какой следующий шаг ваших действий? ( Если орфограмма в корне, надо подобрать однокоренное слово с Е.Можно подобрать такое слово- пишем Ё, нельзя- пишем О)
На экране показывается алгоритм определения выбора орфограммы
Алгоритм
1. Где корень?
2. Где орфограмма?
3. Можно ли изменить звук [о]?
4.Если можно – пишем ё,
5.Если нельзя – пишем – о.2мин.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (тест)
(Тестирование учащихся на нетбуке)
Тест «Буквы О и Ё после шипящих в корне»
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш...рох 2) ш...в 3) ч...рствый 4) пиж...н
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ч...рточка 2) ш…колад 3) щ...лка 4) ч...тное число
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) анч...ус 2) пош...л 3) деш...вый 4) поч...тный
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш...рты 2) ш...фёрский 3) пш...нка 4) капюш...н
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш...кировать 2) ж...нглировать 3) прищ...лкивать 4) ч...кнулся
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) подсч...т голосов 2) ш...рник 3) молодож...ны 4) реш...тка
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ч...рствый 2) зач...т 3) ш...ссе 4) расч...ска
8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) выч...ркивать 2) поч...тный 3) отч...тливый 4) ш...тландский
9. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) крыж...вник 2) ж…нглёр 3) ч...порный 4) пощ...чина
10. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ж...рнов 2) ш...мпол 3) ш...у 4) тайный подж...г
5мин.+ 3мин.для анализа
7.Повторение темы
Нужно отгадать загадку и записать ответы в тетради в строчку.(слайд с отгадками)
1. К одежде за воротничок пришили этот колпачок.(капюшон)
2. Очень эта речь тиха, прямо скажем, чуть слышна.(шёпот)
3. На ветке – конфетки с начинкой медовой, а кожа на ветке –породы ежовой.
(крыжовник)
4. Вновь упала на глаза не корова, не коза, не сосна, не ёлка, а моя же…
(чёлка)
5. Я у деда был в саду.Дед мне дал орех в меду.
- Видишь, ульи там и тут?Новосёлы в них живут!А пронзают, будто ток,
Сделав на руке ожог.
- Кто же эти новосёлы?
Дедушка ответил: (пчёлы)
6. Это платье не из ситца – модницам в него рядиться!Что за ткань, возьми ты в толк, щеголихи любят…(шёлк)
7. На поляне дуб могуч.Ветви достают до туч, летом разрастётся он –
тень лежит со всех сторон.Дуб велик, плод мал, как ноготь.
Называется он … (жёлудь).
8. Костяная спинка, жёсткая щетинка.С мятной пастой дружит, нам усердно служит (зубная щётка).
9. По пригоркам, по равнинам я веду свою машину, я люблю дорог простор,
а зовут меня (шофёр).
10. Зубастая пила в лес густой с утра пошла весь обходила, ничего не спилила (расчёска)
Взаимопроверка .Учащиеся проверяют ошибки друг у друга. Контроль со стороны учителя. 6 мин.
8.Включение в систему знаний и повторение
- Какую орфограмму мы изучили? (Гласные О-Ё после шипящих в корне слова)
- Выполнили мы работу согласно цели урока?
- Что нового вы узнали на уроке?
- С какими новыми словами познакомились?
Учитель выслушивает варианты ответов учащихся1мин.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Кто понял тему так хорошо, что он сможет объяснить её пропустившему урок однокласснику?
-Оцените, как хорошо вы поняли тему урока. Если оцениваете себя на «5»,то поднимите красный цветочек. Если вы ещё сомневаетесь, что изучили тему на отлично- поднимите жёлтый цветочек. Если же тема вами плохо понята или совсем не понята- поднимите синий цветок. 1мин
10. Домашнее задание
Упражнение 459 (Задание разноуровневое)
1 уровень сложности- выполнить упражнение по заданию – на оценку «3»
2 уровень сложности- дополнительно составить диалог с несколькими словами упражнения – на оценку «4»
3 уровень сложности- дополнительно составить на следующий урок кроссворд для класса по теме сегодняшнего дня- на оценку «5».1мин.
11. Подведение итогов урока.
Учитель диктует оценки за урок.
5 минут -резервное время