СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Природные зоны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Природные зоны" (4 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Природные зоны"»

АВТОРЫ: СТАРУН Л.Ю., ДОЛУХАНЯН А.В.



Тема урока: «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ»

Задачи урока:

  1. Выявить главные причины, влияющие на размещение растительности по территории нашей страны, основные типы растительности России, в каких условиях они формируются.

  2. Продолжить формирование умения рассказывать, вступать в диалог по проблеме единства взаимосвязи человека и природы. Развивать память, мышление, воображение.

  3. Воспитывать умение работать в коллективе, развивая такое качество как, взаимопомощь, культура обучения.

  4. Создать образ каждой природной зоны; выявить роль природы в жизни людей; воспитывать интерес к изучению природы родной страны. На примере природных зон показать взаимоотношения природы и человека

  5. Познакомить уч-ся с природными условиями пустыни, её растительным и животным миром.

  6. Развивать речь, память, внимание, коммуникативные навыки

  7. Воспитывать чувства товарищества, ответственности за свою группу при работе в паре.

 Ход урока

Содержание дидактического момента

Дидактическая задача

Деятель

ность учеников

I

Организационный момент:

Сегодня у нас очень необычный урок. Необычный, во-первых потому, что это одновременно и урок окружающего мира и урок- игра. А во-вторых, что нашему уроку предшествовала очень большая, очень серьезная и ответственная работа.

Мы дисциплинированы, активны, работаем быстро, старательно. Все очень внимательны. У всех всё получится.



Скажите, вы любите путешествовать?

- Куда бы вы хотели отправиться в путешествие?

- А хотели бы узнать побольше о природе разных материков? - Скажите, без кого нельзя обойтись в путешествии.

- Кто сопровождает нас, рассказывает о стране, в которую мы попали?

(Гид или экскурсовод)

- Сегодня нашим гидом будет…..

- При изучении флоры и фауны материка, знания каких учёных нам помогут?

- Сегодня юные биологи…….. познакомят нас со своими находками в этой области.

Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок.

Настроить на урок

 

II

Сообщение темы и цели: сегодня мы будем закреплять знания о природных зонах территории России.. Мы должны проследить взаимосвязь “Растительность – природа. Природная зона- человек”.



Известный историк В.О. Ключевский писал: “Сила, которая держит, в своих руках колыбель каждого народа, – природа его страны”



Наша задача подтвердить высказывание, оперируя факторами.

Поэтому мы сегодня слушаем отчеты географических экспедиций в составе 5-х групп “Арктика”, “Тайга”, “Степь”, “Пустыня”. Наблюдать за работой экспедиции, и оценивать будут научные работники, в составе которых географ, климатолог, биолог, почвовед, социолог.

В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.

Цель сегодняшней экспедиции – тундра. Но прежде, чем отправиться в экспедицию - вспомним, какую природную зону мы изучали на прошлом уроке.

Сообщить тему и цель урока

 

III

Проверка пройденного материала:



Что такое природная зона?

Перечислите основные компоненты природной среды.

Какие природные зоны размещены по территории России? Как они размещены?

Что в первую очередь влияет на размещение природных зон?

Какие компоненты природы тесно взаимосвязаны в природе?

Составьте ранжированный ряд на доске с помощью карточек

ГП, рельеф, климат, почва, растения, животные.

 

Повторить изученный ранее материал, развитие памяти, логического мышления, речи

 Устно отвечают на вопросы.

IV

Для работы над проектом были сформированы группы по 2-3 человека различного уровня компетенции, учитывая их личные симпатии, чтобы в каждой группе были ребята с различными интересами (“технари”, “дизайнеры”, “ораторы”). Это позволило распределить роли в группах, максимально учитывая способности детей, тем самым, давая возможность каждому из них почувствовать себя успешным. В то же время каждому учащемуся пришлось в своей деятельности использовать компьютер, беря на себя техническую, оформительскую или информационную часть работы, организуя поиск материала и создание конечного продукта

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала:

Учитель: Чем запоминается Россия? Неброской красотой природы, синевой бесчисленных озёр. Время словно остановилось в небольших затерянных среди лесов деревеньках. В строгости и величии древних городов. Новостройках, затерявшихся среди болот. “Живая природа” сопровождает человека. Принято считать, что главное в “живой природе” – растительность, флора. О ней говорят названия природных зон - тайга, степь, лесостепь и.т.д. Поэтому мы заслушаем результаты исследований научных экспедиций.

Эмоционнальный настой на сознательное усвоение м-ла, работу в группах

 Слушают учителя.

V

Усвоение новых знаний: Перед нами группа географических экспедиций “Арктика”, начальник экспедиции предлагает свой отчёт. Задание группе “Арктика”

  1. Эмоционально, красочно описать место проведения экспедиции: арктические пустыни, тундра, лесотундра.

  2. Рассказать о климатических этих условиях природных зон.

  3. Рассказать о почвах

  4. Рассказать о растениях и о животных Арктики и тундры.

  5. Рассказать о хозяйственной деятельности людей.

Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно – островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до минус шестидесяти, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля).

Путешествие по тундре. Животный мир”

– Так что же такое тундра?

Ученик: Тундра в переводе от финского – безлесная голая возвышенность, с характерным безлесьем в субарктическом поясе Северного полушария.

.Занимает площадь около 3 млн. км2, протягиваясь вдоль северного побережья Северной Америки и Евразии сплошной полосой шириной до 500 км. Тундра встречается также на некоторых островах близ Антарктиды. В горах образует высотный пояс (горная тундра).
В тундре длительная зима со снежным покровом в течение 7–9 месяцев, сильная заболоченность, широкое распространение многолетней мерзлоты. – Мы знаем, что цель нашей экспедиции - тундра. Найдите эту природную зону на ваших картах. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту?

– (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)

– Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная».

– В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Тундра находится за линией северного полярного круга.)

Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону. (Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.)

– Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание. А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру.

Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

– Что такое снежная часть года - это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.)

– Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия, составим небольшую схему:

  • равнина

  • вечная мерзлота

  • суровая зима (t до -50°)

  • прохладное короткое лето

Работа по группам.

– А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить: Что растет? Кто живет? Как живут?



– Расскажите о жизни животных в тундре.

1 ученик: Горностай – хищное млекопитающее семейства куньих, по внешнему виду похож на ласку, но крупнее. Горностай отличается черным кончиком хвоста. масса до 260 г. Как и ласка, зимой горностай белеет.
Он предпочитает селиться в перелесках, на опушках лесов, зарастающих вырубках, поймах рек. Зверек активен в разное время суток, отлично плавает, ловко забирается на деревья и кусты. Горностай питается, главным образом, мышевидными грызунами (в том числе и вредными), их норы служат ему жильем.

2 ученик: Лемминги, группа млекопитающих подсемейства полевок. Обыкновенные лемминги распространены в лесах и тундрах Они питаются травой, ягодами, корой; активны весь год.
Летом обыкновенные лемминги прокладывают сложные системы горизонтальных ходов и в оттаивающем слое грунта. Там же устраивают гнездовые расширения и выводковые гнезда. Лемминги могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Эти зверьки - основная пища песца.

3 ученик: Песец, хищное млекопитающее семейства волчьих. Длина тела до 75 см, хвоста до 50 см, массой обычно около 6кг. Мех зимой пышный, снежно-белый или у немногих (голубых песцов) различных оттенков – от песочного до тёмно-серого с голубоватым отблеском. Летом мех грязно-бурого цвета сверху, жёлтовато-серого снизу. В межсезонье линялые песцы выглядят пятнистыми.
Песец обитает в тундре и лесотундре. Самки очень плодовиты – обычно приносят около 10, но и иногда и более 20 щенков. Щенки развиваются очень быстро.
Песец подвержен частым эпизоотиям. Это центральный объект пушного промысла и звероводства, особенно голубой песец

4 ученик: Северный олень – парнокопытное млекопитающее семейства оленевых. Длина тела 150–220 см, высота в холке – 80–150 см, масса до 220 кг. Волосяной покров зимой густой, с хорошо развитым подшерстком, светлый с тёмными пестринами. На шее образуется грива. Летом мех короткий, бурый с различными оттенками серого. Рога у самцов такие же, как и у самок.
Северный олень – и дикий, и домашний – играет огромную роль в жизни народов Севера.

– Как растения приспособились к суровым условиям тундры?

– Если бы вам пришлось жить в тундре, то кем бы вы хотели быть? Почему?

  1. Какие растения растут?

  2. Как растения приспособились к жизни? (Корни, стебли, листья – на примере лишайника, травянистого растения, дерева.)

  1. Какие животные и птицы обитают?

  2. Как они приспособились к жизни? (на примере постоянных обитателей)

Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска. Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска. Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска. Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.

  1. Основные занятия населения тундры.

  2. Экологические проблемы тундры.

  3. Охрана природы тундры.,

Рассказ ботаников:

В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (показ гербарного материала, закрепление карточек на стенной карте). Все растения низкорослые. Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

– Какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.)

Рассказ зоологов:

Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек и закрепление их на стенной карте). Белая куропатка - растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова - хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец - хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень - низкорослое животное, травоядное - питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.

– Как приспособились к жизни представители животного мира? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей - густой мех.)

Физкультминутка

Поработали мы дружно
Отдохнуть немного нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.

Далее шепотом:

Наступает, наступает,
Наступает тишина.

Рассказ экологов:

Основное занятие населения тундры – оленеводство (показ фотографии). Еще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы:

  1. нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения;

  2. местность загрязняется нефтью во время ее добычи;

  3. незаконная охота – браконьерство;

  4. оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет (показ фотографии).

– Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)

– Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями. Самостоятельно запишите в тетрадь растения и животных, которых вы запомнили.

Задание группе “Тайга”.

  1. Эмоционально, красочно описать место проведения экспедиции: тайга, смешанный, широколиственный лес.

  2. Рассказать о ГП этих природных зон.

  3. Рассказать оклимате. растениях и о животных этих природных зон.

  4. Рассказать о растениях и о животных этих природных зон.

  5. Рассказать о хозяйственной деятельности людей. Задание группе “Степь”.

Задание группе “Степь”.

 

  1. Эмоционально, красочно описать место проведения экспедиции: лесостепь, степь.

  2. Рассказывать о ГП.

  3. Рассказать оклиматических условиях этих природных зон.

  4. Рассказать о почвах природных зон

  5. Рассказать о хозяйственной деятельности людей

В жаркие дни знойного лета воздух напоен горьким ароматом. Это полынная степь. Все тихо и спокойно. В жаркие дни знойного лета воздух напоен горьким ароматом. Это полынная степь. Все тихо и спокойно.

Задание группе “Пустыня”.

  1. Эмоционально, красочно описать место проведения экспедиции: полупустыни и пустыни.

  2. Рассказать о ГП..

  3. Рассказать о климате.

  4. Рассказ о почвах.

  5. Рассказ о растительном и животном мире.

  6. Рассказ о хозяйственной деятельности людей. Влияние человека на природу.

Опережающее задание

5 человек в группе (по 1 мин) время ограниченно

VI

Первичная проверка понимания.

Учитель: Слушая отчёты экспедиции, мы незаметно подошли к пониманию того, что удивительна и разнообразны природные зоны России, но прикосновение к ней должно быть бережное. Будущее процветание человечества возможно только при разумном сочетании древнего гуманного отношения к природе.

Земля – наш дом, человек должен осознавать свою ответственность перед потомками. Возвращаюсь к словам Ключевского: “Сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, – природа его страны” А теперь ответим на вопросы.

Что такое природная зона?

Как размещаются природные зоны по территории России?

Какие природные зоны размещаются по территории России?

А теперь отгадайте какая это природная зона?( Показ слайдов)

творческая работа

Заполняют таблицу

VII

Подведение итогов:

– Как вы оценили себя сами? (самооценка)

– Как оценили вас научные работники?

 

 

VIII

Рефлексия: что понравилось? что не понравилось в уроке?

Наш урок я хочу закончить словами, являющими эпиграфом нашего урока, и с которыми Вы не можете не согласиться.

Знания – это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти”.



 

 

IX

Инструктаж о выполнении д/з